X

На переправе к Евро 5

Автобусы на IAA-2006






















Недавно прошедший 61-й по счету Ганноверский автосалон
был как никогда богат не только на грузовые, но и на автобусные премьеры.
Свои ноу-хау показали как гранды европейского рынка, так и небольшие
фирмы, мало известные нашему потребителю.

Главная тема автобусного
смотра в этом году – экология и еще раз экология. И это не удивительно:
нынешней осенью вся Западная Европа переходит на нормы Евро 4, а дальновидные
перевозчики и на Евро 5, и даже более строгие EEV. Поэтому экспозицию
многих производителей украшали автобусы со «сверхчистыми» двигателями;
не обошлось и без гибридных дизель-электрических установок, причем серийных!


NEOMAN На стенде автобусного объединения NEOMAN (Neoplan
+ MAN) состоялась мировая премьера нового «туриста» Neoplan Cityliner.
Лайнер отличается «остроугольным дизайном» (по-англ. sharp cut design),
который перешел с модели Starliner, завоевавшего почетный титул «Туристический
автобус 2006 года» (см. «КА» №3’2005). Есть и мотивы ностальгии по моделям
прошлых лет – например, ниспадающая к передней части линия нижних боковых
окон. От «звездного» VIP-лайнера позаимствован и запатентованный силовой
каркас. Стальные профили, соединяющие боковые стенки, крепятся без сварки
– один просто вставляется в другой. В результате «скелет» получается очень
легким и прочным.


Автобус комлектуется 6-цилиндровыми 10,5- или 12,4-литровым турбодизелями,
в 440 или 480 л. с. соответственно. Благодаря запатентованному сажевому
фильтру PM-KAT мотор отвечает нормам Евро 4.


На машине появилась пневмоподвеска колес с электронным управлением СDS
(Comfort Drive Suspension), которая изменяет жесткость амортизаторов в
зависимости от условий движения. Citуlyner оснащен также адаптивным круиз-контролем
и системой слежения за дорожной разметкой.


Премьерой автосалона стал и новый по длине, 13,2-метровый представитель
популярного туристического семейства MAN Lion’s Coach, получивший дополнительный
индекс «С». Машина рассчитана на перевозку 55 человек и имеет 11-кубовые
багажные отсеки. Автобусы Lion’s Coach дебютировали в 2002 годы в стандартном,
12-метровом, и трехосном, 13,8-метровом исполнении L. За все время изготовлено
свыше 1500 машин.


Setra Фирма привезла мировую премьеру – 12-метровую
низкопольную модель S 415 NF из нового городского семейства MultiClass
400 (подробнее см. «КА» №12’2005). Входные двери для ускорения посадки-высадки
пассажиров оснащаются не стандартным электро-, а пневмоприводом. Пространственный
силовой каркас с увеличенной жесткостью на кручение теперь оцинкован.
Более тонкие стекла и новый передний мост ZF с независимой подвеской уменьшили
снаряженную массу автобуса на полтонны – до 11750 кг. Все электронные
системы автобуса отныне связаны оптиволоконной шиной CAN-bus.


Mercedes-Benz Мировой премьерой стал лайнер Tourismo
второго поколения, сменивший предшественника, разошедшегося 12-тысячным
(!) тиражом. Изюминка новой внешности – боковая оконная линия, ниспадающая
к носовой части. Появился новый двухосный вариант, 13-метровый. Благодаря
увеличенной колесной базе он вмещает 53 пассажира.


В салоне автобуса – комфортабельные кресла Travel-Star Plus. DVD-плейер
и два 15-дюймовых LCD-монитора входят в стандартное оснащение. Объем багажных
отсеков – от 8,4 до 11 кубометров. Появились новая приборная панель с
джойстиком КП, а также лобовое стекло Opticool, защищающее от инфракрасного
излучения. В стандарте, помимо ABS и ASR, имеются ретардер и система стабилизации
ESP.


Низкопольник Citaro второго поколения, завоевавший престижный титул
«Муждународный городской автобус 2007 года», дебютировал в укороченном,
10-метровом варианте – Citaro K. А вообще модель предлагается в 11 (!)
версиях по длине, включая 18-метровый сочлененный автобус. Внешние отличия
Citaro «дубль два» – «чистые» фары, решетка радиатора, V-образное заднее
стекло и новые стоп-сигналы. Внутри иные потолочные панели, легкие кресла
City-Star-Eco и лобовое стекло Opticool.


VDL Экспозиция автобусного объединения VDL проходила
под девизом: «Опыт в 400 лет». Почему так много? Оказывается, просто сложили
возраст всех входящих в нее производителей: Berkhof, Jonckheere, Kusters,
Bova, APTS и непосредственно VDL Bus.


Начнем с низкопольника VDL Ambassador 200, дебютировавшего еще 5 лет
назад. На салоне прошла премьера варианта, укороченного с 12 до 10,6 м.
Новинка рассчитана на перевозку 80 человек, мест для сидения – 36. Благодаря
сэндвич-панелям и компонентам из полиестра снаряженная масса машины всего
8500 кг. Автобус оснащается турбодизелями Cummins (205 или 225 л. с.)
под нормы Евро 4/Евро 5 или EEV.


Компания Bova показала свой обновленный бестселлер – туристическую модель
Futura, ведущую свою родословную с 1982 года. Автобус отличается новой
передней и задней светотехникой; по заказу устанавливаются ксеноновые
фары. Полностью видоизменилась и приборная панель. Уменьшен в диаметре
(до 450 мм) руль, стало более удобным водительское кресло. В стандартное
оснащение входит DVD-плеер и 17-дюймовый экран.


