X

Покоритель огня

Первого декабря на территории Павлоградского химического завода состоялись показательные испытания пожарного автомобиля на шасси Scania. По своим возможностям он не имеет аналогов в Европе, заменяя собой семь стандартных пожарных автоцистерн на «зиловской» базе.

Первого декабря на территории Павлоградского химического завода состоялись показательные испытания пожарного автомобиля на шасси Scania. По своим возможностям он не имеет аналогов в Европе, заменяя собой семь стандартных пожарных автоцистерн на «зиловской» базе.

Первого декабря на территории Павлоградского химического завода состоялись показательные испытания пожарного автомобиля на шасси Scania. По своим возможностям он не имеет аналогов в Европе, заменяя собой семь стандартных пожарных автоцистерн на «зиловской» базе.

Показ машины недаром организовали на Павлоградском химическом заводе (Днепропетровская обл.), который уже 80 лет специализируется на изготовлении взрывчатых веществ и боеприпасов различного назначения. Сегодня это ведущее предприятие Украины в данной отрасли, которое занимается еще и утилизацией непригодных для хранения снарядов и твердого ракетного топлива. Территория завода – около 1000 га, и потому обеспечению ее безопасности, в том числе противопожарной, уделяется особое внимание. Недавно руководство предприятия приняло решение оснастить заводскую пожарную часть автомобилем комбинированного тушения высокой мощности, способным эффективно бороться с возгоранием взрывчатых веществ.

На приборной панели – специальное оборудование: блоки управления насосом и спецсигналами, контрольные лампы и устройство громкой связи.s

В кабине, на моторном тоннеле появилось дополнительное, третье сиденье.

Над лобовым стеклом – мини-лафет, создающий с помощью дисперсной струи водяной заслон между кабиной и близко расположенным очагом огня.

Исполнители

Для постройки любого пожарного автомобиля требуется шасси. В данном случае выбор пал на грузовики шведской марки Scania, которые активно поставляются в Украину вот уже 15 лет и зарекомендовали себя одними из самых надежных в тяжелом классе. Под новую разработку решили выделить шасси Р420 колесной формулы 8х4, которое активно используется в строительном секторе – в частности, для установки самосвальных кузовов. Шасси оснащено низкой кабиной P и 420-сильным турбодизельным двигателем стандарта Евро 3. По требованию пожарных оно было доработано: появилась дополнительная коробка отбора мощности, а в кабине – еще одно, третье сиденье.

Установкой пожарного оборудования на шасси занялась польская фирма Zbigniew Szczesniak. Она изготовила прочную и долговечную кузовную настройку – с каркасом из нержавеющей стали и алюминиевыми наружными панелями. В ее недрах размещены две цистерны из «нержавейки»: соответственно, на 15000 л воды и на 3000 л пенообразователя. Предусмотрена и емкость для 250 кг порошка, выброс которого производится сжатым азотом.

Изюминка автомобиля – центробежный насос фирмы Ziegler производительностью до 6000 литров в минуту, с выходным давлением до 16 атм. В комплект входят два водно-пенных лафетных ствола американского производства – на крыше, в передней и задней частях надстройки.

Лафетный ствол марки Akron Brass в задней части надстройки – самый мощный: до 4800 л водно-пенной смеси в минуту на расстояние до 85 м.

Лафетный ствол Williams Fire в передней части подает до 3800 л воды в минуту или 7 кг порошка в секунду – на расстояние до 75 и 30 м соответственно.

Показ в действии

На территории завода было решено организовать импровизированный пожар. Для этой цели выбрали подходящий пустырь. Очагом возгорания послужили многочисленные ящики от боеприпасов, которых на территории не счесть. Чтобы они лучше и быстрее загорелись, их обложили пороховыми зарядами. Торжественно поднесли факел с огнем… и начался фейерверк.

