X

Музей Autoworld: Уникальное меньшинство

Один из крупнейших в Европе автомобильных музеев – Брюссельский Autoworld. В его экспозиции наряду с легковыми автомобилями представлены и интересные коммерческие.

Один из крупнейших в Европе автомобильных музеев – Брюссельский Autoworld. В его экспозиции наряду с легковыми автомобилями представлены и интересные коммерческие.

Один из крупнейших в Европе автомобильных музеев – Брюссельский Autoworld. В его экспозиции наряду с легковыми автомобилями представлены и интересные коммерческие.

Музей размещен в «Пале Мондиаль» – одном из самых примечательных зданий бельгийской столицы. Эта часть парково-выставочного комплекса, созданного по указу короля Леопольда II специально для престижных экспозиций, была открыта в 1880 году.

Львиную долю площади музея занимает огромный, вытянутый в длину зал. Ширина его составляет 48 м, но высоченная крыша держится только на стальных арочных конструкциях – без единой промежуточной опоры!

В экспозиции Autoworld – более 150 автомобилей, но это только вершина айсберга. Еще около сотни находится в запасниках, а примерно 600 ждут своей очереди на реставрацию.

Если подробно описывать все эти олд-таймеры, то получится полноценная увлекательная история автомобиля – от зарождения до наших дней. Но… автомобиля легкового. Что же касается коммерческих машин, то здесь они в абсолютном меньшинстве. Однако все они – несомненные раритеты, и многие из них существуют лишь в единственном экземпляре.

Особый интерес представляют автомобили «домашнего», то есть бельгийского производства – таких фирм, как FN, Jonckheere, Messie и Minerva.

Отдельного рассказа заслуживает представленная в музее коллекция пожарной автотехники. Машины цвета пламени изготовлены на раритетных шасси: французском Delahaye («Делаэ») (1907 г.), английском Dennis (1923 г.), бельгийском Minerva (1936 г.), американском Dodge HE (1937 г.). А в сочетании с надстройками единичного производства они просто уникальны.

Самый древний экспонат коллекции – пожарный насос конца XIX века. Его изготовила фирма Delmaize Freres et Co. и дала ему грозное имя Le Lion («Лев»). Привод насоса – от установленной сзади на раме паровой машины. А вот передвигался «Лев» на буксире… у лошади.

Пожарный автомобиль на шасси Minerva HTM/SP (1933 г.). Это т. н. линейка: пожарные сидят боком к движению. Водяной насос – впереди, с приводом от основного мотора (6-цил., 6231 см куб.).

Английская фирма Dennis известна не только грузовиками и автобусами, но и своими пожарными машинами. В музее представлен автомобиль-огнеборец выпуска 1923 г. с 4-цилиндровым двигателем (9116 см куб.).

Забавный мини-трактор фирмы Lanz (1921 г.) имеет одноцилиндровый двухтактный мотор, работающий на тяжелом нефтяном топливе. Для запуска нужно было предварительно подогревать головку блока цилиндров.

Один из старейших коммерческих автомобилей музея – Opel 14/34 (1914 г.). Двигатель с зажиганием от магнето (4-цил., 34 л. с.). Грузоподъемность – 2,6 т, снаряженная масса– 1,9 т.

Автомобиль Minerva, тип КК (1914 г.) активно участвовал в Первой мировой войне. Задняя стенка кузова – с необычным для санитарной машины горизонтальным разъемом и ступеньками на откидной части. Двигатель – 4-цилиндровый, 3306 см куб.

DAF Pony выпускался всего 3 года (1967–1969 гг.). Агрегаты – от микролитражки DAF 33: двухцилиндровый мотор (850 см куб., 40 л. с.) и необычная автоматическая, клиноременная трансмиссия Variomatic. Грузоподъемность – 750 кг.

Редкий автобус, изготовленный в 1959 г. Шасси – от брюссельской фирмы Miesse. Кузов специально разработан известным бельгийским производителем автобусов Jonckheere («Йонкхир»).

Бензоколонка начала XX века. Вверху – стеклянные колбы фильтров (1), под ними – циферблат литрометра (2). В центре – поршневой насос с ручным приводом (3). Сбоку – раздаточный шланг (4).

Один из первых в мире кемперов. Изготов­лен в Бельгии в 1924 г. Умиляет изящный балкончик в задней части – таких на автодачах сегодня не встретишь. Шасси –
Ford TT (4-цил., 2884 см куб., 22 л. с.).

Самый древний экспонат коллекции – пожарный насос конца XIX века.

Известному производителю оружия – бельгийской фирме FN – пришлось взяться за выпуск грузовиков в конце 20-х гг. прошлого века под влиянием мирового экономического кризиса. В экспозиции музея – 3-колесный грузовичок FN Tricar (1947 г.).

Леонид Гоголев
Фото автора