X

Выгодная альтернатива

В Киеве 4 марта прошла научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы применения газовых моторных топлив для транспортного комплекса Украины». Ее участники предложили ряд мер по расширению использования этого перспективного горючего.

В Киеве 4 марта прошла научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы применения газовых моторных топлив для транспортного комплекса Украины». Ее участники предложили ряд мер по расширению использования этого перспективного горючего.

В Киеве 4 марта прошла научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы применения газовых моторных топлив для транспортного комплекса Украины». Ее участники предложили ряд мер по расширению использования этого перспективного горючего.

Конференция была организована и проведена по инициативе и при непосредственном участии ГП «ГосавтотрансНИИпроект», Министерства транспорта и связи Украины, Газовой ассоциации Украины и Транспортной академии Украины. На этом авторитетном форуме собрались представители 51 организации, которые так или иначе связаны с газовым топливом на транспорте, а также органов центральной исполнительной власти.

За газ во всем мире!

Сегодня интерес к газовому моторному топливу растет повсеместно – оно и дешевле, и экологически чище бензина. Если в 1999 году в мире использовалось около 1 млн. автомобилей «под газом», то на сегодня эта цифра выросла в 8 раз.

Во многих странах государство инвестирует в развитие этого топлива немалые деньги. Так, в Пакистане – одном из лидеров «газификации», правительство закупает для муниципалитетов 8 тыс. автобусов, работающих на биометане. В законодательствах ряда стран имеются пункты по стимулированию использования природного газа. В частности, это запрещение дизелей на автомобилях малой и средней грузоподъемности, на городских автобусах и мусоровозах, на машинах, работающих в черте населенных пунктов и природоохранных зон и т. п.

Интерес к газу повышается и у автостроителей. Например, фирма Volvo Trucks в конце 2009 – начале 2010 гг. запустит в производство газодизельную модификацию 13-литрового двигателя для дальнобойных тягачей. Аналогичную программу готовит и Mercedes-Benz.

Жизненная необходимость

Во всем мире бензин дешевеет, в Украине – дорожает. Поэтому газовое топливо для нас особо актуально. На 9 февраля один куб природного (сжатого) газа стоил 3,18 грн., а литр 95-го бензина – 5,78 грн. Нефтяной (сжиженный) газ сегодня стоит около 2,4 грн. за литр, оборудование для него дешевле, чем для сжатого.

Сегодня в Украине на всех видах газового топлива работает 1 млн. 257 тыс. автомобилей, в том числе автобусов – 383 тыс., грузовиков – 407 тыс., легковых машин – 467 тыс.

Чтобы расширить число автомобилей на газовом топливе, участники конференции высказали ряд дельных предложений. Это, в частности, снижение налогов с владельцев таких машин, уменьшение таможенного сбора на ГБО, не производимое в Украине, установление стимулирующей дифференцированной ставки сбора за загрязнение окружающей среды. Кроме того, необходимо снизить стоимость регистрации газобаллонных автомобилей в ГАИ. А при тендерах на автобусные перевозки рекомендуется отдавать предпочтение компаниям, имеющим машины на газе. Предлагается также проводить стимулирующую ценовую политику по снижению стоимости газового топлива: в долгосрочной перспективе до 35–40 процентов от цены бензина А-95 для автомобилей на сжатом газе и до 50% – на сжиженном.

Что касается развития сети заправок, то необходимо упростить процедуру согласования проектной документации на их строительство и отведение под него земельных участков.

Главное – безопасность

Совсем недавно под Краматорском произошла трагедия – сгорел дотла газобаллонный автобус ЛАЗ-699Р, и при этом погибло 7 человек. Причина пожара – разгильдяйское отношение к проверке состояния ГБО. Еще одно ЧП – взрыв баллонов на автобусе «Рута», превративший его в груду металла. На этот раз, к счастью, никто не пострадал: автобус находился на заправке, и пассажиров в нем не было.

Беда случилась из-за того, что над баллонами поработали горе-умельцы, которых, к сожалению, у нас еще немало. Чтобы снять ржавчину с баллонов, найденных на свалке, они обточили их снаружи, и толщина стенок уменьшилась с 8 до 2 мм. А есть и такие «кулибины», которые переделывают кислородные и углекислотные баллоны, вовсе не предназначенные для моторного топлива. Или вообще сваривают баллоны сами.

Конечно, опытные эксплуатационники в крупных автохозяйствах никогда не поставят «самопал» на свои машины. А жертвами незадачливых «мастеров» становятся неопытные одиночки, которые, может, впервые решили газифицировать свои автомобили. Вот почему на конференции был остро поставлен вопрос о необходимости жесткого контроля соблюдения правил эксплуатации автомобилей с газобаллонным оборудованием.

Большинство высказанных предложений конференция подсчитала целесообразным включить в комплексную государственную программу «Расширение использования газовых моторных топлив и развитие сети АГНКС до 2020 года». Все материалы конференции направлены в профильный комитет Верховной Рады, в соответствующие министерства и ведомства, а также отечественным автомобильным производителям.

Мнение

Анатолий Редзюк Директор ГП «ГосавтотрансНИИпроект», президент Газовой ассоциации Украины, вице-президент Транспортной академии Украины

ШЗадание нашего форума – на общественных началах сформулировать требования к государственной политике в сфере газового моторного топлива и передать их в соответствующие государственные органы, которые могут и обязаны их рассматривать. Это, в частности, Минтранс, с которым мы сейчас разрабатываем программу по применению альтернативных видов топлива.

Леонид Гоголев
Фото Андрея Яцуляка