X

Битва вездеходов

Трак-триал











Теплым августовским днем на полигоне в Бронницах (Подмосковье)
состоялся I этап Кубка России по трак-триалу.

К тому, что велосипед
или мотоцикл может проехать по немыслимым косогорам и камням, мы уже привыкли.
Но когда многотонный грузовик, натужно рыча, карабкается по совершенно
непроходимой местности, ныряя в ямы и взбираясь на кручи, сердце замирает.
Недаром такие соревнования вызывают неподдельный интерес у тысяч зрителей.
Немало их собралось и в воскресенье 24 августа в подмосковных Бронницах,
где состоялся I этап Кубка России по трак-триалу.

Этот молодой вид спорта родился в 1989 году и завоевал невероятную популярность
в Европе. В СНГ прообразом трак-триала послужили испытания грузовой армейской
техники на военном полигоне 21-го НИИИ АТ Министерства обороны в Бронницах
под Москвой, а статус спортивного состязания они приобрели в 1996 году.

В I этапе Чемпионата России по трак-триалу свои заводские команды представили
такие известные производители грузовиков, как «КамАЗ», «УралАЗ», «ЗИЛ»
и «ГАЗ». К ним присоединились также команды 21-го НИИ АТ Министерства
Обороны, Рязанского ВАИ и ООО «Кока-Кола».

Между двумя десятками экипажей разгорелась нешуточная борьба за победу.
В этом году спортсменам необходимо было преодолеть семь спецучастков.
Несколько «грязевых ванн» подчас приводили к сходу машин с участка. Причем
иногда, чтобы вызволить грузовик из «плена», требовалась помощь нескольких
армейских гусеничных транспортеров. В категории C2 главным претендентом
на первое место стал экипаж ООО «Кока-Кола», который боролся с бездорожьем
на немецком вездеходе Unimog (4×4) 1968 года выпуска. Несмотря на известную
пословицу «Что русскому хорошо, то немцу – смерть», легкая маневренная
машина смогла оставить позади заводские команды Горьковского автозавода
и Московского предприятия «АМО-ЗИЛ». В результате спортсмены Виктор Куликов
и Мансур Курмаев из «кока-кольного» экипажа, получив минимальное количество
штрафных очков, завоевали первое место в классе.

Как и в прошлом году, в категории С3 победу своей команде привезли Вячеслав
Трефилов и Валерий Асриян на ГАЗ-3308, потеснив два экипажа «УралАЗа».
Но зато в двух других категориях тяжелым уральским грузовикам из Миасса
под управлением Евгения Яковлева/Андрея Безрученко (С4) и Александра Жмаева/Сергея
Петелина (С5) удалось доказать свое превосходство над соперниками.

В итоге в командном зачете с наименьшим количеством штрафных очков трассу
удалось пройти гонщикам ОАО «УралАЗ». Кстати, штрафные очки начисляются
по жесткой схеме – даже за остановку на трассе более чем на 15 секунд
или за 10-сантиметровый откат. Не говоря уже о случаях, когда переваливающийся
на пересеченной местности с боку на бок грузовик просто-напросто не вписыватся
в ворота или рвет заградительную ленту. Второй результат показали представители
ОАО «ГАЗ». «Армейцы» из Бронницкого 21-го НИИ АТ Министерства обороны
на своей родной трассе стали третьими.

Что ж, битва вездеходов состоялась, доставив всем массу удовольствия.
А это – главное.

 Карусельная
гонка

Представляет собой скоростное движение по
замкнутой кольцевой трассе. Длина трассы (количество кругов)
определяется судьями. Машины стартуют по категориям, через
равные интервалы времени. Порядок старта в категории определяется
результатами триала, а занятые места – в порядке финиша экипажей.
Очки получает экипаж, прошедший не менее половины дистанции.
К сожалению, в этом году карусельная гонка не проводилась.

 Правила
классического триала

Трак-триал представляет собой серию специальных
секций с различными препятствиями на пересеченной местности,
обозначенных ограничительной лентой. Внутри секции установлено
определенное количество «ворот», сквозь которые нужно проехать.
Маршрут движения экипаж выбирает самостоятельно, но движение
сквозь ворота должно происходить в строго определенном направлении
– вешка с меткой должна находиться с левой стороны по ходу
движения. Ворота проходятся только один раз. Задача экипажа
в секции – не превысить лимит времени, набрав при этом минимальное
количество штрафных очков. Каждый автомобиль должен пройти
все положенные для данной категории секции. После прохождения
каждой секции подсчитывается сумма штрафных очков. Победителем
считается экипаж, набравший их минимальное количество.

 Командный
зачет
КомандаМестоОчки
ОАО «УралАЗ»1133
ОАО «ГАЗ»294
21 НИИ МО389
«КамАЗ-Триал»476
«АМО-ЗИЛ»519
Разанский ВАИ610

 Зачетные
категории автомобилей
КатегорияКолеяКолесная базаЧисло осей
С1от 1550 до 1750 ммот 2300 до 3400 мм2 (3)*
С2от 1751 ммот 2800 до 3799 мм2-3
СЗот 1751 ммот 3800 до 4799 мм2-3
С4от 1751 ммот 4800 мм2-3
С5от 1751 ммот 4800 ммот 4
* Если колея менее 1550 мм

 Личный
зачет
ЭкипажАвтомобильМестоКатегория
А. Жмаев /С. ПетелинУрал-53231С5
В. Рубцов /М. ТоминУрал-53232С5
Е. Яковлев/А. БезрученкоУрал-43201С4
И. Додонов/С. МазурУрал-43202С4
А. Кирилюк/ В. СимоновКамАЗ-431183С4
В. Трефилов/В. АсриянГАЗ-33081С3
В. Найман/Д. ШаповаловУрал-432062С3
К. Иващенко/В. ВорсинУрал-432063С3
В. Куликов/М. КурмаевUnimog1C2
О. Долгов/С. ТолстолуцкийГАЗ-330822С2
П. Хантурин/А. ФедоровГАЗ-330823С2

Сергей Иванов
Фото автора