Cargo-культ
В переводе с английского сargo – груз, и этим словом часто обозначают все, что связано с грузоперевозками. Но есть у него еще одно значение – так называемый культ карго, имеющий отношение к марафону Africa Race.
В переводе с английского сargo – груз, и этим словом часто обозначают все, что связано с грузоперевозками. Но есть у него еще одно значение – так называемый культ карго, имеющий отношение к марафону Africa Race.
В 1942–1945 гг. американцы для боевых действий против Японии в изобилии строили военные базы на островах Океании. Там до сих пор можно увидеть как заброшенные аэродромы, так и племена аборигенов, в своем развитии недалеко ушедшие от первобытного строя. Для них транспортный самолет – cargo был чудом и вместе с фонариком, ружьем и фотоаппаратом его тут же признали священным и объявили предметом нового культа.
Но в 1945 году Япония капитулировала, и карго забыли о своих «прихожанах». Вожди решили, что новое божество обиделось на них, и еще лет пять аборигены расчищали новые взлетные полосы и плели самолеты из бамбука.
Очень похожая ситуация сложилась и с «Дакаром», ставшим сначала проводником культуры для множества племен Северной, Центральной и Западной Африки, а затем и заметным источником пополнения госказны стран этих регионов. Однако в 2008 году французы отменили ралли-рейд из-за угрозы терроризма и перенесли его в Южную Америку. Более того, стало понятно, что в ближайшее время «Дакар» в Африку не вернется. И тогда «африканские вожди» решили по-своему задобрить богов и вернуть карго обратно.
Свято место пусто не бывает
Сегодня трудно сказать, кто кого первым уговорил, но уже в марте 2008 года Юбер Ориоль, неоднократный победитель «Дакара» и его многолетний директор (1995–2003 гг.) презентовал марафон Africa Race. Помимо традиционных сроков (конец декабря–середина января) и классического маршрута Франция – Марокко – Мавритания – Сенегал, был взят курс на возвращение к «духу товарищества и приключений».
На бумаге все выглядело настолько здорово, что патронирующая «Дакар» компания ASO попыталась воспрепятствовать проведению этого альтернативного рейда. Так, МИД Франции выступил с рекомендацией воздержаться от участия в «Африке», а суд удовлетворил ходатайство ASO касательно неправомочности своего экс-сотрудника, и незадолго до старта гонки Ориоль взял самоотвод. В итоге она получилась малочисленной (8 мотоциклистов, 11 легковых и 4 грузовых экипажа) и непредставительной, а медиаотработка – откровенно слабой. Гонка образца 2010 года оказалась зеркальным отражением первой: заявки подали лишь 4 мотогонщика, 16 легковых и 4 грузовых экипажа. Уровень освещения соревнований характеризует тот факт, что на официальном сайте список участников появился только после пролога…
В этом году на старт вышли 4 мотоциклиста, 5 экипажей на грузовых автомобилях и 31 на легковых внедорожниках.
Без эксцессов
Во избежание проблем с ASO и МИДом Франции стартовать решили в Марокко. Как и прежде, рейд был разбит на две неравные секции с обязательным днем отдыха в красивейшем месте на побережье Атлантического океана. Первая секция давала возможность участникам, большинство из которых новички, «вкатиться» в гонку, оперативно доработать технику и разобраться в особенностях навигационной работы в Африке. А для маститых экипажей главной задачей марокканской эпопеи было сберечь технику на каменистых спецучастках и не нахвататься штрафов накануне основной схватки в коварных мавританских песках.
Вторая секция с каждым днем предъявляла все больше требований и к пилотам, и к технике. Скорости росли, протяженность увеличивалась, сложность множилась прямо пропорционально усталости.
Ковач начинает…
Фаворитом марафона «номер один» считался Миклош Ковач на грузовике Scania Р420. В прошлом году, несмотря на всего второй старт в марафонах, венгр умудрился выиграть «Африку». Причем на подготовленном собственными силами траке, да еще довольно редкой для рейдов марки. В отсутствие грандов вроде Яна де Роя, Ханса Бекса и Джакомо Визмары, за плечами которых десятки «Дакаров» и рейдов рангом пониже, основными соперниками венгра становились перебежчики из «Дакара» Элизабет Жасинту и Томаш Томечек. В их активе – куда более почетный послужной список, чем у 44-летнего венгра, плюс преимущество в заводской подготовке техники, а в пассиве – отсутствие громких успехов и опыта участия именно в «Африке». Поэтому нет ничего удивительного, что именно прошлогодний триумфатор возглавил зачет после первого этапа («Надор – Борж Бель Фрейссат», 150 км). Вырвавшись после слалома по узким извилистым дорожкам между деревьями на оперативный простор плато Рекам, Миклош умудрился показать 4-й результат в «абсолюте», то есть среди мототехники и всех авто.
