Автобусный вальс
Раз в два года в бельгийском городе Кортрейке проходит крупнейшая в Европе международная выставка автобусов Busworld. Само ее название «Мир автобусов» дает понять, что многочисленные производители Старого Света привозят сюда десятки новинок… |
Долгожданным событием салона стало награждение победителя конкурса International Сoach of the Year'2008. Напомним, что его жюри, в состав которого входят компетентные европейские автожурналисты, избирает по четным годам (как в нынешнем) лучший туристический автобус года, а по нечетным – городской.
Еще одной сенсацией выставки стал приезд автобусостроителей из Украины. Машины ЛАЗ вызвали немалый интерес посетителей. Более того, на официальном сайте салона ссылкой на его Интернет-ТВ служила фотография именно со стенда Львовского автозавода. Но обо все по порядку.
«Турист» года
Почетное звание International Coach of the Year'2008 завоевал туристический лайнер Volvo 9700.
«В этом году к сравнительным тестам автобусов привлечено наибольшее число кандидатов за последнее десятилетие», – рассказывает председатель жюри конкурса Стюарт Джонс (на фото внизу, справа). – Но победителем стал только один в достойном ряду претендентов (машин Mercedes, Neoplan и Irisbus – прим. ред.). Награду машине Volvo 9700 помогло снискать множество положительных качеств и фактическое отсутствие негативных». Члены жюри отметили высокий уровень комфорта пассажиров, продуманную эргономику рабочего места водителя, хорошие ездовые характеристики, безопасность и дизайн.
В свою очередь, президент компании Volvo Bus – Хакан Карлссон, выступая на торжественной церемонии награждения, отметил: «Когда мы проектировали новый автобус Volvo 9700, то руководствовались многочисленными критериями, которые обсуждали с нашими клиентами. Очень приятно, что жюри высоко оценило такой подход».
Volvo 9700 – «Туристический автобус 2008 года». | Президент компании Volvo Bus Хакан Карлссон (слева) получает почетный приз International Сoach of the Year'2008. |
Автобус Volvo 9700 представили на конкурс в 3-осной 13-метровой версии, с салоном на 50 человек. Машина оснащена 460-сильным турбодизелем Евро 5. Дебют нового семейства 9700 состоялся осенью прошлого года, на автосалоне в Ганновере (см. «КА» №12'2006). К особенностям лайнера следует отнести, в частности, высокий уровень пассивной безопасности. Так, впервые в классе в стандартное оснащение автобуса входит передний противоподкатный брус.
Топовый дебют
Мировой дебют в Кортрейке отпраздновал туристический лайнер TopClass 400 – флагманская модель в линейке фирмы Setra. От «топовой четырехсотки», презентованной шесть лет назад, машину отличает довольно многое. Под фэйсифтингом носовой части скрывается прочный кокпит с интегрированными энергопоглащающими зонами – Front Collision Guard (FCG). Он обеспечивает также противоподкатную защиту по нормам ECE-R 93.
Улучшена и активная безопасность. Фары головного света получили новую функцию: дополнительную подсветку дороги в сторону поворота автобуса. Устанавливаются также датчики освещения и дождя, автоматически включающие фары и «дворники». Указатели поворотов стали светодиодными – более яркими и долговечными.
Новый лайнер Setra ComfortClass – S416 GT-HD/2 отличается от обычной 416-й «гэтэшки» отсутствием третьей оси и увеличенным до 12,6 м куб. багажником. | Основательно переработанный флагман марки Setra – модель TopClass 400 отпраздновала в Кортрейке свой мировой дебют. |
Благодаря удлиненному на 200 мм переднему свесу кузова в кабине теперь просторнее: расширился диапазон регулировок водительского кресла (в продольном направлении – на 140 мм), комфортнее стало и сидящему рядом гиду. А удлиненная на 100 мм колесная база в трехосных моделях позволила сместить спальный отсек водителя за вторую боковую дверь, что дало возможность расположить еще одно служебное кресло.
