Будем жить
Юбилейный, двадцатый Кубок Европы по трак-рейсингу прошел при колоссальном скоплении как зрителей, так и самих участников, в очередной раз посрамив скептиков, предрекавших скорый закат серии. |
Традиционно «экватор»
Кубка приходится на этап в немецком Нюрбурге, которые даже в самый неурожайный
год собирает не менее 100 тысяч зрителей. Для них German Truck Grand Prix
– не просто гонка, пусть самая старая и престижная во всей серии, а самый
настоящий профессиональный праздник водителей. Уже с четверга трасса по
периметру обрастает палаточными городками, стайками кемперов и нестройными
рядами тысяч грузовиков – в «Нюрбургринг» съезжаются дальнобойщики со
всей Европы. А в этом году среди них были замечены фуры с номерами Пакистана
и Ирана!
Посмотреть действительно есть на что: весь уик-энд на автодроме нескончаемой
чередой проходят парады грузовиков «давно минувших дней», конкурсы на
самый раскрашенный, самый громкий и самый хромированный трак, шоу каскадеров,
многочисленные гонки поддержки плюс кантри- и рок-концерты от заката до
рассвета. Ныне в Нюрбурге, несмотря на предостережения синоптиков, собрались
рекордные 179 тысяч зрителей.
VI этап. Германия.
Хорошей новостью немецкого этапа стало возвращение в «великую армаду»
Buggyra Адама Лачко, самого молодого трак-рейсингового пилота. 24-летний
чех умудряется совмещать учебу с выступлениями в кузовных чемпионатах
FIA GT, WTCC а теперь еще и FIA European Truck Racing Cup. Новый формат
соревнований не заслуживает похвал. ФИА, четыре года экспериментирующая
со сроками квалификации в «Ф-1», параллельно решила «улучшить» и трак-рейсинг.
Учитывая резко возросшее число участников, организаторы на время свободных
и хронометрируемых тренировок разделили пелотон на две группы, дабы малоопытные
и «медлительные» пилоты не мешали лидерам. Намерения, как обычно, были
благими, но исполнение не выдерживало критики. Было непонятно, по какому
признаку собирались группы – гранды оказались в обеих. А что делать, если
одна из групп во время квалификационной сессии попадет под дождь, как
это случилось с gruppe B? После продолжительного совещания чиновники решили
ввести гандикап, но это не решило проблему. Так, легко взявший поул в
«группе А» Герд Кербер оказался на стартовой прямой только шестым! Одним
словом, гонка еще не началась, а обстановка в паддоке уже накалилась.
Зная «непробиваемость» чиновников ФИА, немец не стал писать протесты,
а, выражаясь словами героя Василия Быкова, сказал все в бою. На прогревочном
круге, используемом исключительно для разогрева резины и окончательной
проверки электронных систем, Кербер взял и установил новый рекорд круга,
выставив «изобретателей» из ФИА круглыми дураками.
И все же главным героем субботней секции стал Йохен Хан. После того,
как «трехлучевая звезда» в 1999 году ушла из гонок, ведущие пилоты пересели
на траки ее заклятого конкурента – MAN. Йохен Хан оказался единственным,
кто остался верен Mercedes. И наверняка не раз корил себя за этот выбор,
с трудом пробиваясь даже в шестерку. В Нюрбургринге звезды отплатили ему
за верность: показав в квалификации третье время, Йохен выиграл оба субботних
заезда, поднявшись в итоговой классификации с 7-го на 4-е место. А заодно
принес Mercedes первую победу за два последних сезона. В воскресенье настал
черед Кербера и Buggyra: второе время в квалификации и дубль в обоих заездах.
Несмотря на невыразительное выступление главной ударной силы MAN – Эгона
Аллгоэра и Антонио Альбасете, они сохранили свои места вверху турнирной
таблицы – 250 и 249 очков соответственно. Лучшие из остальных, «баггировцы»
Давид Вржечки (196 баллов) и Кербер (180) не просто заметно сократили
отставание, но и подобрались к, казалось бы, недосягаемым лидерам на расстояние
атаки. То есть еще один подобный провал Аллгоэра и Альбасете мог бы стоить
им так удачно начавшегося сезона.
VII этап. Чехия.
И предпосылки к этому были. Скоростная трасса «Мост» как нельзя лучше
подходит сверхмощным «баггирам». Тем более что она является тестовым полигоном
чешской конюшни, а значит, и играющий тренер Кербер, и буквально выросшие
здесь Вржечки и Лачко знают ее назубок. К тому же накануне домашней гонки
Buggyra обкатала на моторном стенде особую, «мостовскую» версию своего
двигателя GYRTECH MK 12-001/t4d. И все 102 часа испытаний мотор проработал
без единого сбоя. В то время как MAN в нынешнем сезоне сделал ставку на
надежность, заменив сверхуспешный прошлогодний дизель с системой впрыска
Common Rail на новый мотор D20 с обычным ТНВД. Тем не менее и в субботу,
и в воскресенье стабильно быстрейшим был Альбасете, который впервые в
сезоне обошел Аллгоэра. Ассистировали испанцу Хан и молодой хорват Нико
Пулич, также выступающий на «Мерседесе». И лишь в воскресенье, разобравшись
с капризничавшей электроникой, к темпу нового лидера смог приблизиться
Вржечки. Но не более того – за «Альбой» снова остались все тренировки,
квалификация, спринтерский и основной заезды.
VIII этап. Бельгия.
