Камень на полмиллиарда
В канун Нового года, 20 декабря, недалеко от Нижнего Новгорода состоялась торжественная закладка первого в России автосборочного предприятия с украинским капиталом. Его учредителями стали корпорация «Богдан» и Запорожский автозавод. |
Новое предприятие назвали UTTECH – сокращение английских
слов «объединенные транспортные технологии». Инвестиции в завод составят ни
много ни мало 470 млн. долларов – корпорация «Богдан» и ЗАО «ЗАЗ» вложат по
235 млн.
Первый плацдарм отечественного производителя на бескрайнем российском рынке – это участок площадью 250 га в Борском районе,
в двух десятках километров от Нижнего. В регионе расположено немало родственных
предприятий: в Нижнем производят автомобили ГАЗ, в Бору – автостекло, в
Заволжске – моторы, в Павлово-на-Оке , как известно, – автобусы.
Стратегия
На новом предприятии планируют производить до 6 тысяч автобусов в год. Здесь
будут выпускать три модели: городские малой вместимости (А-092), туристическую
среднего класса (А-100) и городскую (А-144). Кроме того, наладят сборку шасси
среднетоннажных грузовиков Isuzu – до 8 тыс. в год,
а также дизельных двигателей с коробками передач этой же марки – правда,
в количестве на порядок большем – до 80 тыс. в год. С конвейеров легкового
подразделения ежегодно будет сходить до 160 тыс. автомобилей Lanos, Sens
и Aveo.
Завод UTTECH застрахован от того, чтобы стать долгостроем: российские законы
ограничивают время становления подобных производств. Уже через три года предприятие
должно перейти от крупноузловой сборки к мелкоузловой, а к 2011 году завод
обязан достигнуть той степени локализации производства, которая позволит ему
получить статус местного производителя. Так что уже в ближайшие 12 месяцев
акционеры планируют выпустить 18 тысяч машин. А в 2009-м здесь появится своя
штамповка, сварка и окраска кузовов.
Известно, что всю производственную программу среднетоннажных шасси текущего
года – то есть 8000 единиц – уже заказал Павловский
автобусный завод. Значит, известные российские «пазики» теперь «породнятся»
с «Богданами».
И легковушки Lanos, и автобусы «Богдан» продаются в России с весны 2005 года,
и вполне успешно. Так что планы наших соотечественников завоевать до 10% российского
рынка могут скоро осуществиться.
Заграница
Интерес отечественного производителя к российскому рынку понятен –
по оценкам самих россиян, его емкость составляет порядка 1,5 млн. новых автомобилей
и 70 тыс. автобусов. Да и законодательство РФ – как федеральное, так и местное
– стимулирует тех, кто вкладывает деньги в экономику страны. Стратегические
инвесторы имеют льготы по налогу на прибыль, освобождаются от местных сборов.
По сравнению с Украиной здесь повышенная «защитная» ввозная пошлина на иномарки,
дешевая электроэнергия, наличие высокотехнологичного производства для выпуска
комплектующих.
Далекий украинский завод сможет приносить пользу и материнским предприятиям.
Как сообщил один из представителей корпорации «Богдан»,
в случае, если после вступления Украины в ВТО производить компоненты в нашей
стране станет невыгодно, с российской «площадки» на отечественные заводы
компании будут поставлять некоторые комплектующие.