В качестве опции для трехосных версий устанавливается защита от опрокидывания, которая состоит из подкатного моста на независимой подвеске (впервые на модели TopClass). Последний не только компактнее, но и легче стандартного подкатного на 160 кг. Кстати, о весе. Слева по борту убрали крышки багажного отсека (остались только справа), что уменьшило снаряженную массу автобуса более чем на 1%.
Новый флагман комплектуется мощными турбодизелями Mercedes-Benz Евро 4 (по заказу – Евро 5). Это рядные «шестерки» в 428 или 455 л с. V-образные агрегаты – прерогатива самой большой, двухэтажной версии, S431DT (на 78 человек) и самой короткой, S411 (37 мест): на них устанавливаются «восьмерка» в 503 л. с. и «шестерка» в 408 л. с. соответственно. С ними агрегатируется новая автоматизированная 8-ступенчатая КП Power-Shift (Mercedes) или чистый «автомат» ZF-AS Tronic.
Объединение Irisbus показало новый городской низкопольник на шасси IVECO – модель Crossway LE. Длина – 12 или 12,8 м. Мест – 100. | Туристический «миди» Picardie – совместная разработка Kusters и словацкого дистрибьютора VDL – фирмы Rosero P. Шасси – Mercedes Benz Vario. Мест: 29 или 33. Багаж. отсек – 4,5 м куб. Мотор – 177 л. с. (Евро 4). |
А теперь о предлагаемых на новом флагмане электронных системах активной безопасности. Помимо привычных уже ABS, ASR и ESP, это адаптивный круиз-контроль ART, система слежения за дорожной разметкой Lane Assist, а также система длительного торможения на спусках Continuos Braking Limiter.
Аэропланы
Фирма Neoplan показывала не просто новые автобусы, а новые передовые решения, повышающие комфорт и безопасность пассажирских перевозок. Дебютировала туристическая модель Сityliner – в новом трехосном исполнении С. При длине 12,99 м эта машина сочетает в себе компактность двухосного «ситилайнера» (длиннее его всего на 75 см) и повышенную плавность хода трехосного L, от носа до кормы которого 13,99 м.
Сityliner C в 4-звездочном исполнении рассчитан на перевозку 50 человек, а при 3?звездочном – на 5 больше. Объем багажного отсека – 10,3 м куб. | Новинка от Neoplan – трехосный Cityliner C. Его особенность – активные амортизаторы с автоматически изменяемой жесткостью. |
По заказу автобус может оснащаться пневмоподвеской колес CDS (Comfort Drive Suspension). Ее изюминка – амортизаторы, меняющие свою жесткость в зависимости от нагрузки, скорости, крутизны поворота, а также от качества дорожного покрытия. За всем следит электроника, которая в течение 25 миллисекунд подает команду от датчиков к электромагнитным клапанам амортизаторов.
Активную безопасность модели повышают также системы слежения за дорожной разметкой – LGS, адаптивный круиз-контроль – ACC, а также система ограничения скорости на спусках MSC.
Новинка от Scania – «междугородник» OmniExpress. Мест – от 35 до 65. Объем багажного отсека – от 5 до 14,5 м куб. | Вездесущие китайцы в Кортрейке оказались на высоте и в прямом смысле: автобусы фирмы Kinglong доставляли на стенд с помощью крана. |
Показали в Кортрейке и флагман марки – модель Starliner, причем, как и Сityliner C, в трехосном исполнении длиной 12,99 м. В 5-звездочном оснащении (шаг сидений – 900 мм) салон автобуса вмещает 46 человек, а при 4-звездочном (шаг кресел – 830 мм) – ровно полсотни.
Обе модели автобусов оснащаются новыми рядными «шестерками» MAN D2066 CR и D2676 Сommon Rail. Благодаря технологии MAN Pure Diesel они отвечают экологическим стандартам Евро 4 без применения каких-либо топливных добавок. Мощность первого агрегата составляет 400 или 440 л. с, а второго – 480 л. с.