Из-за провала в родных стенах пилоты «великой армады» серьезно подпортили
свои шансы на высшие награды. В трех оставшихся гонках им необходимо было
только выигрывать, благо все этапы проходили на скоростных трассах, когда-то
принимавших «Ф-1». Помимо отличных грузовиков, козырем Buggyra является
четкая командная субординация, в то время как остальные пилоты выступают
за конюшни «имени себя». Поэтому в Цольдере подопечные Мартина Колоца
вывели на атакующую позицию Кербера, тылы которому должен был прикрывать
Вржечки. Поначалу все шло по плану: немец и чех сделали дубль в спринтерской
гонке, но в основной Вржечки смог удержать за спиной только Аллгоэра,
пропустив вперед «Альбу». Хотя испанец так и не догнал «первого номера»
Buggyra, очки за «серебро» (в спринте их начисляется вдвое меньше) сделали
его отрыв еще значительней. А после того как в воскресенье картина повторилась
(немец снова был недосягаем, но испанец стабильно финишировал вторым),
Колоц признался, что шансов на победу у его пилотов немного: «Антонио
сейчас в отличной форме. А уж у себя дома он сражается как лев. Финальный,
французский этап – сущая лотерея, поэтому нам придется как никогда тяжело».
IX этап. Испания.
И экс-чемпион оказался прав – Кербер смог сдержать натиск лидера только
в первой, спринтерской субботней гонке. А когда в основной они поменялись
местами, оба подопечных Колоца потеряли даже математические шансы на титул.
Единственным, кто мог еще поспорить с «АА», был Аллгоэр. Но во второй
половине чемпионата немец не похож на себя. Оба раза третьим финишировал
Пулич, хотя хорват только первый сезон участвует в гонках грузовиков,
притом на подготовленном собственными силами Mercedes.
Хотя в воскресенье Кербер снова был неудержим, два подиума «Альбы» при
полном попустительстве со стороны Аллгоэра (австриец не поднимался выше
4-й позиции) сделали испанца недостижимым. Новоиспеченному чемпиону 38
лет (возраст, по меркам дисциплины, перспективный), за плечами довольно
продолжительная карьера в кузовных сериях и младших формулах. Но самое
главное – серьезная поддержка крупнейшего испанского нефтедобывающего
концерна, благодаря которой «АА» мог ежегодно менять грузовики. За последние
пять лет он ездил и на Mercedes, и на Cat-TRD, и на Buggyra. Но только
вернувшись под знамена MAN, андалузец на седьмом году своего участия в
трак-рейсинге завоевал долгожданное золото.
X этап. Франция.
Хотя имя чемпиона было уже известно, интрига в серии ничуть не уменьшилась.
В погоне за Альбасете пилоты Buggyra почти догнали Аллгоэра: 340 очков
у недавнего лидера против 316 у Кербера и 305 у Вржечки. Кроме того, оставался
открытым вопрос о чемпионстве в классе Supertruck. Хотя преимущество пилотов
Volkswagen над остальными было подавляющим, внутрикомандное соперничество
между молодым дарованием Ральфом Дрюкенмюллером и маститым Маркусом Ойстрахом
не давало затихнуть интересу и к этому куда более малочисленному зачету.
Поэтому нет ничего удивительного, что французский этап собрал порядка
40000 болельщиков – солидная цифра для находящейся в глубокой провинции
трассе Sarthe: больше здесь собирается только во время проведения знаменитых
24 heures du Mans.
Снова удивил Хан, показавший на легендарной трассе лучшее время и поднявшийся
в одном из заездов на подиум. Хотя перед этим попал в серьезную переделку,
обгоняя кругового Метса Саммерфильда. Правда, на этом неожиданности закончились:
дубль Альбасете в субботних гонках, очередной провал «баггировцев», не
поднимавшихся выше пятого места. И хотя в воскресенье победивший все проблемы
с надежностью Кербер буквально летел, выигравая все и вся, утраченное
днем ранее плюс неэффектная, но эффективная езда Аллгоэра не позволила
ему опередить австрийца.
В суперклассе сложилась еще более интересная ситуация. В серии лидировал
вчерашний новобранец Дрюкенмюллер, пересевший в гоночный грузовик из субтильной
немецкой «формулы-3». Тем не менее второй номер команды в первой же гонке
умудрился обогнать своего напарника Ойстраха – одного из самых опытных
и титулованных пилотов серии. И сохранять преимущество на протяжении всего
чемпионата. Правда, из-за малочисленности участников зачетные очки супертраккеры
получали только в семи из десяти гонок. Перед французским этапом Ральф
опережал Маркуса на 35 очков – отрыв по тракрейсинговым меркам вполне
отыгрываемый – за уикэнд можно набрать до 60 баллов. Но Маркус рискнул
и проиграл, загнав «машину». А Дрюкенмюллер взял свой первый в карьере
серьезный трофей. Правда, он может стать и последним – ФИА, скорее всего,
прикроет суперкласс: за весь сезон к нему не проявила внимания ни одна
команда. Чего не скажешь о «рейстраке»: после того как из гонок грузовиков
ушли все заводские конюшни, класс буквально переживает второе рождение:
до полусотни участников на старте! А техника еще никогда не была столь
демократичной: здесь и старые вояки, доставшиеся от заводских команд,
и совершенно новые модели, буквально вчера появившиеся на рынке. Так что
говорить о похоронах трак-рейсинга не только преждевременно, но и абсурдно.
Кубок Европы ФИА по трак-рейсингу. Класс Race Truck |
|
Кубок Европы ФИА по трак-рейсингу. Класс Super Truck |
|