X

Toyota HiAce: Козырный «рафик»

По украинcким дорогам колесит немало автомобилей родом из Страны восходящего солнца, в том числе и коммерческих. Одним из самых популярных развозных фургонов и микроавтобусов японского происхождения на нашем рынке по праву считается Toyota HiAce конца 80-х – середины 90-х годов выпуска.

По украинcким дорогам колесит немало автомобилей родом из Страны восходящего солнца, в том числе и коммерческих. Одним из самых популярных развозных фургонов и микроавтобусов японского происхождения на нашем рынке по праву считается Toyota HiAce конца 80-х – середины 90-х годов выпуска.

По украинcким дорогам колесит немало автомобилей родом из Страны восходящего солнца, в том числе и коммерческих. Одним из самых популярных развозных фургонов и микроавтобусов японского происхождения на нашем рынке по праву считается Toyota HiAce конца 80-х – середины 90-х годов выпуска.

История развозных фургонов и микроавтобусов Toyota HiAce насчитывает уже более четырех десятилетий. С 1967 года успело смениться несколько поколений этого популярного автомобиля. Мы расскажем о серии Н10 – модели 1989–1995 г. в. Немало этих машин поставлялось в Украину, в частности, для работы в качестве «скорой помощи».

Снаружи

Серия H10 отличалась от предшественницы прежде всего стильным обтекаемым кузовом, дизайн которого неплохо смотрится и сегодня. По классу машина соответствовала нашему РАФу, но при этом имела японское качество. Не зря название HiAсe можно перевести как «козырный туз». Если, конечно, не принимать во внимание преданную остракизму в Западной Европе и США вагонную компоновку со всеми ее достоинствами и недостатками. Например, обзор и маневренность хороши, но посадка неудобная (брюки пачкаются о колесную арку), а пассивная безопасность посредственная (нет капота, поглощающего удар).

Эволюция козырного «рафика»

Предшественник – HiAce начала 80-х.

Наследник – модель 1996 г. – в Украине редкость.

Зато с развесовкой все в порядке– двигатель установлен позади передней оси. Выпускалось три основных варианта: грузовой фургон, микроавтобус и грузопассажирская версия. Различалось две модификации по длине базы: 2330 и 2590 мм. Длинный автобус вмещает 15 человек, включая водителя, короткий – 12. Третий ряд сидений в салоне – страпонтены (откидные «табуретки»).

Дверь в корме может быть либо двухстворчатой (только на европейских версиях), либо подъемной. Сдвижные дверцы, в зависимости от модификации, могут быть установлены как с одной, так и с обеих сторон. Кстати, «однодверная» модель прочнее. При покупке необходимо придирчиво проверить, как работает сдвижная дверь (двери). В результате небрежной эксплуатации она склонна к перекосам и деформациям. При этом дверь либо не закрывается, либо не открывается.

Передний ряд сидений в модели Toyota HiAce рассчитан на троих человек. Рычаг КП, расположенный на полу, этому не помеха.

Рабочее место водителя. Травмобезопасный руль. Приборы, кнопки и рычажки – в одном компактном блоке.

Внутри

Салон не отличается особыми изысками. Панель приборов – типично японская. Удобная, достаточно информативная, но предельно лаконичная. Рычаг переключения передач смонтирован на полу, что в трехместной кабине выглядит несколько странным. Хорошо, что он установлен почти между сиденьями, так что третий здесь все же не лишний. К слову, среднее сиденье откидное и в случае необходимости превращается в столик. А вот регулировками чаще снабжено только место водителя. Пассажирское кресло можно регулировать в основном на европейских версиях. Любопытно, что рулевая колонка зафиксирована лишь в одном положении. Еще один серьезный недостаток вагонной компоновки – мягко говоря, неудобный доступ к двигателю через люк в полу. Хотя это не мешает в случае чего заниматься мелким ремонтом в непогоду.

Сам кузов достаточно прочный, однако при перегрузках и постоянной эксплуатации по плохим дорогам способен подбросить сюрприз в виде заклинивающей сдвижной боковой двери. Кроме того, могут возникнуть проблемы с фарами. Скорее всего, потребует ремонта и кондиционер (если он есть). Защита от коррозии – на должном уровне. Традиционные места возникновения ржавчины – колесные арки, кромки дверей, особенно тыльных грузовых, днище, а у моделей с кондиционером – крыша.

Двигатели

Японцы, как правило, не балуют обилием моторов. Обычно на Toyota HiAce устанавливались двухлитровый бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 95 л. с. и два отличных дизеля объемом 2,4 л и 2,8 л и мощностью, соответственно, 82 л. с. при 4000 об/мин. и 82 л. с при 3800 об/мин. Кроме того, есть и 2,4-литровый бензиновый мотор в 120 л. с., с электронным впрыском Bosch D-Jetronic.

Карбюраторные двигатели страдают подсосом воздуха через неисправную прокладку карбюратора, из-за чего смесь хронически обедняется. Будьте внимательны, если не хотите менять прогоревшие поршни. Кроме того, они не выносят применения низкокачественного бензина – быстро разрушаются перемычки поршневых колец со всеми вытекающими последствиями. У всех «бензинок» случаются сбои зажигания, а у впрысковых версий нормальное явление – неисправные датчики и засорившиеся на нашем бензине форсунки. При этом генераторы HiAce слабоваты. Дизели, в принципе, надежнее, однако на нашей солярке у них довольно скоро выходят из строя ТНВД и форсунки. Вывод – ставьте дополнительные фильтры и не забывайте их почаще обновлять.