Шведский дуэт
Компания Scania привезла на выставку шесть автобусов, оснащенных двигателями Евро 4 и Евро 5. Впервые демонстрировались две новых междугородных модели – это быстрый ответ фирмы на возросший в последнее время спрос на машины данного класса.
Первая – с кузовом от испанского ателье Irizar, получившая название i4. Машина должна заменить находящийся уже долгое время в производстве автобус InterCentuty. Дизайн этой модели стильный и практичный Кузов, оснащенный прочным стальным каркасом, выдержал многочисленные краш-тесты, в том числе и на опрокидывание. Автобус выпускается в двух- и трехосном вариантах, с длиной кузова от 10,5 до 15 метров.
Автобусам Bova Futura в этом году исполнилось 25! Постоянно совершенствуясь, они не меняют свой узнаваемый облик с выпуклой носовой частью. | Пригородный Irizar i4 имеет низкий, средний или высокий пол. Объем багажного отсека – от 4 до 6 м куб. Мест: 47– 59 (в двухосных) или 63 – 71 (в трехосных). |
Вторая новинка – модель OmniExpress, предназначенная как для междугородных, так и пригородных перевозок. Машина предлагается с различной длиной кузова: от 11,4 м в двухосном варианте, до 14,7 м – в трехосном. Можно выбрать и два варианта по высоте: 3,4 или 3,6 м.
Обе модели комплектуются 9- или 12-литровыми турбодизелями Scania мощностью от 270 до 420 л. с. Они оснащены системой рециркуляции выхлопных газов EGR и отвечают нормам Евро 4. С 2008 года будут предлагаться моторы EGR, удовлетворяющие более строгим экологическим стандартам Евро 5 и EEV.
В качестве опции на новые автобусы предлагается механическая коробка с электронным управленим Scania Comfort Shift. Можно установить также автоматизированную КП Oрticruise или полный «автомат» фирмы ZF.
Наследник «Амбассадора»
Объединение VDL Bus, в составе которого такие известные фирмы как Berkhof, Bova, Jonckheere, Kusters и др., показало немало интересного. Изюминкой экспозиции стал городской автобус нового поколения – 12-метровый низкопольник Сitea, пришедший на смену популярной модели Ambassador. В его конструкции появилась стальная оцинкованная рама под полом, который сделан из сэндвич-материала. Новые портальные мосты ZF и рулевой механизм TRW обеспечили высоту пола над землей в 340 мм, а выворот передних колес достигает 55 градусов.
Новый пригородный низкопольник Сitelys Way от испанского ателье Hispano. Длина – 12 м. Шасси – Irisbus IVECO. Мест для сид. – 46. | Мировая премьера – низкопольник VDL Citea. Мест – 100 (для сид. – 31 или 33). Имеются три двери с шириной проема 1200 мм. |
Модель оснащается турбодизелем Сummins ISBe (Евро 4) с системой SCR AdBlue, в 250 л. с. Предлагается автоматическая коробка ZF или Voith со стандартно встроенным ретардером. В качестве опции устанавливается 9,2-литровый двигатель DAF PR в 310 л. с. Моторы возможны и в варианте Евро 5. В том числе и на природном газе, отвечающие более строгим стандартам EEV. Вся электроника автобуса объединена оптиволоконной шиной СAN Bus. Ежегодно VDL Bus планирует изготавливать несколько сотен низкопольников Сitea.
На Сitea есть система экспресс-диагностики Quick Scan Diagnostik – с большим LCD-монитором на щитке. | В салоне Сitea – узкие плафоны расположены над окнами, под углом. |
Очередной «автобусный вальс» завершился в Кортрейке под бурные аплодисменты десятков тысяч зрителей.
У Temsa – юбилей! | |
| |