Гонка трех президентов
По знаменитому «Шелковому пути», соединявшему Европу и Азию, в сентябре прошел одноименный ралли-рейд. Его участники преодолели 4500-километровый маршрут от Казани до Ашхабада за восемь дней.
По знаменитому «Шелковому пути», соединявшему Европу и Азию, в сентябре прошел одноименный ралли-рейд. Его участники преодолели 4500-километровый маршрут от Казани до Ашхабада за восемь дней.
Ралли «Шелковый путь» стало самым значимым событием в рейдовом мире после январского «Дакара». Шутка ли – о его проведении договаривались президенты России, Казахстана и Туркменистана! Для спортсменов это была отличная возможность потренироваться в преддверии «Дакара», который снова пройдет по непривычному латиноамериканскому маршруту. Благодаря своему часто меня ющемуся рельефу (степи, горы, пустыни, каменные плато) Silk Way куда лучше подходит в качестве «гонки разогрева», чем проходящие исключительно в песках эмиратское UAE Desert Chellenge и тунисское Optic 2000 AMV Shamrock.
Гарантом качества нового проекта выступил сам организатор «Дакара» – компания ASO, присвоившая Silk Way статус этапа Dakar Series.
Pro и Contra
Главным фаворитом была команда «КАМАЗ-Мастер». Челнинцы выставили сразу 6(!) экипажей плюс пару клиентских 4326-х, окрашенных в традиционные для мусульманских стран бело-зеленые цвета. Всего же в Казань приехали 16 грузовых экипажей. Увы, экономический кризис.
Однако прибыли все основные конкуренты челнинцев: Алесь Лопрайс (Tatra Т815), отец и сын де Рои (IVECO Trakker), Жозеф Адуа (DAF 75-СF), Мартин Мачик (LIAZ 111.154) плюс трио пилотов на «частных» МАNах и квартет «Мерседесов». Отсутствовали только отец и сын Сугавара на Hino и MAN, пилотируемый Хансом Стейси.
Кроме численного превосходства, на стороне челнинцев был «фактор родных стен», то есть знание трассы и отсутствие языкового барьера. Да и сами «КАМАЗы» едут тем лучше, чем хуже дороги, в то время как европейская техника, как ни крути, «затачивалась» в первую очередь под езду в «песочницах».
Вместе с тем челнинская команда не только лишилась заводского финансирования, но еще и была обезглавлена – бессменный лидер Семен Якубов занялся организацией гонки, и у него просто не осталось времени на другое. Челнинцы также «перетасовали» экипажи, чтобы провести «курс молодого бойца» сразу для нескольких дебютантов. Добавим, что экипаж Эдуарда Николаева выступал на грузовике с турбодизелем Cummins – таком же, как у техничек команды.
Часто для популяризации гонок организаторы создают т. н. Superspecial – короткие зрелищные этапы. Это трассы на 2–5 км, которые проходят вблизи населенных пунктов и изобилуют поворотами и трамплинами. Сами пилоты эти «суперспешелы» недолюбливают: на столь коротких заездах можно легко проиграть, поддавшись редкой возможности «сыграть на публику». Что и произошло на прологе в Казани, который даже не шел в зачет гонки, а просто распределял порядок старта на первом зачетном этапе. Не проехав и ста метров, Хыдыргулы Назаров вылетел на песчаный откос и намертво засадил свой Nissan Patrol. Оказалось, он просто забыл включить полный привод.
В похожей ситуации дважды вытягивали другого туркменского дебютанта – Ису Мамедова, управлявшего «подарком» – гоночным КАМАЗ-4326VK, который в прошлом году правительство Татарстана презентовало президенту Туркменистана в день рождения… И в дальнейшем именно экстремальная езда 29-летнего пилота чаще всего мелькала в телерепортажах с марафона. Правда, недолго – Маммедов сошел, как только гонка пересекла туркменскую границу.
Съездить в сторону
Пятикратный триумфатор «Дакара» Владимир Чагин показал только 4-й результат, проиграв Лопрайсу, де Рою-младшему и финишировавшему первым Фирдаусу Кабирову. Впрочем, 6-секундный разрыв между первым и четвертым местом говорит сам за себя. Первый полноценный спецучасток выиграл Герардус де Рой, а на следующем проиграл Чагину лишь 5 секунд.
Оба российских этапа своей протяженностью (141 и 116 км) и твердыми грунтовками больше напоминали раллийные допы. Но первая же казахская секция стала не просто самым длинным этапом (580 км), но и настоящим кошмаром для штурманов: поскольку гонка шла по относительно ровной степи, средние скорости прыгали за «сотню». Определить направление на такой скорости еще можно было, однако попасть на нужную дорожку (а в степи их десятки), да еще в высокой траве не получилось ни у де Роя, ни у Чагина с Лопрайсом.
Более того, здесь начала сыпаться даже первоклассная техника. «После серии прыжков жестко ударились колесом в бугор, – оправдывал лопнувшие рессоры Николаев. – Сразу почувствовал, что автомобиль просел. А затем ударились поддоном, потекло масло». Де Рой вообще чуть не покинул гонку: «Мы лидировали с преимуществом в 20 минут, как вдруг словно попали на гигантскую стиральную доску. Сломалось все, что ниже кабины: рулевое управление, гидроцилиндры, ограничители хода подвески».