Грузовой отсек достаточно просторен. Длина – 1,75 м (2,01 м – длинная база). Ширина – 1,54 м. Высота – 1,35 м.

Фургон HiAce с подъемной задней дверью позволяет работать с вилочным погрузчиком.

Трансмиссия

Коробок передач было три: четырех- и пятиступенчатая механическая и «автомат» на четыре скорости (в основном на праворульных моделях). Привод – на заднюю ось. Изредка встречаются полноприводные японские версии, с ремонтом которых по причине их экзотичности может возникнуть масса проблем. Кроме того, у них нередко повреждено днище. «Механика» вполне надежна и нареканий не вызывает. А вот от «автомата» лучше отказаться. Он считается недостаточно надежным, а ремонт его недешев.

Ходовая часть

Передняя подвеска – независимая, на сдвоенных рычагах и продольных торсионах. Задняя – неразрезной мост, на листовых рессорах. Узел достаточно прочен, однако на наших дорогах передние шаровые опоры с рычагами редко выхаживают больше 90-100 тыс. км. Кроме того, сравнительно быстро изнашиваются амортизаторы. Тормоза – барабанные по кругу. Передние вентилируемые диски часто устанавливались как опция. Рулевое управление – реечное, обычно с гидроусилителем.

Выводы

Toyota HiAce – отличный пример городского развозного автомобиля. Он вместителен, маневренен, имеет хороший обзор, надежен и прост. Кузов хорошо защищен от коррозии и почти не ржавеет. Увы, за это пришлось заплатить затрудненным доступом к мотору и посредственной пассивной безопасностью. Запчасти недешевы, да и стоимость ТО и ремонта «кусаются».

В Украине автомобиль Toyota HiAce серии Н10 в зависимости от состояния и года выпуска можно приобрести за 5500–11000 у.е.

 

Конструкция

Дизельные HiAce достаточно надежные, но на некачественной солярке топливный насос и форсунки часто подводят.

Взаимное расположение задних амортизаторов по диагонали снижает вибрации и шум в салоне.

Жесткая «лестничная» рама с Y-образными элементами хорошо поглощает удары при лобовом столкновении.

Погрузку-выгрузку, равно как и посадку-высадку, облегчает широкий дверной
проем.

Мнение

 Александр Мягконосов Водительский стаж – 15 лет
Купил по случаю дизельную Toyota HiAce 1993 года выпуска. Пробег на то время составлял примерно 180 тыс. км. Машиной доволен по сей день. Она простая, прочная и особых проблем не доставляет. Конечно, есть и недостатки. К примеру, кабина напоминает советский «рафик»: такая же простенькая и незатейливая. И передняя подвеска могла бы быть попрочнее. Наши дороги сами знаете какие… Оригинальные запчасти – дорогие. Но всегда можно найти альтернативу польского или турецкого производства. Они, конечно, похуже, зато дешевле. Стартеры новые покупать не советую, лучше брать восстановленные в Польше. В остальном Toyota HiAce – хороший автомобиль.
 Юрий Дегтяренко Водительский стаж – 25 лет

Езжу на HiAcе уже 5 лет. Мой микроавтобус –1991 года выпуска… Слава Богу, еще бегает! Дизельный мотор хорош, вот только ТНВД не любит плохой солярки. Совет здесь один – вовремя менять топливные фильтры. Антикоррозионная защита кузова более-менее надежна. Хотя есть нюансы: при малейшем повреждении перенапряженный при штамповке металл усиленно ржавеет в месте удара. Потому обычно приходится менять «травмированную» деталь. Запасное колесо расположено неудачно – под днищем. Из-за этого оно всегда грязное.

Toyota HiAce

Общие данные

Тип

фургон/микроавтобус

Д/Ш/В, мм

4570/1690/2045

Колесная база, мм

2330

Мест

3/6/12

Снаряженная масса, кг

1500

Грузоподъемность, кг

1000

Полная масса, кг

2500

Объем груз. отсека, м куб.

6,0

Погрузочная высота, м

595

Дорожный просвет, мм

190

Радиус разворота, м

4,7

Объем бака, л

70

Двигатель

Марка/тип

дизель

Рабочий объем, см куб.

2446

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

4/2

Мощность, л. с./об/мин

82/4000

Макс. кр. момент, Нм/об/мин

162/2400

Трансмиссия

Тип привода

задний

КП, тип

5-ст. мех.

Ходовая часть

Подвеска передн./задн.

независ., торсион./завис., рессорн.

Тормоза передн./задн.

бараб./бараб.

Шины

6.00-14-8PRLT

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

130

Средний расход, л/100 км

10–13

Цена б/у автомобиля, у.е.

5500–11000

Цены на новые запчасти, грн.

Фильтр масляный

100–125

Фильтр топливный

110–170

Фильтр воздушный

172

ТНВД

12690

Распылитель форсунки

705

Амортизатор передн./задн.

355/300

Колодки тормозные передн./задн.

325–514/500

Диск сцепления

1000

Наконечник рулевой тяги

225

Подшипник ступичный передн., комплект

175–410

Стартер

3760

Юрий Голубовский
Фото из архива редакции