X

Маршрутка: хорошо или плохо, безопасно или нет?

В редакцию часто приходят письма, в которых читатели жалуются на водителей маршрутных такси. Мол, они часто нарушают правила дорожного движения и создают на дорогах аварийные ситуации. Мы решили выяснить, так ли это на самом деле?


В редакцию часто приходят письма, в которых читатели жалуются на водителей маршрутных такси. Мол, они часто нарушают правила дорожного движения и создают на дорогах аварийные ситуации. Мы решили выяснить, так ли это на самом деле?

Чтобы разобраться в данном вопросе, корреспонденты «КА» провели небольшой социологический опрос участников дорожного движения. В нашем исследовании приняли участие 20 водителей маршрутных автобусов, 20 пассажиров маршруток и 20 водителей частных автомобилей. Наиболее интересные мнения мы решили опубликовать.

В основном водители маршрутных автобусов утверждали, что они, как правило, ездят так же, как и другие участники движения. И нарушают лишь изредка, в крайних случаях. Связано это с тем, что они выбиваются из графика и вынуждены наверстывать упущенное время. Впрочем, были и такие водители, которые самоуверенно полагали, что они досконально знают маршрут, а потому могут себе позволить немного отступать от требований ПДД.

Пассажиры к маршрутным такси в основном относятся позитивно, говорят, что это удобный вид транспорта, на котором, в отличие от привычного общественного, можно быстро добраться до нужного места. Но некоторые придерживались противоположного мнения. Многие опрошенные жаловались на то, что водители ради выручки часто берут всех пассажиров, желающих уехать. Из-за этого маршрутки настолько переполнены, что там невозможно даже стоять. А ведь это небезопасно, учитывая, что маршрутные такси ездят быстрее, чем троллейбусы или автобусы.

Как выяснилось в ходе опроса, маршрутчики немало досаждают водителям других транспортных средств. Опрошенные жаловались на то, что водители маршруток никогда не включают повороты, потому очень трудно предугадать, какой маневр совершит маршрутка в следующий момент. Некоторые даже говорят, что у них впереди едущий маршрутный автобус вызывает чувство опасности и напряженности.

Недовольство поведением водителей маршруток высказывают не только автолюбители, но и пассажиры. Конечно, аргументы водителей маршруток относительно нарушений иногда кажутся убедительными, но возникает вопрос: что произойдет, если все водители станут пренебрегать ПДД?

Поблажек не будет

Чтобы навести порядок среди перевозчиков, украинская Госавтоинспекция проводит различные мероприятия по проверке и предупреждению нарушений этой категорией водителей.

Только в прошлом году работники Госавтоинспекции провели 8 этапов комплекса профилактических мер «Перевозчик» и одну общегосударственную операцию «Автобус-2003». В общей сложности было проверено 73 перевозчика разных форм собственности. Результаты проверки показали, что водители маршрутных автобусов действительно чаще, чем другие участники дорожного движения, нарушают, а зачастую вообще пренебрегают правилами дорожного движения. Было выявлено 64 тыс. нарушений, 95 из которых – управление в нетрезвом состоянии, 8307 – проезд на запрещающий сигнал светофора, 9430 – превышение скорости и т. д. И это только в Киеве!

Как сообщили нам в Департаменте ГАИ МВД Украины, учитывая сложившуюся ситуацию и в целях повышения дисциплины перевозчиков, работники Госавтоинспекции будут и в нынешнем году регулярно проводить различные профилактические мероприятия.

Мы же хотим обратиться к водителям маршрутных автобусов с призывом быть более ответственными и, несмотря на отставание в графике, привередливых пассажиров и хорошее знание маршрута, строго соблюдать ПДД. Помните, что от вашего поведения на дороге зависит безопасность и жизни как пассажиров, так и остальных участников дорожного движения.

 Где опаснее всего

По данным Департамента ГАИ МВД Украины, больше всего нарушений, допущенных водителями маршрутных транспортных средств в прошлом году, было выявлено в Донецкой области – там было зарегистрировано 87 ДТП, в Крыму – 84 ДТП, Днепропетровской области – 78 ДТП, в Киеве и Киевской области – 51 ДТП, Харьковской – 51 ДТП. Как видим, это густонаселенные регионы, где работает большое количество перевозчиков.

Наиболее дисциплинированными оказались маршрутчики Севастополя – на их счету 5 ДТП, а также Хмельницкой, Тернопольской и Ривненской областей – в каждой из них в 2003 году было зафиксировано по 9 ДТП.

 Мнение водителей   

Михаил, 40 лет, стаж 20 лет

У меня уже выработался инстинкт – притормаживать, проезжая мимо отъезжающих от остановки маршруток. Их водители, как правило, редко включают указатели поворотов.

Юрий, 32 года, стаж 12 лет

Мне кажется, маршрутчики – самая опасная категория водителей, для них правил не существует, никогда не знаешь, какой маневр они совершат.

Владимир, 60 лет, стаж 35 лет

Водители маршрутных такси часто нарушают правила дорожного движения, совершают резкие маневры и торможения, когда видят пассажира с поднятой рукой. «Бросаются» на него, словно ворона за лакомым куском сыра, не обращая внимание на то, что творится вокруг.

  Мнение пассажиров   

Сергей, 28 лет

Маршрутки – удобный вид транспорта, на них удается добраться до нужного места быстро, почти так же, как на обычном автомобиле. К тому же маршрутные автобусы ходят регулярно, а это очень важно: их не приходится ждать, как остальной общественный транспорт, по 40 минут…

Алексей, 39 лет

Мне часто приходится ездить на стареньких маршрутках Mercedes. Они плохо подходят для перевозки пассажиров – расстояние между рядами кресел очень маленькое и сидеть неудобно. Непонятно, почему столичные власти разрешают эксплуатировать такие автобусы! К тому же водители набивают салон людьми, что называется, под завязку – не то что пройти, дышать порой тяжело.

Ольга, 56 лет

Водители маршруток, когда спешат, такое вытворяют на дороге, что иногда думаешь: доедешь живой или нет. В прошлом году я пострадала в маршрутке – ее водитель так резко затормозил, что я упала, в результате чего заработала гематому на ноге, которая и по сей день не сходит. С того времени я стараюсь пользоваться обычными автобусами – они намного безопаснее.

 Мнение водителей маршруток   

Григорий, 39 лет, стаж 7 лет, водитель маршрутного автобуса «Богдан»

Когда вам через каждые 100 метров говорят «остановитесь тут, там, у того столба или киоска», нервная система не выдерживает, поэтому иногда уже забываешь посмотреть в зеркало заднего вида, отъезжая от остановки.

Дмитрий, 41 год, стаж 9 лет, водитель маршрутного автобуса Mercedes

Я изо дня в день езжу по одному и тому же маршруту, знаю каждую ямку, где и сколько времени горит красный либо зеленый сигнал светофора, откуда может выехать другая машина, поэтому иногда позволяю себе немного превысить скорость или проехать на красный. Чего стоять, когда знаешь, что там никого нет…

Вадим, 38 лет, стаж 5 лет, водитель маршрутной «Газели»

А что я могу сделать? Мне хозяин сказал сдать план, вот я и вынужден, если отстаю от графика, где-то превысить скорость, где-то проехать на запрещающий сигнал светофора…

Евгений Ерков
Фото Сергея Кузьмича