X

Лайнеры на подиумах

Автобусы на TIR'2007


Прошедший Международный салон TIR'2007 был как никогда богат автобусными новинками. Впервые свою продукцию широко представили все крупнейшие украинские заводы: «ЛАЗ», «БАЗ», «Богдан» и «АнтоРус». Не обошлось без гостей из России, Беларуси, Польши, а также Южной Кореи и Китая.

ЛАЗ
Львовский завод коммунального транспорта наконец-то дебютировал на киевском автосалоне TIR. Посетителям продемонстрировали туристический полутораэтажный лайнер «НеоЛАЗ» с турбодизелем MAN. Состоялась украинская премьера двух новых моделей, впервые представленных на Московском автосалоне (см. «КА» №10'2007). Во-первых, это пригородный «СитиЛАЗ»-А191. По сравнению с городским А183, длина машины возросла с 12 до 13,5 м, а низкопольный салон стал ступенчатым в задней части: двигатель Deutz тут расположен уже горизонтально, под полом. Мест – 100 (для сид. – 52). Вторая новинка – модель А152 – это укороченный с 12 до 10,5 метра «СитиЛАЗ». Мест – 89 (для сид. – 30). Внешне автобус легко отличить по одностворчатой задней двери.

Кстати, о силовых установках новейших львовских автобусов. В прессе не раз мелькали сообщения, что они китайского производства. Оказывается, турбодизели Deutz и вправду собираются по лицензии в Китае. Такие моторы ощутимо дешевле.

Самая большая модель львовян: городской сочлененный низкопольник «СитиЛАЗ»-А292. Длина – 18,75 м . Мест – 180 (для сидения 47). Турбодизель (Евро 3) – MAN или Deutz, 280/286 л. с.

 Мнение  

Сагит Фарбазов
Генеральный директор Львовского завода коммунального транспорта

Наш завод активно развивается. На конвейер поставлены новые городские и пригородные автобусы длиной от 10 до 18,75 м, а также троллейбусы. У нас появились дилеры за рубежом – в Румынии, Хорватии и Германии. Большую заинтересованность автобусами ЛАЗ проявили и россияне, тем более что наша продукция отвечает грядущим в РФ нормам Евро 3. Кстати, об экологичности – в конце октября, на крупнейшем международном салоне автобусов в бельгийском городе Кортрийке мы покажем низкопольник «СитиЛАЗ» с двигателем DAF (Евро 5)! Завод активно работает над выполнением киевского контракта на 200 сочлененных троллейбусов: первая партия из 15 машин уже работает в столице, скоро поставим вторую – еще 50 машин. В 2008 году надеемся изготовить первый образец трамвая.

«Богдан»
На стенде корпорации «Богдан» было немало интересного. Все пять представленных автобусов оказались дебютантами выставки. Гвоздем экспозиции стал новый «турист» малого класса – А40160 (см. заглавн. фото). Машина очень похожа на модель А100, дебютировавшую почти два года назад, но только внешне. Кузов укоротили на метр – до 8,17 м. Салон теперь вмещает не 34, а 30 пассажиров, а боковые двери смещены ближе к корме. Появился более мощный турбодизель Isuzu с системой Common Rail второго поколения, где впрыск топлива осуществляется в несколько этапов. Имея рабочий объем 5,2 л и мощность 190 л. с., мотор отвечает нормам Евро 4 (!). Что касается трансмиссии, то вместо механической КП установлен 4-ступенчатый «автомат» японской фирмы Aisin. А вот ходовая часть не изменилась: подвеска колес – пневматическая, спереди – независимая. Автобус пойдет в серию в апреле 2008 г.

В салоне нового «туриста» «Богдан» А40160 – 30 комфортабельных сидений и вместительные багажные полки.

Еще одна новинка – междугородный автобус малого класса «Богдан» А30141. Машина изготовлена на базе школьного собрата А092.32, показанного на SIA'2006, но имеет некоторые отличия. Так, появилась сдвижная передняя дверь с пневмоприводом. В салоне – сиденья самолетного типа и более мягкая обивка, под потолком – багажные полки. Шасси Isuzu несколько доработано: применяются более мягкие рессоры мелитопольского завода. Двигатель не изменился: это по-прежнему 4-цилиндровый дизель с турбонаддувом, имеющий рабочий обьем 4,57 л и мощность в 121 л. с.

Горожанин «Богдан» А069 на 32 пассажира (на фото справа) стоял бок о бок со своим «донором» – автобусом Hyundai County. Обе машины оснащаются 3,9-литровым 130-сильным турбодизелем.
Hyundai AeroTown создан для работы в городских условиях. Салон имеет 28 кресел и разделен на две функциональные зоны. Турбодизель – 196 л. с. (Евро 3).

Скорая помощь для автобусов – «летучка» «Антон». В кузове – дизель-генератор, сварочный аппарат, кран на 1 т и т. д. За кабиной – 3-местный спальник.
Новинка в семействе херсонских «Антонов» – удлиненная городская модель (7,2 м) – «Антон»-3250.23.40.

«АнтоРус»
На стенде херсонского Автомобильного завода «АнтоРус» привлекал внимание новый автобус «Руслан» А103, который идет в производство в ноябре месяце. Если раньше предприятие выпускало только модели малого класса, то теперь оно займет свою нишу и в среднем. Эта новинка длиной 8,93 м предназначена для городских и пригородных перевозок и может выпускаться с разной планировкой салона. Стекла в нем клееные, имеется автономный отопитель Webasto. В приводе тормозов имеется система ABS.

