Toyota HiAce: Козырный «рафик»
По украинcким дорогам колесит немало автомобилей родом из Страны восходящего солнца, в том числе и коммерческих. Одним из самых популярных развозных фургонов и микроавтобусов японского происхождения на нашем рынке по праву считается Toyota HiAce конца 80-х – середины 90-х годов выпуска.
По украинcким дорогам колесит немало автомобилей родом из Страны восходящего солнца, в том числе и коммерческих. Одним из самых популярных развозных фургонов и микроавтобусов японского происхождения на нашем рынке по праву считается Toyota HiAce конца 80-х – середины 90-х годов выпуска.
История развозных фургонов и микроавтобусов Toyota HiAce насчитывает уже более четырех десятилетий. С 1967 года успело смениться несколько поколений этого популярного автомобиля. Мы расскажем о серии Н10 – модели 1989–1995 г. в. Немало этих машин поставлялось в Украину, в частности, для работы в качестве «скорой помощи».
Снаружи
Серия H10 отличалась от предшественницы прежде всего стильным обтекаемым кузовом, дизайн которого неплохо смотрится и сегодня. По классу машина соответствовала нашему РАФу, но при этом имела японское качество. Не зря название HiAсe можно перевести как «козырный туз». Если, конечно, не принимать во внимание преданную остракизму в Западной Европе и США вагонную компоновку со всеми ее достоинствами и недостатками. Например, обзор и маневренность хороши, но посадка неудобная (брюки пачкаются о колесную арку), а пассивная безопасность посредственная (нет капота, поглощающего удар).
Эволюция козырного «рафика»
Предшественник – HiAce начала 80-х. | Наследник – модель 1996 г. – в Украине редкость. |
Зато с развесовкой все в порядке– двигатель установлен позади передней оси. Выпускалось три основных варианта: грузовой фургон, микроавтобус и грузопассажирская версия. Различалось две модификации по длине базы: 2330 и 2590 мм. Длинный автобус вмещает 15 человек, включая водителя, короткий – 12. Третий ряд сидений в салоне – страпонтены (откидные «табуретки»).
Дверь в корме может быть либо двухстворчатой (только на европейских версиях), либо подъемной. Сдвижные дверцы, в зависимости от модификации, могут быть установлены как с одной, так и с обеих сторон. Кстати, «однодверная» модель прочнее. При покупке необходимо придирчиво проверить, как работает сдвижная дверь (двери). В результате небрежной эксплуатации она склонна к перекосам и деформациям. При этом дверь либо не закрывается, либо не открывается.
Внутри
Салон не отличается особыми изысками. Панель приборов – типично японская. Удобная, достаточно информативная, но предельно лаконичная. Рычаг переключения передач смонтирован на полу, что в трехместной кабине выглядит несколько странным. Хорошо, что он установлен почти между сиденьями, так что третий здесь все же не лишний. К слову, среднее сиденье откидное и в случае необходимости превращается в столик. А вот регулировками чаще снабжено только место водителя. Пассажирское кресло можно регулировать в основном на европейских версиях. Любопытно, что рулевая колонка зафиксирована лишь в одном положении. Еще один серьезный недостаток вагонной компоновки – мягко говоря, неудобный доступ к двигателю через люк в полу. Хотя это не мешает в случае чего заниматься мелким ремонтом в непогоду.
Сам кузов достаточно прочный, однако при перегрузках и постоянной эксплуатации по плохим дорогам способен подбросить сюрприз в виде заклинивающей сдвижной боковой двери. Кроме того, могут возникнуть проблемы с фарами. Скорее всего, потребует ремонта и кондиционер (если он есть). Защита от коррозии – на должном уровне. Традиционные места возникновения ржавчины – колесные арки, кромки дверей, особенно тыльных грузовых, днище, а у моделей с кондиционером – крыша.
Двигатели
Японцы, как правило, не балуют обилием моторов. Обычно на Toyota HiAce устанавливались двухлитровый бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 95 л. с. и два отличных дизеля объемом 2,4 л и 2,8 л и мощностью, соответственно, 82 л. с. при 4000 об/мин. и 82 л. с при 3800 об/мин. Кроме того, есть и 2,4-литровый бензиновый мотор в 120 л. с., с электронным впрыском Bosch D-Jetronic.
Карбюраторные двигатели страдают подсосом воздуха через неисправную прокладку карбюратора, из-за чего смесь хронически обедняется. Будьте внимательны, если не хотите менять прогоревшие поршни. Кроме того, они не выносят применения низкокачественного бензина – быстро разрушаются перемычки поршневых колец со всеми вытекающими последствиями. У всех «бензинок» случаются сбои зажигания, а у впрысковых версий нормальное явление – неисправные датчики и засорившиеся на нашем бензине форсунки. При этом генераторы HiAce слабоваты. Дизели, в принципе, надежнее, однако на нашей солярке у них довольно скоро выходят из строя ТНВД и форсунки. Вывод – ставьте дополнительные фильтры и не забывайте их почаще обновлять.
