X

Давид или Голиаф?

Трак-рейсинг

Очередной, 23-й по счету Чемпионат Европы по трак-рейсингу
благополучно миновал экватор сезона. Соревнования отмечены традиционной
дуэлью между «великой армадой» MAN и приватной чешской командой Buggyra
Freightliner.

Два из трех первых этапов
Чемпионата прошли на гостеприимной испанской земле. Удивительно, но в стране,
где не осталось ни одного национального грузового бренда (где вы, Pegaso,
Ebro, Barreiros, SAVA, Nasar?), а честь желто-красного флага на регулярной
основе защищает всего-навсего один пилот, «гонки камионов» уступают в популярности
только Формуле-1, MotoGP и WRC. Заметим, что Испания там представлена намного
обширнее.


Кстати, финальный, девятый этап также пройдет на родине Дон-Кихота. И это
при том, что в календарь вернулся немецкий Нюрбургринг, неизменно собирающий
больше участников и зрителей, чем любая другая гонка. Между прочим, на его
возвращении настоял MAN – единственный производитель, вкладывающий деньги
в чемпионат.


Похоже, после недавнего успеха в «Дакаре» (напомню, MAN участвовал во всех
29 супермарафонах, но выиграл только теперь) мюнхенцы намерены закрепить свои
достижения победой в трак-рейсинговом чемпионате. Иначе как можно объяснить
серьезные кадровые перестановки, переманивание самого успешного грузового
пилота Герда Кербера из Buggyra, принятие расширенной программы технической
поддержки частных пилотов и изготовление в авральном порядке реннтраков с
абсолютно новыми двигателями?


В итоге из 29 пилотов, подавших заявки в ФИА на участие во всех этапах чемпионата,
15 предпочли как раз MAN, шестеро выбрали Renault, двое – Freightliner, плюс по одному – IVECO, DAF и Scania. А где
же Mercedes, извечный конкурент мюнхенских траков? Увы, штутгартцы который
год игнорируют гонки грузовиков, и, как следствие, в этом сезоне число «аксоров» в
пелотоне сократилось с семи до трех.

I этап.Барселона, Испания

В состязаниях «камионов» гоночный уик-энд состоит из
пяти сессий. В пятницу проходит тренировка, в субботу – квалификационная и
кубковая гонки, в воскресенье – еще одна квалификация и финальный заезд. Так
что за три дня пилоты участвуют в четырех полноценных гонках (разница лишь
в количестве пройденных кругов да начислении очков), и потому важнейшую роль
при этом играет сохранность автомобиля. Увы, на первом этапе в Барселоне «бодания»
начались с первых же метров… тренировки, проходившей на скользком от дождя
формульном треке. Сначала эвакуатор выехал вызволять завязшего в гравийной
ловушке дебютанта Антонио Розу Портелу. Чуть позже тягач понадобился действующему
чемпиону Антонио Альбасете (кстати, из заявленных на первый этап 30 пилотов
11 – испанцы). В очередной раз сессия была остановлена, когда трек не поделили
опытнейшие Йохен Хан, Эгон Аллгоэр и Франтишек Войтишек. Одним словом, страсти
накалялись буквально с каждым кругом.


А вот оба субботних заезда прошли без особых коллизий, не считая прогулок
по гравию все тех же Хана и Войтишека и особенно Портелы, который умудрился
своими вылетами-разворотами веселить зрителей по нескольку раз в заезде. Других
поводов для радости у «торсиды», неистово болевшей за своих, не было: и тренировку,
и обе квалификационные и кубковую гонки выиграл Маркус Безигер, заменивший
Кербера.


Только в воскресном финале швейцарца смог опередить его же партнер по команде
Давид Вржечки. Вдвоем они блестяще доказали, что на скоростных треках «капотники», построенные
приватной чешской командой Buggyra, куда быстрее, чем MAN и Mercedes с передней
кабиной. В споре за единственное вакантное место на подиуме преуспел Кербер
(36 очков против 55 у Безигера и 42 у Вржечки). Он, благодаря стабильным финишам
в первой пятерке, опередил Хана и Альбасете, у которых подиумы регулярно чередовались
с провалами.

II этап.Цольдер, Бельгия

Казалось бы, в куда менее скоростном и просторном «Цольдере»
(сюда приехали только 27 пилотов) преимущество будет у более легких и компактных
немецких «бескапотников». Но ничего подобного: в Бельгии Безигер сделал то,
что ему не удалось в Барселоне, выиграв все, что можно. Швейцарец первенствовал
в тренировке, обеих квалификациях и обеих гонках, доведя свое преимущество
над Вржечки до 42 очков (115 против 72).


Отчасти Безигеру подсобил сам чех, который на протяжении всего уик-энда
не мог разобраться со своим траком Freightliner и поднялся на подиум лишь
однажды. Вначале Вржечки нарекал на КП и задний мост, и в ночь с субботу на
воскресенье механики перебрали всю трансмиссию. Но истинная причина –
бракованный дифференциал – «всплыла» только во второй квалификационной гонке.
После замены этого узла чех совершил маленький подвиг: он поднялся со стартовой
20-й позиции (поскольку предыдущий заезд не закончил) на 5-ю и заработал
такие необходимые для сохранения своей второй позиции в «абсолюте» очки.
Но и не более того: Альбасете, Кербер и Хан подобрались на расстояние одной
атаки, набрав 70, 66 и 65 очков соответственно.