Широко была представлена и гама уже завоевавших популярность автобусов малого класса «Антон». Стандартные модели имеют длину 6,84 м и рассчитаны на 34 пассажира.


 

«АнтоРус» вышел в средний класс с новым автобусом «Руслан» А103. Мест – 60 (для сидения – 31). Турбодизели – Cummins (3,9 л, 140 л. с.) либо Nissan-Dong Feng (4,2 л, 143 л. с.). Оба – Евро 2.

 Мнение  

Андрей Богдан
Генеральный директор «Анторус»

В настоящее время на предприятии проходит реконструкция: строится окрасочный комплекс площадью 3 тыс. м кв., и цеха для подготовительных и сварочных работ (6 тыс. м кв.). В 2008 году потребители увидят в дополнение к существующим новые модели – на шасси Mercedes-Benz Sprinter и Variо. Если в 2006 году было изготовлено около 600 автобусов, то в плане развития на 2008 – 2009 гг. намечено довести ежегодный выпуск до 1500-2000 единиц.

«ЭТАЛОН»
На стенде корпорации был представлен широкий модельный ряд автобусов как Бориспольского, так и Черниговского автозаводов. Нынешний октябрь стал для корпорации юбилейным: ровно пять лет назад сошел с конвейера первый автобус БАЗ-А079 «Эталон». На сегодняшний день БАЗ выпустил уже 4268 машин разного класса, а Черниговкий автозавод – еще порядка 2800.

Новый «горожанин» ЧАЗ-А074 на шасси FAW. Мест – 41 (для сидения – 19). Турбодизель – 116 л. с. К концу года будут выпускать до 40 машин ежемесячно.
Новейшая разработка бориспольцев: полунизкопольная модель среднего класса А148, на китайском шасси марки FAW. Мест – 79 (для сидения – 23). Турбодизель – 179 л. с.

На стенде, помимо моделей среднего класса А148, присутствовал и удлиненный «Эталон» на шасси TATA – туристическая модель А079.25. Такие «туристы» пользуются высоким спросом, поэтому Бориспольский автозавод и выпускает только междугородные «Эталоны» (до 125 шт. в месяц), а документация на выпуск их городских собратьев полностью передана в Чернигов.

На ЧАЗе, кстати, продолжается произво дство популярных машин особо малого класса – «Дельфин» на шасси «Газели». Сегодня их выпускают до 60 шт. в месяц.

 Мнение  

Владимир Бутко
Президент корпорации «Эталон»

Сегодня в Украине наблюдается изменение структуры продаж автобусов в сторону увеличения машин среднего класса и уменьшения особо малого. Не случайно БАЗ разработал и оперативно наладил выпуск машин среднего класса, на китайском шасси FAW – в первую очередь туристических, на 43 посадочных места. Именно такие модели пользуются у наших перевозчиков повышенным спросом. Пока изготавливается до 5 автобусов в месяц, а в следующем году этот показатель будет доведен до 15 – 20 единиц. В ближайшей перспективе – разработка на индийском шасси TATA автобуса с несущим кузовом. А пока БАЗ продолжает выпуск популярных «Эталонов»: до конца года изготовит их не менее 1600 штук.

Что касается Черниговского автозавода, то в августе там сдана вторая очередь с новыми кузовным и сборочным цехами общей площадью 11 тыс. кв. м. Поэтому со следующего года там будут выпускать вдвое больше автобусов – до 250 штук в месяц.

Компания «Авто-Сити» привезла китайские автобусы King Long. Мест – 39. Турбодизель Cummins или Isuzu, 250 л. с. (Евро 2).
Корпорация «АИС» показала три автобуса, в т. ч. низкопольник ПАЗ-3237. Мест – 55 (для сидения – 17). Турбодизель Сummins (150 л. с.) Евро 3. КП – «автомат» Alison.

SOLARIS
На украинском автобусном рынке незадолго до открытия TIR'2007 появился новый игрок – СП «Солярис-Украина». Это официальный представитель польской компании Solaris Bus & Coach в Украине и других странах СНГ. Сегодня эта фирма – крупный производитель городских и международных автобусов, а также троллейбусов, которые поставляют более чем в 15 стран Европы.

В последнее время в Европе в связи с проблемами защиты окружающей среды усилился интерес к подзабытым было троллейбусам. На стенде TIR'2007 был представлен 15-метровый Solaris Trolino 15 – первый в мире троллейбус длиной 15 метров, появившийся в 2003 году. Другим экспонатом был бестселлер фирмы – 12-метровый городской низкопольник Solaris Urbino 12. Общая вместимость машины – 104 пассажира, мест для сидения – 25–35. С августа прошлого года автобусы Urbino 12 оснащаются двигателями Евро 4/Евро 5 марок Сummins (250 – 314 л. с.) или DAF (249 – 310 л. с.).

Троллейбус Solaris Trolino 15 выполнен на базе городского низкопольного автобуса Urbino 15, но оснащен асинхронным электродвигателем и системой управления, вынесенной в специальные отсеки на крыше. Машина может определенное время двигаться без контактной сети благодаря дополнительным аккумуляторам или генераторным агрегатам.

Леонид Гоголев
Фото автора