Toyota HiAce: Восточный трудяга
Фургоны и микроавтобусы Toyota HiAce довольно распространены на украинском рынке подержанных автомобилей – «японцы» славятся своим качеством. Остановимся на модели, выпускавшейся с середины 90-х на протяжении десяти лет.
Фургоны и микроавтобусы Toyota HiAce довольно распространены на украинском рынке подержанных автомобилей – «японцы» славятся своим качеством. Остановимся на модели, выпускавшейся с середины 90-х на протяжении десяти лет.
Автомобиль Toyota HiAce четвертого поколения пришел на смену модели HiAce H100, выпускавшейся с 1989 года (см. «КА» № 9’2008). Принципиально важное отличие наследника – полукапотная компоновка, заметно улучшившая пассивную безопасность автомобиля. Кроме того, в кабине намного тише, а доступ к двигателю – удобнее. Машина более комфортабельная и устойчивая на дороге, так как получила независимую подвеску всех колес. Кузов стал вместительнее. Обновилась и линейка двигателей. Примечательно, что автомобиль завоевал популярность не только у себя на родине и в Европе, но и в Австралии и Новой Зеландии, куда активно поставлялся.
Кузов
Toyota HiAce выпускалась с двумя вариантами колесной базы (2985 и 3430 мм), со стандартной и высокой крышей. Машина предлагалась как развозной фургон грузоподъемностью до 1200 кг, 5- или 6-местный «комби» и микроавтобус вместимостью до 12 человек.
Рамный кузов автомобиля довольно устойчив к коррозии, – тем не менее, на машинах ранних годов выпуска он все же «цветет». «Рыжей болезнью» чаще поражены грузовые фургоны – ржавчину можно увидеть на днище, особенно в области крепления бака, на отбойниках перед передним бампером, рычагах и деталях подвески. Наблюдается она и на брызговиках и кромках задней двери (последняя может быть как подъемной, так и распашной двустворчатой – на фургонах). Больше других подвержены коррозии машины, пригнанные из Голландии, – в припортовых городах соленый морской воздух быстро «съедает» кузов. Следует также обратить внимание, нет ли ржавчины на стыках панелей – это обычно свидетельствует об их деформировании в результате ДТП.
Боковые и задние двери часто поскрипывают на ходу. Выход есть – смазать уплотнители силиконовым герметиком. Если появляется шум в замках, то их следует обрабатывать эластичной смазкой – для этой цели подходит смазка для карданных шарниров с содержанием ER.
Двигатель
Поначалу на HiAce устанавливались 2,4-литровые моторы – два дизельных, мощностью 80 и 90 л. с. (последний – турбированный), а также один бензиновый – на 115 «лошадок». С 2001 года на смену дизелям с механическим ТНВД пришли 16-клапанные 2,5-литровые агрегаты D4-D с системой впрыска Сommon Rail – мощностью 88 или 102 л. с. Появился и новый бензиновый двигатель рабочим объемом 2,7 л в 144 л. с.
В эксплуатации бензиновые двигатели обходятся дешевле, зато дизельные – экономичнее: средний расход у машин с моторами D4-D составляет 7-8 л на 100 км. Наиболее долговечны агрегаты в 2,4 л, которые не так требовательны к нашей солярке. Однако при своевременном обслуживании и более новые моторы D4-D также прослужат долго. Так, масло рекомендуется менять каждые 5 тыс. км. Правда, при использовании качественной «синтетики» этот интервал можно увеличить в два раза. Каждые 10 тыс. км следует менять топливный фильтр. Более того, рекомендуется установить дополнительный топливный фильтр с сепаратором и заливать исключительно евро-дизель. Такая перестраховка не случайна – замена вышедших из строя насос-форсунок на двигателе D4-D обойдется как минимум в 800–900 долларов.
Цепь ГРМ прослужит 100 тыс. км и больше – важно при замене использовать оригинальную. Каждые 80–100 тыс. км следует регулировать клапаны. Нужно помнить, что при замене сцепления необходимо обновить и сальник коленвала, иначе есть большая вероятность, что он начнет протекать уже через 5–6 тыс. км. Турбированные агрегаты более-менее надежны – при надлежащем уходе (не глушить мотор сразу после остановки, не перекручивать и др.) турбина доживает до 150–200 тыс. км.
Рама, а также двери и крышка капота имеют усиленную антикоррозионную защиту. | Задняя подвеска – независимая, на винтовых пружинах. |
КП и ходовая
HiAce комплектовался как механической 5-ступенчатой коробкой передач, так и автоматической 4-ступенчатой. «Механика» довольно надежна и особых проблем не создает – нужно только не забывать проверять уровень масла и периодически его менять. Последнее также относится и к раздаточной коробке полноприводных машин, с подключаемым передним мостом, которых на наших дорогах мало. Редкость в Украине и автомобили с коробкой-«автоматом»: они дороже в эксплуатации и отличаются довольно вялой разгонной динамикой.