III этап.Альбасетe, Испания

Главной новостью перед третьим этапом, собравшим 28 пилотов, стало возвращение
экс-чемпиона Маркуса Ойстраха, который заменил не оправдавшего надежд Жана-Филиппа
Беллока. Немец начал с места в карьер – в субботу
в кубковой гонке он лучше всех сориентировался в стартовом завале (Вржечки
подтолкнул Аллгоэра, который, словно бильярдный шар, вынес с трассы еще
троих «мановцев» – Кербера, Стюарта Оливера и Криса Леветта) и 11 кругов
возглавлял пелотон. Но из-за проблем с электрикой Маркус снизил темп, открыв
дорогу Альбасете.


В финале ситуация повторилась, только с той разницей, что «заваруху»
начал другой «баггировец» – Безигер, а в качестве «шара» он использовал Альбасете,
стремящегося к третьей победе на трассе «имени себя». Сам Безигер, а также
Кербер, Аллгоэр и Хан вынуждены были срезать поворот по гравию, чтобы не столкнуться
с разворачивающимся на полном ходу поперек трассы испанцем. Чуть позже швейцарца
за это касание оштрафовали проездом по пит-лейн, и он откатился с первой на
восьмую позицию, а лидером снова стал Ойстрах. Но вновь ненадолго: стартовавший
седьмым Вржечки умудрился одного за другим пройти всех соперников. Тем не
менее, Давид уступил Альбасете свою «законную» вторую позицию.

IV этап.Ногаро, Франция

Древний, как и сама Гасконь, трек «Поль Арманьяк» давным-давно
не отвечает требованиям безопасности и используется от случая к случаю. Поэтому
на тренировках тракрейсерам в буквальном смысле приходилось расчищать траекторию
от песка и грязи. Что, естественно, не могло не сказаться на количестве вылетов
за пределы трассы. А вот в плане результатов все было вполне предсказуемо:
первые времена стабильно показывали «баггировцы» Безигер и Вржечки, за которыми
плотной группой расположились Альбасете, Кербер и Аллгоэр. Десятку замкнул
еще один пилот MAN, живая легенда автогонок Ханс Йохен Штук, за плечами которого
74 этапа Ф-1 (в 1974-1979 гг. он защищал цвета March, Martini, Shadow и ATS)
и множество титулов в гонках на выносливость. Безигер же записал на свой счет
оба субботних заезда, в которых ему ассистировали Кербер и Альбасете. А 56-летний
Штук все время держался в десятке.


На воскресной тренировке Вржечки едва дополз до паддока с разрушенным приводом – немым свидетельством недавних «боданий» чеха с Аллгоэром.
Самое удивительное, что механикам на все про все понадобилось лишь 20 минут!
Увы, этот достойный «Книги Рекордов Гинесса» результат оказался самым примечательным
за весь день. Потому что и в тренировке, и в обеих гонках первая тройка
оставалась неизменной: Альбасете, Безигер и Вржечки.

V этап. Нюрбургринг, Германия

Немецкий этап всегда стоит особняком в календаре серии. Как и в случае с
24 часами «Ле Мана», тракрейсинговая гонка собирает
полные трибуны и стартовые решетки независимо от состояния самого чемпионата.
Так, в нынешнем сезоне немецкий этап собрал рекордные 190 тысяч поклонников
грузовиков и гонок – вчетверо больше, чем предыдущий этап.


Старая пилотская истина гласит: гонка в первом повороте не выигрывается.
Так вот, Нюрбургринг – исключение, подтверждающее правило:
за шесть последних сезонов случаи, когда лидер менялся после первого поворота,
можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя немецкий этап считается домашним
для MAN и Mercedes и их первых номеров Кербера и Хана, «нюрбургринским» балом
правили все те же Безигер, Вржечки и Альбасете. Лишь в финале эта трио распалось:
вместе с Безигером в грандиозную стартовую аварию угодили Хан и Аллгоэр.
И на подиум впервые в своей карьере поднялся француз Жан Филипп Беллок.


Эта осечка швейцарца позволила основным конкурентам Безигера подтянуться
к нему на расстояние атаки, так что вместо точки в нашем обзоре мы поставим
многоточие…

 Календарь
Чемпионата Европы по трак-рейсингу
ДатаТрассаМесто проведения
131 марта-1 апреляCircuit de CatalunyaБарселона, Испания
219-20 маяCircuit ZolderЦольдер, Бельгия
32-3 июняCircuito AlbaseteАльбасетe, Испания
423-24 июняCircuit NogaroНогаро, Франция
57-8 июляNurburgringНюрбургринг, Германия
625-26 августаAutodrom MostМост, Чехия
78-9 сентябряLe MansСартэ, Франция
822-23 сентябряMisano CircuitМисано Адриатико, Италия
96-7 октябряCircuito del JaramaCан-Себастьян, Испания

 Индивидуальный
зачет. Положение после пяти этапов (первая десятка)
ПилотАвтомобильОчки
1.Маркус БезигерFreightliner249
2.Антонио АльбасетеMAN216
3.Давид ВржечкиFreightliner197
4.Герд КерберMAN151
5.Йохен ХанMB141
6.Эгон АллгоэрMAN101
7.Стюарт ОливерMAN69
8.Жан-Филипп БеллокMAN59
9.Симеон МартинRenault44
10.Франтишек ВойтишекRenault43

 Командный
зачет. Положение после пяти этапов
КомандаПилотыОчки
1.Buggyra Int. Racing System/FreightlinerМаркус Безигер, Давид Вржечки396
2.Truck Racing Team Allgaeuer/ MANЭгон Аллгоэр, Герд Кербер262
3.Team Hahn/Mercedes BenzЙохен Хан, Энрике Санхуан199
4.Frankie Truck Racing Team/RenaultФрантишек Войтишек, Симеон Мартин126

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей