X

Mercedes: Лайнер с трехлучевой звездой

На украинских дорогах нередко можно увидеть красивый автобус Mercedes-Benz О 303. Некоторые элементы архитектуры его кузова свидетельствуют о почтенном возрасте модели, но общее впечатление они не портят. А какова эта машина в эксплуатации?

На украинских дорогах нередко можно увидеть красивый автобус Mercedes-Benz О 303. Некоторые элементы архитектуры его кузова свидетельствуют о почтенном возрасте модели, но общее впечатление они не портят. А какова эта машина в эксплуатации?

На украинских дорогах нередко можно увидеть красивый автобус Mercedes-Benz О 303. Некоторые элементы архитектуры его кузова свидетельствуют о почтенном возрасте модели, но общее впечатление они не портят. А какова эта машина в эксплуатации?

Модель O 303 (буква О обозначает Omnibus – по-немецки «автобус») считается наиболее успешным немецким автобусом. Только с 1974 по 1992 год в Германии было выпущено свыше 30 тысяч таких машин. Затем последовала смена модели, а удачный проект продали в Турцию и в Россию для выпуска по лицензии. Это продлило его жизнь на десятилетия. За время выпуска с конвейера сошли десятки вариантов О 303. До настоящего времени в мире выпущено 38 тысяч единиц этой машины. На разборку попали совсем немногие, и лайнер продолжает менять своих владельцев, оставаясь совсем недешевым.

Кузов и салон

Конструкция несущего кузова с нижней рамой жесткая и хорошо защищена от коррозии.

Салон производит хорошее впечатление. Расстояние от пола до потолка в 1980 мм позволяет перемещаться по проходу в полный рост даже очень высоким людям. Сиденья удобные, но проход между ними узковат. Багажное отделение имеет объем 7,86 м куб. и позволяет перевозку крупногабаритных грузов.

В задней части справа – автономный отопитель Webasto, а перед ним – маленький отсек для вещей водителя.
В корме – легкодоступные воздушный фильтр и аккумулятор.

Рабочее место водителя комфортабельное. Панель приборов отличается функциональностью. Шкалы приборов четкие и хорошо читаются. Переключатели и рычажки рука водителя «запоминает» быстро.

Двигатель и трансмиссия

На этот автобус в 80-е годы устанавливали восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель ОМ-422А с рабочим объемом 14620 см куб., который можно обнаружить и на грузовых машинах тех же годов выпуска. При покупке подержанного автобуса необходимо обращать внимание на неприметную букву «А» в обозначении – сокращение от Aufladung, то есть «наддув». Ее отсутствие означает, что двигатель расходует больше топлива, а мощность развивает меньшую. В таком случае О 303 значительно дешевле.

Двигатель спроектирован с учетом возможного использования в странах, где условия эксплуатации значительно хуже, чем в Германии. Украина в этом отношении не самый плохой вариант, поэтому О 303 может служить долго. Ремонтники по достоинству оценивают «мокрые» гильзы цилиндров и наличие раздельных головок блока цилиндров, а эксплуатационники – небольшую степень сжатия 16,25:1 и возможность работы на дизтопливе не слишком высокого качества.

В процессе эксплуатации необходимо тщательно выдерживать предписанные интервалы замены фильтров и масел. Обычно все это делается одновременно после пробега 10 тысяч км. Фильтры относительно недорогие, и их можно купить в магазинах, где продают принадлежности и запчасти для легковых «Мерседесов». В картер двигателя и масляный фильтр заливается 16,5 л масла SAE30 летом и SAE20W-20 зимой.

Водитель на просторном рабочем месте чувствует себя комфортно. Здесь есть все необходимое, но ничего лишнего. Все смотрится солидно и несколько консервативно.
Турбодизель V8 в 330 л. с. расположен за задней осью и довольно низко. Это снижает центр тяжести, а при столкновении мотор уходит под пол салона.

У хорошего хозяина несколько шумный ОМ-422А вполне способен достичь заветного пробега в миллион километров. Дизель очень тяговитый. Водитель может на прямой передаче разогнать О 303 от 40 км/ч до «сотни», не развивая больше 700 об/мин. Это одновременно экономит топливо и сохраняет ресурс коробки передач.

В будущем у двигателя О 303 появится еще один козырь – возможность применения биодизельного топлива без перенастроек. На автобус можно установить ярославский дизель ЯМЗ-238. Недаром встречаются объявления о желании приобрести только кузов.

Конечно же, О 303 – не гоночный болид. Однако при покупке подержанного автобуса следует проверить его динамические характеристики. С места первый километр машина должна проходить за 50 – 52 секунды. А на максимальной скорости исправный автобус предолевает один километр примерно за 30 секунд.

О 303 поставлялся с 6-ступенчатой механической коробкой передач фирмы ZF. Шестая передача прямая, ускоряющей нет. На трассе коробку приходится переключать редко, поэтому она служит очень долго. В нее заливается 13 л масла. На моделях, выпущенных после 1981 года, начали устанавливать электронно-пневматическую систему переключения передач Electronic Power Shift System (EPS).

Однодисковое сцепление GF380 сухого типа фирмы Fichtel&Sachs при нормальных условиях эксплуатации служит очень долго. Задний мост с гипоидной передачей разработки концерна «Даймлер-Бенц» не требует ничего, кроме регулярной замены масла в объеме 11 л. В 1981 году на О 303 начали устанавливать систему, исключающую занос при резком наборе скорости (Acceleration Skid Control).

