Всеобщая перенумерация
С 16 февраля текущего года в Украине действует новый стандарт номерных знаков. Теперь они больше похожи на номера европейского образца. Изменения коснулись и знаков, предназначенных для коммерческих транспортных средств. |
В начале 2002 года,
когда вступила в силу нынешняя редакция Правил дорожного движения, была
исключена норма, требующая нанесения на заднем борту грузовиков, автобусов
и прицепов к ним цифр и букв, дублирующих номерной знак. Такое изменение
значительно упростило автовладельцам жизнь – при перекраске машины уже
не требовалось восстанавливать закрашенный номер.
Много нового привнес и новый ГСТУ 4278:2004 «Знаки номерные транспортных
средств. Общие требования. Правила использования». Так, что отныне не
будет задних, квадратных номеров, ранее предназначенных для машин полной
массой более 3,5 тонны, автомобильных прицепов и полуприцепов. Эти транспортные
средства, как и легковые машины, получат прямоугольные передние и задние
номера.
Зашифровались
Главное отличие новых знаков от старых заключается в том, что номера
для автомобилей, прицепов к ним и автобусов стали 8-значными (ранее были
7-значными). Изменился и принцип кодировки региона Украины: теперь она
не цифровая, а буквенная (см. табл.). Обознают ее две литеры перед цифрами,
которых стало 4 (ранее было 3). Последние две буквы указывают на серию
номерного знака. По «европейски» – с левой стороны номера – размещен символ,
свидетельствующий о принадлежности транспортного средства, – герб Украины
и надпись UA на желто-голубом фоне.
Как и ранее, отличительной чертой номеров маршрутных транспортных средств
является желтый фон. Но теперь «желтые» номера должны появиться и на автомобилях
такси.
«Свежая» раскраска
В очередной раз изменились номера на автомобилях, прицепах к ним и автобусах,
предназначенных для разовых поездок, так называемых «транзитниках» – теперь
они получили красный фон. Напомним, что еще три года назад он был синим,
а позже – зеленым. На «транзитниках» также размещается табличка с указанием
порядкового номера месяца их выдачи.
Номера для разовых поездок впервые получили мотоциклы, мотороллеры и
мотоколяски (эти знаки также имеют отличительный красный фон). Кстати,
изменились и постоянные номера для этих транспортных средств: теперь они
состоят не из двух строчек (цифровой номер и серия), а из трех (первая
означает код региона).
Как и прежде, автомобили дипломатических представительств, консульских
учреждений зарубежных государств, представительств международных организаций,
их персонала и членов их семей можно узнать по латинской букве D, размещенной
в левом углу знака. Первые три цифры на таком номере обозначают код страны,
международной организации или консульского учреждения, а вот последние
три – порядковый номер транспортного средства данного дипломатического
ведомства.
«Элитные» номера
Для транспортных средств, используемых для передвижения лиц, которые
подлежат государственной охране, разработаны специальные знаки единой
серии. В новом ГСТУ 4278:2004 для таких номеров предусмотрено использование
двух или трех цифр, а это значит, что максимальное число их владельцев
не превысит 999.
Кстати, до недавнего времени существовали похожие «элитные» номера, которые
устанавливались на машинах руководителей центральных государственных учреждений.
Они отличались размещением символики (национальный флаг слева, герб –
справа), а также количеством цифр – 4 или 5 (то есть машин с такими номерами
могло быть до 10 тысяч).
«Именные»
Номера, изготавливаемые по индивидуальному заказу, теперь смогут получить
не только автомобилисты, но и владельцы мототранспорта.
Индивидуальные знаки и номера единой серии разрешается закреплять за
ТС как второй комплект номерных знаков.
По старинке
Количество типов номеров в новом госстандарте сокращено с 13 до 10. Вместе
с тем, изменения не коснулись номерных знаков, предназначенных для тракторов,
их прицепов, самоходных машин и механизмов, а также военных автомобилей,
прицепов, автобусов и мотоциклов.
Территориальная принадлежность номеров |
|
Номера не подорожают
Чтобы
выяснить, как же будет вводиться новый ГСТУ 4278:2004, мы обратились к
начальнику отдела профилактической работы Департамента ГАИ МВД Украины
подполковнику милиции Геннадию Гребневу.
«Коммерческие автомобили»: Геннадий Викторович, большинство водителей
волнует вопрос: когда нужно обменять номера?
Геннадий Гребнев: Сразу же хочу успокоить всех автомобилистов
– частным и юридическим лицам менять номерные знаки не нужно. Их замена
будет производиться постепенно – по мере регистраций/перерегистраций транспортных
средств. Согласно указу Президента Украины № 165/2004 от 6 февраля 2004
года заменить номера необходимо на ведомственном транспорте.
«КА»: Будут ли новые номера дороже старых?
Г.Г.: Нет. Новые номерные знаки будут стоить столько же, сколько
и номера старого образца. Кстати, на сегодняшний день в МРЭО уже идет
выдача новых номеров.
«КА»: Что, на Ваш взгляд, в новом ГСТУ 4278:2004 представляет наибольший
интерес для автовладельцев?
Г.Г.: В новом стандарте впервые четко прописана норма, согласно
которой номер становится собственностью лица, который его приобрел. Теперь
при снятии с учета ТС номер закрепляют за владельцем и хранят в МРЭО до
присвоения следующему автомобилю, который приобретет этот человек. С другой
стороны, хозяин номера может передать его другому лицу, зарегистрированному
в этом регионе. Впрочем, если в течение 5 лет номерной знак окажется невостребованным
(у автолюбителя не появилась другая машина или же он не передал номер
другому человеку), хозяин автоматически лишается права на владение им.
Еще одно ноу-хау – применение так называемой системы сквозной нумерации
– позволило избавиться от проблемы, с которой мы сталкивались ранее. Теперь
номерной знак легкового автомобиля не совпадет с номером грузовика или
прицепа.
«КА»: Как Вы считаете, введение нового госстандарта было продиктовано
необходимостью?
Г.Г.: Думаю, да. Ведь старые номера практически исчерпали возможности
кодировки. Например, номер в комбинации с цифровым кодом области давал
от 400 до 800 тыс. вариантов. В новых номерах используются 12 букв латинского
алфавита, что увеличило количество возможных вариантов практически вдвое.