X

Cargo-культ

В переводе с английского сargo – груз, и этим словом часто обозначают все, что связано с грузоперевозками. Но есть у него еще одно значение – так называемый культ карго, имеющий отношение к марафону Africa Race.

В переводе с английского сargo – груз, и этим словом часто обозначают все, что связано с грузоперевозками. Но есть у него еще одно значение – так называемый культ карго, имеющий отношение к марафону Africa Race.

В переводе с английского сargo – груз, и этим словом часто обозначают все, что связано с грузоперевозками. Но есть у него еще одно значение – так называемый культ карго, имеющий отношение к марафону Africa Race.

В 1942–1945 гг. американцы для боевых действий против Японии в изобилии строили военные базы на островах Океании. Там до сих пор можно увидеть как заброшенные аэродромы, так и племена аборигенов, в своем развитии недалеко ушедшие от первобытного строя. Для них транспортный самолет – cargo был чудом и вместе с фонариком, ружьем и фотоаппаратом его тут же признали священным и объявили предметом нового культа.

Но в 1945 году Япония капитулировала, и карго забыли о своих «прихожанах». Вожди решили, что новое божество обиделось на них, и еще лет пять аборигены расчищали новые взлетные полосы и плели самолеты из бамбука.

Очень похожая ситуация сложилась и с «Дакаром», ставшим сначала проводником культуры для множества племен Северной, Центральной и Западной Африки, а затем и заметным источником пополнения госказны стран этих регионов. Однако в 2008 году французы отменили ралли-рейд из-за угрозы терроризма и перенесли его в Южную Америку. Более того, стало понятно, что в ближайшее время «Дакар» в Африку не вернется. И тогда «африканские вожди» решили по-своему задобрить богов и вернуть карго обратно.

Победа в дебютной гонке и в столь протяженном марафоне – выше только звезды. Секрет успеха Томаша Томечека в том, что он выигрывал здесь 15 лет назад и принес Tatra первый крупный успех в Dakar – правда, в качестве штурмана рекордсмена «Дакаров» Карела Лопрайза.

В рамках подготовки к Africa Race 2011 Элизабет Жасинту победила в рейде Rally of Morocco 2010 и выиграла первую секцию «Африки». Но до успеха Ютты Кляйншмидт, в 2000-м первенствовавшей в «Дакаре» на внедорожнике, ей не хватило лишь шага.

Свято место пусто не бывает

Сегодня трудно сказать, кто кого первым уговорил, но уже в марте 2008 года Юбер Ориоль, неоднократный победитель «Дакара» и его многолетний директор (1995–2003 гг.) презентовал марафон Africa Race. Помимо традиционных сроков (конец декабря–середина января) и классического маршрута Франция – Марокко – Мавритания – Сенегал, был взят курс на возвращение к «духу товарищества и приключений».

На бумаге все выглядело настолько здорово, что патронирующая «Дакар» компания ASO попыталась воспрепятствовать проведению этого альтернативного рейда. Так, МИД Франции выступил с рекомендацией воздержаться от участия в «Африке», а суд удовлетворил ходатайство ASO касательно неправомочности своего экс-сотрудника, и незадолго до старта гонки Ориоль взял самоотвод. В итоге она получилась малочисленной (8 мотоциклистов, 11 легковых и 4 грузовых экипажа) и непредставительной, а медиаотработка – откровенно слабой. Гонка образца 2010 года оказалась зеркальным отражением первой: заявки подали лишь 4 мотогонщика, 16 легковых и 4 грузовых экипажа. Уровень освещения соревнований характеризует тот факт, что на официальном сайте список участников появился только после пролога…

В этом году на старт вышли 4 мотоциклиста, 5 экипажей на грузовых автомобилях и 31 на легковых внедорожниках.

(1) 150 км, Борж Фрейссат, (2) 316 км, Эльм Мдуара, (3) 416 км, Вад Тиссинт, (4) 339 км, Чебика, (5) 183 км, Булануар, (6) 371 км, Гуэльб Агантур, (7) 408 км, Гуэльб Агантур, (8) 380 км, Тенади, (9) 232 км, Тенади, (10) 203 км, Кебемер, (11) 23 км, Дакар

Без эксцессов

Во избежание проблем с ASO и МИДом Франции стартовать решили в Марокко. Как и прежде, рейд был разбит на две неравные секции с обязательным днем отдыха в красивейшем месте на побережье Атлантического океана. Первая секция давала возможность участникам, большинство из которых новички, «вкатиться» в гонку, оперативно доработать технику и разобраться в особенностях навигационной работы в Африке. А для маститых экипажей главной задачей марокканской эпопеи было сберечь технику на каменистых спецучастках и не нахвататься штрафов накануне основной схватки в коварных мавританских песках.
Вторая секция с каждым днем предъявляла все больше требований и к пилотам, и к технике. Скорости росли, протяженность увеличивалась, сложность множилась прямо пропорционально усталости.

В Africa Race возможно все: Мишель Сальваторе стал призером, хотя просто ехал по следам лидеров, блуждавших в поисках правильного пути.

Миклош Ковач на Scania был как никогда близок к выигрышу во второй кряду «африке». Прошлогодний триумфатор открыл и список побед на этапах и, увы, список сходов на Africa Eco Race 2011.

67-летний Ноэль Эссерс, глава крупнейшей в Голландии транспортной конторы, стартовал в гонке «за компанию». И умудрился выиграть сложнейший 10-й этап.