Toyota HiAce имеет независимую подвеску всех колес. Передняя – на двойных рычагах, с торсионными упругими элементами, задняя – на телескопических пружинах. Подвеска комфортная, но короткоходная, что негативно сказывается на ее долговечности из-за частых пробоев на наших ямах и ухабах. Для увеличения ее хода на сжатие многие владельцы подтягивают торсионы. Шаровые опоры верхних рычагов, равно как и кардан, следует систематически шприцевать. Требуют периодической замены «резинки» стабилизатора поперечной устойчивости. Полноприводные машины нуждаются в защите корпусов редукторов мостов, которые изготовлены из алюминия, иначе езда по грунтовой дороге влетит в копеечку.
Передние ступицы комплектуются бронзовыми втулками, которые нужно менять уже через 10–15 тыс., поэтому неудивительно, что многие владельцы устанавливают вместо них игольчатые подшипники.
В зависимости от года выпуска и состояния на украинском рынке автомобиль Toyota HiAce данного поколения можно приобрести за 7500–12500 долларов.
Геннадий Сытник Водительский стаж – 12 лет Я езжу на фургоне HiAce 1998 года выпуска вот уже пять лет. Машина комфортабельная – приятно отправляться в дальнюю поездку. Стараюсь не перегружать авто, тем более что подвеска излишне мягкая и легко выходит на отбой при попадании в ямки. Двигатель – четырехцилиндровый турбодизель рабочим объемом 2,4 л и мощностью 90 л. с. меня вполне устраивает. Правда, пришлось его обновить – вскоре после покупки машины, при пробеге в 210 тыс. км, вышел их строя топливный насос высокого давления. Хорошо, что он механический и потому его замена обошлась сравнительно недорого. Периодически обрабатываю днище кузова и колесные арки мастикой «Ваксойл», так что особенной коррозии не наблюдается.
Иван Радченко Водительский стаж – 18 лет Я приобрел свой микроавтобус HiAce три года назад. Машина довольно «свежая» – 2003 года. Что хочу отметить, так это экономичный дизель D4-D – расход топлива в городе редко когда превышает 10 л. Вот только двигатель очень требовательный к нашей солярке, поэтому я регулярно меняю топливный фильтр и заправляюсь на проверенных АЗС. И все же пришлось поменять распылители форсунок. А вот ходовая у автомобиля слабовата: через 80 тыс. км полетели шаровые, а еще через 30 тыс. км – нижние рычаги передней подвески. Очень доволен просторным и комфортабельным салоном.
Toyota HiAce 2.5 D4-D 100 | |
Общие данные | |
Тип | фургон |
Д/Ш/В, мм | 4715(5160)*/1800/1995 |
Колесная база, мм | 2985 (3430)* |
Мест | 2/3 |
Снаряженная масса, кг | 1600–1800 |
Полная масса, кг | 2800–3000 |
Грузоподъемность, кг | до 1200 |
Объем груз. отсека, м куб. | 5,5 (6,5) |
Дорожный просвет, мм | 195 (205) |
Погрузочная высота, мм | 520 |
Радиус разворота, м | 5,5 (5,9) |
Объем бака, л | 75 |
Двигатель | |
Марка/тип | 2.5 D4D /дизель |
Рабочий объем, см куб. | 2494 |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R4/24 |
Мощность, л. с./об/мин | 102/3600 |
Макс. кр. момент, Нм/об мин | 260/1600 – 2400 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП, тип | 5-ст. мех./4-ст авт. |
Ходовая часть | |
Подвеска передн./задн. | независ. торсион./независ. пружин. |
Тормоза передн./задн. | диск./бараб. |
Шины | 195/70 R15C |
Эксплуатационные показатели | |
Макс. скорость, км/ч | 145 |
Разгон, 0–100 км/ч, с | 22,1 (23,7) |
Средний расход, л/100 км | 8,7 |
Цена автомобиля, $ | 7 500–12 500 |
*В скобках – данные для длиннобазной модификации |
Примерные цены на новые запчасти, грн. для HiAce 2.5 D4-D | |
Тормозные колодки передн./задн. | 670/647 |
Фильтр масляный | 30 |
Фильтр воздушный | 152 |
Фильтр топливный | 230 |
Подшипник ступицы, передн./задн. | 950 |
Амортизатор передн./задн. | 470/650 |
Верхний рычаг передней подвески | 880 |
Пружина задней подвески | 1120 |
Наконечник рулевой тяги | 186 |
Сальник редуктора (задний мост) | 240 |
Ремень ГРМ | 308 |
Водяной насос | 1060 |
Сцепление (комплект) | 5550 |
Топливный насос | 1970 |
Радиатор | 2600 |
Бампер передний | 1750 |
Фара | 550 |