Грузовой отсек достаточно просторен. Длина – 1,75 м (2,01 м – длинная база). Ширина – 1,54 м. Высота – 1,35 м. | Фургон HiAce с подъемной задней дверью позволяет работать с вилочным погрузчиком. |
Трансмиссия
Коробок передач было три: четырех- и пятиступенчатая механическая и «автомат» на четыре скорости (в основном на праворульных моделях). Привод – на заднюю ось. Изредка встречаются полноприводные японские версии, с ремонтом которых по причине их экзотичности может возникнуть масса проблем. Кроме того, у них нередко повреждено днище. «Механика» вполне надежна и нареканий не вызывает. А вот от «автомата» лучше отказаться. Он считается недостаточно надежным, а ремонт его недешев.
Ходовая часть
Передняя подвеска – независимая, на сдвоенных рычагах и продольных торсионах. Задняя – неразрезной мост, на листовых рессорах. Узел достаточно прочен, однако на наших дорогах передние шаровые опоры с рычагами редко выхаживают больше 90-100 тыс. км. Кроме того, сравнительно быстро изнашиваются амортизаторы. Тормоза – барабанные по кругу. Передние вентилируемые диски часто устанавливались как опция. Рулевое управление – реечное, обычно с гидроусилителем.
Выводы
Toyota HiAce – отличный пример городского развозного автомобиля. Он вместителен, маневренен, имеет хороший обзор, надежен и прост. Кузов хорошо защищен от коррозии и почти не ржавеет. Увы, за это пришлось заплатить затрудненным доступом к мотору и посредственной пассивной безопасностью. Запчасти недешевы, да и стоимость ТО и ремонта «кусаются».
В Украине автомобиль Toyota HiAce серии Н10 в зависимости от состояния и года выпуска можно приобрести за 5500–11000 у.е.
Конструкция
Мнение
Александр Мягконосов Водительский стаж – 15 лет - Купил по случаю дизельную Toyota HiAce 1993 года выпуска. Пробег на то время составлял примерно 180 тыс. км. Машиной доволен по сей день. Она простая, прочная и особых проблем не доставляет. Конечно, есть и недостатки. К примеру, кабина напоминает советский «рафик»: такая же простенькая и незатейливая. И передняя подвеска могла бы быть попрочнее. Наши дороги сами знаете какие… Оригинальные запчасти – дорогие. Но всегда можно найти альтернативу польского или турецкого производства. Они, конечно, похуже, зато дешевле. Стартеры новые покупать не советую, лучше брать восстановленные в Польше. В остальном Toyota HiAce – хороший автомобиль.
Юрий Дегтяренко Водительский стаж – 25 лет Езжу на HiAcе уже 5 лет. Мой микроавтобус –1991 года выпуска… Слава Богу, еще бегает! Дизельный мотор хорош, вот только ТНВД не любит плохой солярки. Совет здесь один – вовремя менять топливные фильтры. Антикоррозионная защита кузова более-менее надежна. Хотя есть нюансы: при малейшем повреждении перенапряженный при штамповке металл усиленно ржавеет в месте удара. Потому обычно приходится менять «травмированную» деталь. Запасное колесо расположено неудачно – под днищем. Из-за этого оно всегда грязное.
Toyota HiAce | |
Общие данные | |
Тип | фургон/микроавтобус |
Д/Ш/В, мм | 4570/1690/2045 |
Колесная база, мм | 2330 |
Мест | 3/6/12 |
Снаряженная масса, кг | 1500 |
Грузоподъемность, кг | 1000 |
Полная масса, кг | 2500 |
Объем груз. отсека, м куб. | 6,0 |
Погрузочная высота, м | 595 |
Дорожный просвет, мм | 190 |
Радиус разворота, м | 4,7 |
Объем бака, л | 70 |
Двигатель | |
Марка/тип | дизель |
Рабочий объем, см куб. | 2446 |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | 4/2 |
Мощность, л. с./об/мин | 82/4000 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 162/2400 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП, тип | 5-ст. мех. |
Ходовая часть | |
Подвеска передн./задн. | независ., торсион./завис., рессорн. |
Тормоза передн./задн. | бараб./бараб. |
Шины | 6.00-14-8PRLT |
Эксплуатационные показатели | |
Макс. скорость, км/ч | 130 |
Средний расход, л/100 км | 10–13 |
Цена б/у автомобиля, у.е. | 5500–11000 |
Цены на новые запчасти, грн. | |
Фильтр масляный | 100–125 |
Фильтр топливный | 110–170 |
Фильтр воздушный | 172 |
ТНВД | 12690 |
Распылитель форсунки | 705 |
Амортизатор передн./задн. | 355/300 |
Колодки тормозные передн./задн. | 325–514/500 |
Диск сцепления | 1000 |
Наконечник рулевой тяги | 225 |
Подшипник ступичный передн., комплект | 175–410 |
Стартер | 3760 |