Модель О 303 изготавливалась даже в России –на Голицынском автобусном заводе. Но недолго.
О 302 Otomarsan – предшественник популярного «триста третьего», собранный в Турции.
Cобранный в Турции О 303 отличается от немецкого невыгнутыми боковыми окнами.
Наследник легендарного «триста третьего» – О 304 Europa, выпущенный на заводе в Турции.

Ходовая и механизмы управления

Подвеска автобуса О 303 – зависимая, пневматическая. Она обеспечивает хорошие ходовые качества и управляемость и на неровной дороге, и на поворотах. В то же время при эксплуатации автобуса на плохих дорогах состояние пневморессор необходимо регулярно контролировать.

Двухконтурная пневматическая тормозная система служит долго и безотказно. Имеется моторный тормоз, применяющийся на затяжных спусках. Важно, что тормоза барабанного типа хорошо защищены от попадания в механизмы дорожной грязи и снежной пыли. Антиблокировочная система ABS появилась на этих автобусах после модернизации 1981 года.

Управляемость О 303 хорошая, хотя это все же не легковой автомобиль. Передняя подвеска допускает поворот колес на 52 градуса вправо и влево, что облегчает маневрирование. Усилия на руле небольшие, так как система управления типа LS5F, разработанная специалистами «Даймлер-Бенц», включает в себя гидроусилитель. В нее заливается 9,0 л специального масла.

Этот О 303 пришел из Бундесвера, пример тому – фаркоп и окрас.
Пневматическая подвеска обоих мостов обеспечивает автобусу хорошую плавность хода. Однако резиновые «подушки» не защищены от камней из-под колес и требуют постоянного внимания. Спереди их две, сзади (рис.) – четыре.

Покупка подержанного автобуса

При осмотре кандидата на покупку необходимо в первую очередь проверить состояние резиновых деталей пневморессор подвески, не защищенных от вылетающих из-под колес камней. Именно эти «подушки» являются самым уязвимым местом в конструкции О 303. На втором месте – наконечники рулевых тяг, которые быстро вырабатываются. Отказы электрической системы бывают редко.

О 303 очень хорошо защищен от коррозии. Вместе с тем его кузов несущей конструкции, особенно при небрежной езде по ухабам, подвергается повышенным нагрузкам, в результате чего в местах сварки лакокрасочное покрытие может отслаиваться. Сборка О 303 вплоть до 1992 года производилась в Германии, и ее качество очень высокое. После покупки все же следует проверить затяжку резьбовых соединений и дополнительно защитить их от коррозии. Стоимость О 303 напрямую зависит от пробега по украинским дорогам и составляет от 125 до 550 тыс. грн.Цена фильтров относительно невысокая. Наиболее хлопотным делом может оказаться замена панорамного лобового стекла. Дешевым оно не бывает, а при доставке занимает много места, за что также придется немало платить. Прогоревший глушитель лучше отремонтировать своими силами, ибо его стоимость в Германии непомерно высока.

Необходимо учесть, что некоторые О 303 уже попали на украинские разборки и служат источником запчастей. Такие же разборки есть в Польше, Словакии, России.

При заказе запчастей необходимо указывать идентификационный код шасси или двигателя, так как все данные введены в компьютер для конкретного типа автобуса. Без такой привязки продавцы обычно не имеют возможности давать точные справки по стоимости запасных частей или агрегатов.

 Мнение  

Владимир Петрикович
Водительский стаж 22 года

Мне приходилось ездить на автобусах многих марок. И скажу откровенно: О 303-й мне нравится больше всех: «Мерседес» всегда «Мерседес»! Машина послушная в управлении и мягкая на ходу, т. к. оснащена пневмоподвеской колес. Но за «подушками» подвески нужен глаз да глаз. Двигатель очень тяговитый, гибкий в работе, и передачи переключаю редко. На нашей солярке он не капризничает. Нужно только вовремя менять фильтры, а также масло.

Для ухабистых дорог кузов слабоват. Недавно из-за его перекоса на моей машине лопнуло лобовое стекло. Освещение неплохое, но я установил еще и «противотуманки», а от камней их защитил проволочной сеткой.

 Mercedes­Benz O 303 15 RHS
Общие данные
Тип
туристический автобус большого класса
Габариты, Д/Ш/В, мм
12000/2500/3213
Колесная база, мм
6330
Мест для сидения
52+1
Объем багажных отсеков, м куб.
7,83
Снаряженная масса, кг
11920
Полная масса, кг
16000
Дорожный просвет, мм
189
Объем бака, л
2х180
Двигатель
Марка
OM 422A
Тип
турбодиз.
Рабочий объем, см куб.
14620
Расп. и к­во цил./кл. на цил.
V8/2
Мощность, л. с./об/мин
330/2300
Макс. кр. момент, Нм/об/мин
1300/1200
Трансмиссия
КП
6­ст. мех.
Ходовая часть 
Подвеска передн./задн.
завис. пневм./завис. пневм.
Тормоза передн./задн.
бараб./бараб.
Шины
12/80 R22.5
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч
123
Контрольный расход топлива (по шоссе), л/100 км
28,2
Цена автобуса (середины 80­х гг. ), $
22000–25000

 Приблизительная стоимость новых запчастей и агрегатов, грн.
Турбина нагнетателя
4600–5500
Поршень
125
Сменный элемент воздушного фильтра
250
Сменный элемент топливного фильтра
35
Сменный элемент масляного фильтра
40
Глушитель
5000
Тормозная накладка
80
Диск сцепления
400
Пневморессора
1000
Подшипники качения
20–150
Панорамное лобовое стекло
6000

Владимир Репало
Фото из архива автора