X

Длиннее! Тяжелее! Дороже!

После отмены «Дакара» состоялось уже три рейда – два этапа Кубка мира ФИА и первая гонка новоиспеченной Dakar Series. Но только июньский Transorientale-2008 собрал весь цвет грузового зачета.

После отмены «Дакара» состоялось уже три рейда – два этапа Кубка мира ФИА и первая гонка новоиспеченной Dakar Series. Но только июньский Transorientale-2008 собрал весь цвет грузового зачета.

После отмены «Дакара» состоялось уже три рейда – два этапа Кубка мира ФИА и первая гонка новоиспеченной Dakar Series. Но только июньский Transorientale-2008 собрал весь цвет грузового зачета.

Все дело в том, что абсолютное большинство внедорожных соревнований не идет ни в какое сравнение с культовым январским марафоном, протяженность которого «зашкаливает» за 10000 км. UAE Desert Challenge (см. «КА» № 12'2007), Central European Rally (см. «КА» № 5'2008), тунисский, марокканский, египетский рейды – все они на порядок ниже как в плане протяженности и сложности, так и представительности.

А вот Transorientale ни в каких сопоставлениях не нуждается – это такой же марафон-«десятитысячник» со своей историей, традициями и форматом. Ни для кого не секрет, что под новой вывеской скрывается величайший трансконтинентальный рейд 90-х «Париж–Москва–Пекин». Как и «Дакар», он несколько раз менял маршрут, сроки проведения, титульных спонсоров и даже само название – наиболее долгоиграющим оказалось Master Rally. Но дело не только в протяженности, но и в насыщенности «Пекина»: ведь бездорожье Евразии богато не только песками да каменистыми плато, но и тем, что никогда не встречается на африканском континенте. Например, проливные дожди и разбитые лесные дороги, непролазная грязь и степи, исполосованные руслами пересохших рек. Да и сами пески пескам рознь: ведь те, кто из года в год гоняет по Сахаре, успели неплохо изучить ее характер. Чего не скажешь о Турфанской впадине и пустыне Бадаин Джаран, где барханы достигают высоты 500 метров. Да-да, это не опечатка – полкилометра!

Одним словом, даже если бы нынешний «Дакар» состоялся, Transorientale-2008 по праву можно было бы назвать наиболее сложной и грандиозной гонкой года.

Так они и ездили. Оба экипажа команды «Оптима Лизинг Украина».

GINAF X2223 Герардуса де Роя щеголял кабиной от IVECO Trakker и двигателем IVECO Сursor.

Грузовой аншлаг

Единственный минус нынешнего «Пекина» – отсутствие громких имен в легковом и мотоциклетном зачетах.

Зато в грузовом зачете был полный аншлаг: на старт гонки в Санкт-Петербург не приехали разве что чешская Tatra и готовящийся к следующему «Дакару» Mitsubishi Fuso голландского дилера «трех бриллиантов».

Победоносная команда MAN Rally Team на подмогу триумфатору «Дакара» и Central European Rally Хансу Стейси пригласила россиянина Якова Мехтиева. Нашим болельщикам он отлично знаком по успешным выступлениям в украинских ралли-рейдах, правда, исключительно за рулем Mitsubishi Pajero. Но с прошлого сезона ростовчанин выступает, и очень уверенно, в российском первенстве за рулем челнинского «мустанга», являясь пока самым успешным из незаводских камазовских гонщиков.

В самой команде КАМАЗ не обошлось без перестановок. После прошлогодней аварии распалось звездное трио Владимир Чагин – Семен Якубов–Сергей Савостин, на счету которого пять побед в «Дакаре». Якубов решил повесить шлем на гвоздь и сосредоточился на управлении командой, цвета которой, помимо Чагина, теперь защищают экипажи Фирдауса Кабирова и Ильгизара Мардеева.

Приехали и «летучие голландцы» на DAF и GINAF. Причем лидер последних – Герардус де Рой стартовал на GINAF X2223 с кабиной от IVECO Trakker и двигателем Сursor, в то время как остальные X2223 команды DE ROOY 2008 оснащены привычными дафовскими агрегатами.

Отрадно, что один из грузовых экипажей представлял нашу страну: под последним, 438-м стартовым номером выступал франко-испано-украинский экипаж Марк Пиана/Алан Малтину/Юрий Гребенюк на Mercedes-Benz Unimog U500 киевской команды Optima Leasing Ukraine.

Ошибались не только гонщики, но и сами организаторы. Этот мостик не выдержал проезда первого грузовика, и примерно трети пелотона пришлось петлять в окрестностях в поисках брода.

После старта в белую ночь

Через стартовый подиум, установленный на Дворцовой площади Санк-Петербурга, проехал 31 грузовой экипаж, не считая множества грузовиков-техничек, обслуживающих мотоциклетные и легковые команды. Увы, не успел марафон набрать темп, как начались внештатные ситуации. Из-за сопровождаемого ураганным ветром ливня организаторы отменили третий этап гонки. В лагере, где ночевали гонщики, то и дело срывало палатки, а наутро техника оказалась в буквальном смысле затопленной – некоторые грузовики без посторонней помощи даже не могли выбраться из этой топкой ловушки.