Ковач начинает…

Фаворитом марафона «номер один» считался Миклош Ковач на грузовике Scania Р420. В прошлом году, несмотря на всего второй старт в марафонах, венгр умудрился выиграть «Африку». Причем на подготовленном собственными силами траке, да еще довольно редкой для рейдов марки. В отсутствие грандов вроде Яна де Роя, Ханса Бекса и Джакомо Визмары, за плечами которых десятки «Дакаров» и рейдов рангом пониже, основными соперниками венгра становились перебежчики из «Дакара» Элизабет Жасинту и Томаш Томечек. В их активе – куда более почетный послужной список, чем у 44-летнего венгра, плюс преимущество в заводской подготовке техники, а в пассиве – отсутствие громких успехов и опыта участия именно в «Африке». Поэтому нет ничего удивительного, что именно прошлогодний триумфатор возглавил зачет после первого этапа («Надор – Борж Бель Фрейссат», 150 км). Вырвавшись после слалома по узким извилистым дорожкам между деревьями на оперативный простор плато Рекам, Миклош умудрился показать 4-й результат в «абсолюте», то есть среди мототехники и всех авто.

К чести Элизабет Жасинту, ее экипаж оказался единственным в грузовой категории Т4, кто смог поддержать темп лидера. Как тут не вспомнить, что 46-летняя пилотесса в рамках подготовки к Africa Eco Race сумела опередить всех (в том числе и венгра) на Rally of Morocco-2010. А ведь первые этапы «Африки» проходили по бездорожью именно этого королевства. Сама португалка объяснила про­игрыш Ковачу своей простудой – мол, не могла атаковать в полную силу.

О том, что «амазонка» не лукавила, свидетельствовали результаты второго этапа («Борж Бель Фрейссат – Эль Мдуара», 318 км). Ее экипаж лучше других разобрался в клубке параллельных дорожек и проложил правильный курс. В результате португалка задала такой темп, что уже к полудню отыграла отставание от Ковача и возглавила зачет Т4. Но ближе к финишу двигатель ее MAN TGS стал перегреваться, и Элизабет едва не растеряла все свое преимущество.
…и проигрывает

Третий этап («Эль Мдуара – Вад Тиссинт», 416 км) снова начинался каменистым плато, после чего сворачивал в пески и дюны южного Марокко, где Ковач чувствует себя не так уверенно. Финишный отрезок и вовсе был проложен по одному из самых больших в мире эргов (дюнных морей) – Чегаге. И Миклош бросился в атаку. И таки нагнал португалку, но на 75-м километре не успел осадить грузовик перед «вади» (русло высохшей реки). В итоге после 10-метрового прыжка его Scania приземлилась на переднее левое колесо – мост оказался вырванным, что называется, «с мясом». Регламент рейдов составлен таким образом, что гонщики имеют возможность починить практически любую поломку. Но Scania сломалась в самом начале этапа, а впереди участников ждали дюны, штурмовать которые с такой обузой было утопией. Да и необходимой полуоси ближе, чем в ЮАР, не нашлось – пришлось покупать «бэушную» от DAF FAV в Эль Рашидии. Потратив на ремонт более 50 часов и встретив Новый год в пустыне, Ковач в итоге сумел доехать до Дакара. Разумеется, уже вне зачета.

Вот так гонка, едва стартовав, лишилась главного фаворита. Но обрела сразу двух – Жасинту заблудилась в трех дюнах, и этап выиграл Томечек. Впрочем, благодаря ранее заработанному запасу португалка осталась первой в Т4. Правда, вне зачета.

Но, как вы помните, первая секция – только артподготовка перед «Черной Сахарой». Дальнейшие события развивались по сценарию «Томечек атакует». Вторая часть марафона началась со 183-километрового этапа, связывающего города Грейд Ларейх и Булануар. Уже этот спринтерский доп дал представление о том, насколько все серьезней: короткая трасса вместила в себя и каменистые плато, и дюны, и верблюжью колючку… Но чеха ничто не остановило: он выиграл четыре этапа подряд и оставался первым вплоть до самого финиша. К чести португалки, она не бросилась отыгрываться во что бы то ни стало, а решила поберечь технику для финального спурта и избежать навигационных ошибок (примеров того, как лидер лишался победы за 2-3 дня, Африка помнит превеликое множество). Серия из шести вторых мест на семи следующих этапах позволила ей нивелировать потерю почти трех часов из-за окапываний и остаться второй в «абсолюте». Последнее слово также осталось за Жасинту – она выиграла финишный спецучасток, на котором все стартуют одновременно, традиционно проложенный по побережью Атлантики в окрестностях Дакара.

Сделав отличную заявку на успех в будущем – как в свое время Ютта Кляйншмидт в случае с «Дакаром», Жасинту горит желанием во что бы то ни стало стать первой пилотессой, выигравшей «Африку». Тем более что победивший Томечек, по его словам, вернется в «Дакар», где конкуренция куда выше. И Africa Eco Race так и останется гонкой с блестящей вывеской. Впрочем, для африканских вождей важнее сам факт возвращения божества карго.

Итоговая классификация Africa Eco Race. Грузовики

Место

Экипаж

Автомобиль

Время

1

Томаш Томечек/Войтех Моравек

Tatra T815

47:33.10

2

Элизабет Жасинту/Жозе Марк/Марко Кохиньо

MAN TGS

50:40.24

3

Мишель Сальваторе/Раймон Луин

Mercedes U400

59:00.37

4

Ноэль Эссерс/Марк Лоуренс/Рикард Баэтен

MAN TGA

64:59.19

Сергей Суховский
Фото автора и организаторов