К чести Элизабет Жасинту, ее экипаж оказался единственным в грузовой категории Т4, кто смог поддержать темп лидера. Как тут не вспомнить, что 46-летняя пилотесса в рамках подготовки к Africa Eco Race сумела опередить всех (в том числе и венгра) на Rally of Morocco-2010. А ведь первые этапы «Африки» проходили по бездорожью именно этого королевства. Сама португалка объяснила проигрыш Ковачу своей простудой – мол, не могла атаковать в полную силу.
О том, что «амазонка» не лукавила, свидетельствовали результаты второго этапа («Борж Бель Фрейссат – Эль Мдуара», 318 км). Ее экипаж лучше других разобрался в клубке параллельных дорожек и проложил правильный курс. В результате португалка задала такой темп, что уже к полудню отыграла отставание от Ковача и возглавила зачет Т4. Но ближе к финишу двигатель ее MAN TGS стал перегреваться, и Элизабет едва не растеряла все свое преимущество.
…и проигрывает
Третий этап («Эль Мдуара – Вад Тиссинт», 416 км) снова начинался каменистым плато, после чего сворачивал в пески и дюны южного Марокко, где Ковач чувствует себя не так уверенно. Финишный отрезок и вовсе был проложен по одному из самых больших в мире эргов (дюнных морей) – Чегаге. И Миклош бросился в атаку. И таки нагнал португалку, но на 75-м километре не успел осадить грузовик перед «вади» (русло высохшей реки). В итоге после 10-метрового прыжка его Scania приземлилась на переднее левое колесо – мост оказался вырванным, что называется, «с мясом». Регламент рейдов составлен таким образом, что гонщики имеют возможность починить практически любую поломку. Но Scania сломалась в самом начале этапа, а впереди участников ждали дюны, штурмовать которые с такой обузой было утопией. Да и необходимой полуоси ближе, чем в ЮАР, не нашлось – пришлось покупать «бэушную» от DAF FAV в Эль Рашидии. Потратив на ремонт более 50 часов и встретив Новый год в пустыне, Ковач в итоге сумел доехать до Дакара. Разумеется, уже вне зачета.
Вот так гонка, едва стартовав, лишилась главного фаворита. Но обрела сразу двух – Жасинту заблудилась в трех дюнах, и этап выиграл Томечек. Впрочем, благодаря ранее заработанному запасу португалка осталась первой в Т4. Правда, вне зачета.
Но, как вы помните, первая секция – только артподготовка перед «Черной Сахарой». Дальнейшие события развивались по сценарию «Томечек атакует». Вторая часть марафона началась со 183-километрового этапа, связывающего города Грейд Ларейх и Булануар. Уже этот спринтерский доп дал представление о том, насколько все серьезней: короткая трасса вместила в себя и каменистые плато, и дюны, и верблюжью колючку… Но чеха ничто не остановило: он выиграл четыре этапа подряд и оставался первым вплоть до самого финиша. К чести португалки, она не бросилась отыгрываться во что бы то ни стало, а решила поберечь технику для финального спурта и избежать навигационных ошибок (примеров того, как лидер лишался победы за 2-3 дня, Африка помнит превеликое множество). Серия из шести вторых мест на семи следующих этапах позволила ей нивелировать потерю почти трех часов из-за окапываний и остаться второй в «абсолюте». Последнее слово также осталось за Жасинту – она выиграла финишный спецучасток, на котором все стартуют одновременно, традиционно проложенный по побережью Атлантики в окрестностях Дакара.
Сделав отличную заявку на успех в будущем – как в свое время Ютта Кляйншмидт в случае с «Дакаром», Жасинту горит желанием во что бы то ни стало стать первой пилотессой, выигравшей «Африку». Тем более что победивший Томечек, по его словам, вернется в «Дакар», где конкуренция куда выше. И Africa Eco Race так и останется гонкой с блестящей вывеской. Впрочем, для африканских вождей важнее сам факт возвращения божества карго.
Итоговая классификация Africa Eco Race. Грузовики | |||
Место | Экипаж | Автомобиль | Время |
1 | Томаш Томечек/Войтех Моравек | Tatra T815 | 47:33.10 |
2 | Элизабет Жасинту/Жозе Марк/Марко Кохиньо | MAN TGS | 50:40.24 |
3 | Мишель Сальваторе/Раймон Луин | Mercedes U400 | 59:00.37 |
4 | Ноэль Эссерс/Марк Лоуренс/Рикард Баэтен | MAN TGA | 64:59.19 |