Тушить многометровое пороховое пламя никто не собирался – это бесполезно. Но когда оно затихло и загорелись деревянные ящики, пожарные взялись за дело. Зрителей организаторы мероприятия решили заинтриговать. Сначала прибыла первая бригада –старенькая автоцистерна ЗИЛ-130. Это сделали специально – чтобы сравнить эффективность работы двух машин.

Автомобиль оборудован множеством рукавных катушек, способных растягиваться на многие десятки метров.

В специальном отсеке с правой стороны размещаются углекислотные огнетушители: 4 штуки объемом по 27 л.

Ноу-хау – система автоматической подготовки водно-пенной смеси. Она соединяет компоненты в диапазоне от 1% до 6% (с шагом 0,1%). Для управления – сенсорный экран.

После безуспешной попытки побороть огонь к месту возгорания подъехал новый автомобиль комбинированного тушения на шасси Scania. Удивлению не было предела. Машина буквально завалила бушующее пламя тоннами воды и пены из двух стационарных стволов. Параллельно за тушение принялся боевой расчет, раскатав десятки метров рукавов и взяв в руки брандспойты. Считаные минуты – и от пожара не осталось и следа.

Таким образом, новый автомобиль комбинированного тушения на четырехосном шасси Scania доказал, что сегодня для ликвидации пожара на больших объектах (заводах или аэродромах) многочисленный автопарк вовсе не обязателен. Хватит и одной, но очень мощной машины.

Мнение

Леонид Шиман Генеральный директор ГП «НПО «Павлоградский химический завод»

Тот парк пожарных автомобилей, которые приобретены нами в 90-е годы, сегодня не соответствует новым требованиям законодательства Украины к пожарной технике. И морально, и физически эти машины устарели. Поэтому в рамках программы утилизации твердого ракетного топлива на Павлоградском химическом заводе совместно с польской компанией и фирмой Scania разработан пожарный автомобиль. Он предназначен для тушения очагов возгорания, связанных с электрическим током, нефтепродуктами, порохом и другими взрывчатыми веществами. Новинка стоит дорого (без шасси – около 200 тыс. евро), но это дешевле моделей, которые нам предлагали как российские, так и наши производители. Автомобиль способен заменить семь обычных пожарных машин.

Сергей Голота Директор по продажам ООО «Днепро-Скан Сервис», официального дилера Scania в Днепропетр. регионе

Мы работаем с Павлоградским химическим заводом уже более трех лет и поставили на данное предприятие свыше 20 машин Scania. Это автомобили колесных формул 8х4, 6х2 и 4х2, которые используются для перевозки взрывчатки и как шасси под смесительно-зарядные установки. Предприятие многопрофильное и эксплуатирует самую разнообразную технику. Работать над нестандартными заказами – это то, чем сильна Scania. Что касается нового автомобиля, то задача состояла в том, чтобы предложить не только надежное шасси, но и подыскать достойного европейского кузовостроителя для установки передового пожарного оборудования. Мы нашли польских партнеров – частную фирму Zbigniew Szczesniak и совместными усилиями помогли создать оптимальный для заказчика автомобиль.

Пожарный автомобиль Scania

Общие данные

Тип/модель

пожарный автомобиль комбинированного тушения EN1846-1 S-1-3-15000-10/6000-1

Шасси

Scania P420CB 8х4 HNZ

Мест в кабине

3

Д/Ш/В, мм

11350/2550/3550 (по лафетному стволу)

Снаряженная масса, кг

16100

Полная масса, кг

35000

Двигатель и трансмиссия

Тип/мощность, л. с.

турбодизель/420 л. с. (Евро 3)

КП

8-ст. мех.

Специальное оборудование

Бак для воды, л

15000

Бак для пенообразователя, л

3000

Порошок, кг

250

Углекислотные огнетушители стационарные

4 шт. по 27 кг

Углекислотные огнетушители мобильные

2 шт. по 27 кг

Водяной насос
– марка
– производительность, л/мин

 

Ziegler FPN

6000

Лафетные стволы

Williams Fire Hydrogen (1 шт.)
Akron Brass Apolo (1
шт.)

Юрий Гоголев
Фото автора