Как обычно, с места в карьер взял де Рой-младший: голландец обгонял даже отлично знавших местные дороги камазовских пилотов (трасса проходила в том числе в 20 км от Набережных Челнов). Как тут не вспомнить уникальную независимую подвеску GINAF с гидропневматическими стойками и электронным управлением – на пересеченной местности она просто вне конкуренции.

Но победы на этапах чередовались у Герардуса с периодическими неисправностями двигателя – дважды отказывал вентилятор охлаждения. В итоге, когда на пятый день караван переместился с российских разбитых дорог в казахские степи, де Рой был только третьим, проигрывая Стэйси и Чагину 13 и 12 минут соответственно.

А день спустя произошел целый ряд трагедий, фактически решивших исход борьбы в грузовом зачете. Сначала при попытке вытащить застрявших товарищей по команде погиб китайский гонщик Сюй Ланг: на его пикапе оборвался трос. Затем французский мотоциклист-любитель Филипп Тонен буквально спикировал под колеса мчавшегося параллельным курсом грузовика Чагина. Владимир на тот момент настолько опережал соперников, что, остановившись оказать французу первую медицинскую помощь и дождавшись вертолетов с санитарами и организаторами, проиграл только де Рою. Увы, врачи оказались бессильны… А под конец дня во время поиска брода столкнулись в лоб два «МАНа».

Следующий, седьмой этап едва не стал последним для Мехтиева: его MAN на скорости за 130 км/ч попал в заросшую травой яму и перевернулся.

Выиграв восьмой этап, Чагин решил не продолжать гонку в знак траура по погибшим спортсменам. Еще час спустя Якубов объявил о снятии всей команды, хотя на тот момент экипажи Кабирова и Мардеева занимали 3-е и 4-е места.

Девятый этап стал началом конца для снова вырвавшегося в лидеры де Роя: когда караван вплотную подошел к границе с Китаем, голландец улетел с трассы. И хотя он сумел вернуться в гонку, конкурентов у Стэйси практически не осталось. Дело в том, что его и без того дышащий на ладан двигатель через турбокомпрессор хватанул песка. Да и сама гонка больше напоминала борьбу за выживание: 10-й этап был прекращен из-за экстремальной жары: температура воздуха превышала +50 град.

А в большие пески пустыни Бадаин Джаран грузовики вообще не пустили – ни один реннтрак не способен подняться на вершину пятисотметровой дюны.

На счету Ханса Стейси и МАN уже вторая победа в двух гонках нынешнего сезона.

Благодаря независимой подвеске с гидропневматическими стойками GINAF все увереннее чувствует себя среди грандов.

Летучие технички

В ралли-рейдах, в отличие от классического ралли или кольцевых гонок, механики не ждут своих пилотов в заранее отведенных местах, а участвуют в гонке наравне с ними. Разумеется, их удел не гоняться за призами, а оказывать посильную помощь боевому экипажу. И если «техничке» команды Optima Leasing Ukraine не удавалось отремонтировать «гонщика» Mitsubishi на спецучастке, она просто толкала его до финиша, а на переездах буксировала навстречу «тяжелой артиллерии» – грузовику «ассистанса». В отличие от «технички», это практически мини-завод (как правило, трехосные Mercedes или MAN, на борту которых есть буквально все. Поскольку боевой экипаж киевской команды открыл «список ушей», кувыркнувшись через крышу уже на первом спецучастке, то большую часть гонки испано-франко-украинская «техничка» провела рядом с подранком. Даже на послефинишной фотосессии у Великой китайской стены Mitsubishi позировал привязанным к «унимогу». Тем удивительней, что «техничка» умудрилась занять 9-е место в абсолютном зачете.

Грузовики

Экипаж

Грузовик

Время

1

Х. Стейси/Ч. Готлиб/Б. дер Киндерен

MAN TGA 18.480 4×4 BB

44:30.56

2

П. Вила/М. Торраллардо/Торрес

Mercedes 1844-AK

47:36.44

3

Х. Бекс/Ж. Ван де Вен/Т. Массен

DAF FAV CF 75.530

49:02.13

4

Ф. Жако/М. Дидье/В. Алькараз

MAN TGA 18.430 4×4 BB

55:25.13

5

Ф. Эхтер/Д. Руф/А. Клейн

MAN TGA 18.430 4×4 BB

61:11.59

6

М. Берингер/Купер/Шадль

MAN M2000

53:03.42

7

Д. Верзлетти/Кабини

Mercedes U400

64:19.42

8

М. Заплетал/Яначек/Микуленчак

MAN TGA 18.430 4×4 BB

64:56.32

9

Марк Пиана/Алан Малтину/Юрий Гребенюк

Mercedes Unimog U500

80:29.38

10

В. Ноорман/ван Ден

MAN M2000

84:49.44

11

Де Баар/де Грааф/Хаппель

GINAF M2223

87:39.40

12

Л. Х. Родригес/А.Г. Квирос/Г. Мендес

Mercedes Unimog U500

100:16.51

13

Х. К. Рамирес/М. А. Хернандес/А. Мартинес

Mercedes Unimog U500

102:17.32

14

М. Мартин/К. Турла/Ф. Душосси

Renault Kerax 6X6

105:52.33

Сергей Суховский
Фото автора и фирм-производителей