X

Музей-мираж

Ретроэкспозиция в Ганновере


Этот уникальный музей просуществовал всего неделю –
пока работал 60-й по счету Ганноверский автосалон. В честь юбилея
в рамках мероприятия была организована грандиозная ретроэкспозиция,
насчитывающая свыше сотни коммерческих машин.

После закрытия салона
эти автомобили разъехались по домам, вернулись в частные собрания – и
музей исчез, как мираж… Но остались фотоснимки, запечатлевшие его навсегда.

Самым «взрослым» в экспозиции был тягач Hansa-Lloyd DL
5, выпущенный, если верить медной табличке на кабине, в 1923 году в Бремене
(фото внизу). Интересно, что это электромобиль (мотор 16 вольт, 14/28
л. с.). В Германии, которую, как заметил однажды канцлер Бисмарк, «Бог
обидел нефтью», такие машины достаточно широко использовались и в 1920-е,
и в 1930-е годы.

Пожарные автомобили, как известно, – долгожители. Ведь
«обитают» они в теплых боксах, где их постоянно чистят и драят, а выезжают
на них не очень часто. Поэтому неудивительно, что и в ганноверской коллекции
их было несколько штук. В том числе – автолестница начала 1930-х Ward
LаFranсe – марки, вопреки названию, не французской, а американской. Этот
уникальный заморский гость – большая редкость для Германии, где и своих
укротителей огня хватает: достаточно вспомнить такие фирмы, как Magirus,
Metz и др.

Период Второй мировой был представлен скупо. Известный
по предыдущим выставкам грузовик MercedesBenz L4500A имел эрзац-кабину
из реек и картона (металл тогда был в дефиците). Уровень реставрации популярной
«трехтонки» Opel Blitz вызывал сомнения: кабина и боковина капота были
явно неродными.

Значительную часть экспозиции составляли немецкие грузовики,
выпущенные в послевоенное время, что неудивительно: они ведь не знали
ужасов войны, их не бомбили и не давили танками.

В бедной послевоенной Германии в большом почете были
не только легковые скорлупки-микроавтомобили, но и мини-грузовички, в
том числе трехколесные. Шумные и недолговечные, часто с мотоциклетными
моторчиками, они были удивительно экономичными. На выставке можно было
увидеть один из них – трехколесный Boy фирмы Tempo с 2-тактным одноцилиндровым
двигателем (250 см куб.).

Среди стоящих стройными рядами машин ныне здравствующих
марок, таких как, например, Mercedes-Benz и MAN, немало было и почивших
в бозе в 1960 – 70-х годах брендов: Bu..ssing, Hanomag, Hensсhel, Magirus-Deutz
и др.

Среди исторических машин этого времени особо выделялась
революционная конструкция – Bussing 22.150 Supercargo (1965). Кабина,
невысокая сама по себе и притом очень низко расположенная (от крыши до
земли – 1,5 м), позволяла сделать грузовую платформу во всю длину автомобиля
– 10,32 м. Две передние оси были управляемыми. Установленный за кабиной
двигатель приводил в действие третью, заднюю ось. Недостатками такой схемы
были высоко расположенный центр тяжести машины в груженом состоянии и
неважная обзорность из низкой кабины. Именно по этим причинам машина в
свое время так и не получила распространения.

В Ганновере были показаны и автомобили, выпускавшиеся
в ГДР. После падения Берлинской стены прекратили существование такие хорошо
известные и у нас в стране марки, как Barkas, IFA и Robur. Изюминкой экспозиции
стал самый первый Robur – капотная модель Garant 30K выпуска 1957 года,
которая, в отличие от более поздних «бескапотников», никогда не поставлялась
в СССР.

В экспозиции были представлены и два… КрАЗа. Таких машин – в основном
из остатков автотехники Национальной народной армии ГДР – в Германии и
сегодня немало. Говорят, есть даже клуб любителей кременчугских грузовиков.
Вот бы и нам взять с них пример!

 «Седельник»
КрАЗ-258 Б1 (1971), переделанный немцами в балластный тягач
Дизель240 л. с.
Полная масса поезда 100 т

 Первенец
марки Robur из ГДР – модель Garant 30K (1957)
Бенз. мотор60 л. с.
Грузоподъемность3 т

 Пожарная
автоцистерна Magirus Deutz F Mercur 145 (1962)
Дизель145 л. с.
Скорость83 км/ч

 «Седельник»
Henschel F 122 S (1968)
Дизель160 л. с.
Полная масса поезда26,5 т

 Mercedes-Benz
L2624 (1971). Для перевозки длинномеров (до 16 м) кабина заужена
Дизель240 л. с.
Грузоподъемность12,5 т

 Mercedes-Benz
LP 333 (1958) по прозвищу «многоножка» с двумя передними управляемыми
осями
Полная масса18 т

 Балластный
тягач Kaeble KDV 22 (1962)
Дизель300 л. с.
Полная масса36,9 т

 Микрогрузовик
Tempo Boy (1950)
Бенз. мотор10 л. с.
Грузоподъемность0,5 т

 Швейцарский
военный – Saurer 2 DM (4х4) (1964)
Дизель 135 л. с.
Грузоподъемность4,9 т

 Развозной
Hanomag F 55 (1967)
Дизель80 л. с.
Грузоподъемность2,69 т

 Самый
массовый Krupp – модель Mustang. С 1954 до 1962 года было построено
3777 этих автомобилей
Дизель145 л. с.
Грузоподъемность 8 т

 Новаторский
Bussing 22.150 Supercargo (1965)
Дизель150 л. с.
Грузоподъемность14,7 т

 Mercedes-Benz
L2 (1926) ожидает реставрации
Бенз. мотор55 л. с.
Грузоподъемность2,5 т

Леонид Гоголев
Фото автора