Открыла список сходов «принимающая сторона»: первым был премьер Татарстана Рустем Минниханов. Четырехкратный победитель UAE Desert Chellenge пробил радиатор и после ремонта не успел на финиш этапа. А ведь Минниханов переманил к себе опытнейшего из челнинских штурманов – Айдара Беляева. Именно отсутствием штатного навигатора объяснялись частые выпадения из призовой тройки действующего чемпиона «Дакара» Кабирова, штурманом у которого ехал…механик Андрей Мокеев.
Впрочем, ближе к экватору гонки, когда она переместилась в пески, где легче отслеживать чужие траектории, Мокеев освоился, и отклонения от маршрута (на языке рейдовиков ошибки в навигации называются «съездить в сторону») сошли на нет.
КАМАЗ, IVECO, Tatra – лучшим среди остальных оказался Мартин Мачик на старом LIAZ. | Яков Мехтиев – победитель в серийной категории Т4 и 8-й в общем зачете. |
Царский подарок
Пятый этап едва не стал последним для «Царя», как прозвала западная пресса самого титулованного трак-рейсера Чагина. «За 6 км от финиша у нас отвалилось колесо вместе со ступицей, – рассказал пилот, – штурман нашел его в 700 метрах от грузовика». Вот она, монаршья скромность, – ни слова о том, как ему удалось удержать автомобиль на трех колесах на скорости 147 км/ч. Шесть лет назад в похожей ситуации «Татра» Лопрайса совершила шесть кульбитов. А Чагин избежал аварии и остался в гонке, потратив на ремонт лишь три часа.
На следующий день, когда трасса петляла по берегу залива озера Кара-Богаз-Гол, Чагин отыграл полчаса у лидирующего Кабирова и поднялся с 9-й на 6-ю позицию. Подтянулись и Мардеев с Николаевым, зажав в «бутерброд» Лопрайса. Впрочем, все трое проигрывали лидеру более 1,5 часа. Очень близко от Кабирова оказался лишь младший де Рой, отстающий на 35 мин. Голландец и не скрывал, что будет атаковать под занавес марафона, но тут вмешалась… большая политика. «Крестные отцы» гонки решили не вручать призы на финише, а дать тем старт последнему этапу, и потому организаторы перекроили маршрут. Незадолго до финиша известили, что в последний день из 600 км длина спецучастка составит 24 км и он не войдет в зачет. Получалось, что де Рой может поправить свое турнирное положение только в предпоследний день. Узнав это, голландец понесся сломя голову – крепко засел в солончаках и потерял шансы догнать лидера. Но самое непонятное Герардус совершил в последний день: несмотря на формальность этапа, словно пытаясь что-то доказать, он так сиганул с трамплина, что 10-тонный грузовик взлетел на трехметровую высоту. После приземления механик получил сотрясение мозга, а пилота отправили вертолетом в Ашхабад с подозрением на перелом позвоночника. Позже известили: де Рои пропустят и ближайший «Дакар», и Africa Race. Равно как и Стейси. Похоже, челнинцы начинают выигрывать, еще не стартовав.
Результаты Silk Way | |||
Место | Экипаж | Автомобиль | Время |
1 | Ф. Кабиров/А. Мокеев/А. Танин | КАМАЗ-4326VK | 28:13:52 |
2 | Г. де Рой/Т. Колсуль/Д. Родевальд | IVECO Trakker 4×4 | 29:16:17 |
3 | А. Лопрайс/Я. Мискольчи/М. Холан | Tatra T815 | 29:56:12 |
4 | Э. Николаев/В. Мизюкаев/А. Исрафилов | КАМАЗ-4326VK | 30:11:34 |
5 | И. Мардеев/С. Погожих/А. Каргинов | КАМАЗ-4326VK | 30:33:09 |
6 | В. Чагин/С. Савостин/И. Шайсултанов | КАМАЗ-4326VK | 30:46:06 |
7 | М. Мачик/Й. Калина/ М. Мачик-мл. | LIAZ 111.154 | 32:15:07 |
8 | Я. Мехтиев/И. Козлов/В. Куповец | MAN TGS 18.480 4×4 | 34:25:19 |
9 | Я. де Рой/И. Гюссенс/П. ван Ээрт | IVECO Trakker 4×4 | 35:05:29 |
10 | М. Берингер/Х. Купер/З. Шадль | MAN 18.248 LAK | 38:42:29 |
11 | Г. Данаторов/Р. Гайнулин/С. Ермолин | КАМАЗ-4326VK | 39:22:49 |
12 | Ж. Адуа/М. Торре/О. Матонс-Кампос | DAF 75-CF | 42:20:20 |
13 | Д. Ольвера/Ж. Бертран/Х-А. Розале | Mercedes 2635 AK8M | 61:06:59 |
14 | А. Мардеев/Р. Аматыч/И. Девяткин | КАМАЗ-4326VK | 69:19:38 |
15 | Л. Коррал/Д. Павлов/О. Уперенко | Mercedes 1735AK4x4 | 88:35:46 |
16 | Ф. Крейсбергер/П. Антониолли/Ж. Дунья | Mercedes 1936АК4х4 | 110:00:40 |