Примерно те же изменения претерпел и флагман марки – «турист» Magiq.
Помимо 12,2- 13,1- и 13,9-метровых версий, с января поступит в продажу
и самая длинная модификация – Magiq 148 Magnum, длиной 14,8 м и с салоном
на 60 мест.


Irisbus Это объединение, куда входят такие фирмы как
IVECO, Renault, Ikarus, Orlandi, Heuliez, занимает лидирующее место на
рынке автобусов, работающих на природном газе (CNG): реализовано более
3500 машин. Благодаря применению стехиометрической технологии (технологии
химических реакций) двигатели Cursor 8 CNG соответствуют нормам Евро 6
(!) и еще более строгим – EEV.


В Ганновере был представлен высококомфортабельный 55-местный лайнер
Domino от итальянского кузовного ателье Orlandi и низкопольник Citelis
от чешского производителя Karosa. Оба – с двигателями IVECO Cursor Евро
5.


Scania На своем стенде шведы показывали туристический
лайнер Scania Itizar PB, оборудованный мощным 470-сильным турбодизелем
Евро 4.


Еще в 80-е годы фирма начала производство машин, работающих на этаноле
– топливе, получаемого из сахарного тростника или сахарной свеклы, точнее,
из их отходов. Для этой цели дорабатываются обычные дизельные двигатели.
Представленная городская модель OmniLink может оснащаться и таким мотором.
Все дизели на альтернативном топливе соответствуют нормам Евро 5 и EEV.


Volvo Bus Компания привезла в Ганновер туристический
лайнер – модель 9900 – флагман марки. Помимо видоизмененных внешности
и интерьера, машина получила новый 12-литровый турбодизель DH12E в 340-420
л. с. Благодаря технологии SCR он отвечает нормам Евро 4/Евро 5.


Прошла презентация и городского низкопольника – модели 7700. Кроме новой
«одежки» машина оснащается 9,0-литровым двигателем D9R, пришедшим на смену
7,0-литровому. Этот агрегат может поставляться и в варианте для работы
на газе. Специальные фотоэлементы в дверях не дают им закрыться до окончания
посадки-высадки пассажиров. Новый передний мост повысил маневренность,
а модернизированная пневмоподвеска улучшила управляемость и комфорт.


Solaris Польский производитель, начинавший со сборочного
производства автобусов Neoplan, отмечает в этом году 10-летний юбилей.
Настоящей сенсацией стал показ гибридной городской «гармошки» Urbino 18
на 160 мест (41 для сидения). В автобусе применен новый турбодизель Cummins
ISLe4 в 340 л. с. и гибридная трансмиссия E-Drive от GM-Allison. Последняя
состоит из двух электромоторов, трех планетарных передач и двух синхронизированных
трансмиссий. Все это весит 417 кг. На крыше автобуса – никель-металлогидридные
батареи. Последние, кстати, подзаряжаются исключительно от двигателя или
во время торможения (рекуперация). Электромоторы вращают колеса средней
оси и работают как вспомогательные при разгоне-торможении.


Вторая новинка – еще одна 18-метровая «гармошка» Urbino 18, но уже с
двигателем, отвечающим сверхчистым стандартам EEV. На машину поставили
новый турбодизель DAF PR в 310 л. с.; здесь используется сажевый фильтр
DPF, не нуждающийся в периодической очистке.


Третья новинка – 12-метровый низкопольник Urbino 12 с двигателем IVECO
Cursor 8 CNG (272 л. с.) на природном газе.


Temsa Турецкая компания привезла в Ганновер немало
интересного. Мировой дебют отпраздновал 12-метровый междугородный автобус
Tourmalin IC. Помимо интересной внешности, машина получила новый турбодизель
DAF PR (Евро 5). Обновилась и междугородняя 43-местная модель класса «миди»
– Metropol.


Премьерой компании стал и новый высокопалубник Temsa HD с пространственным
каркасом из нержавеющей стали. Машина комплектуется новым турбодизелем
DAF MX (Евро 4/5) в 410 л. с.

 Сто
с прицепом

NEOMAN
совместно с немецким кузовным ателье Markus Goppel GmbH разработал
необычный городской автобус Miditrains. К 9,6-метровому городскому
низкопольнику MAN Lion’s City M присоединили двухосный 8,35-метровый
прицеп. В результате пассажировместимость увеличилась с 69
до 138 человек. Примечательно, что общая длина «трейна» 19.51
м почти укладывается в общепринятые нормы 18,75 м. Принципиальное
отличие новинки от распространенных сегодня сочленных «гармошек»
– лучшая маневренность и возможность отсоединения прицепа
для работы на ненагруженных маршрутах.

 В
обход закона


Концептуальный
сочлененный низкопольник – Mercedes-Benz СapaCity, дебютировавший
еще прошлой осенью, в 2007 году пойдет в серию. Причем для
этого в законодательстве Германии, которое ограничивает длину
автобусов до 18,75 м, сделали исключение. Напомним, что, помимо
большой площади остекления, автобус отличается 2-осной прицепной
частью и общей длиной в 19,54 м. Пассажировместимость машины,
по сравнению с 18-метровой «гармошкой» Сitaro, возросла на
40 процентов – до 193 человек. Благодаря двум управляемым
осям (первой и последней) и механизмам сочленения в одной
точке автобус не уступает Сitaro по маневренности.

 По
стопам Жюля Верна

Компания
APTS (Advanced Public Transport System – «передовые системы
городского транспорта») представила в Ганновере футуристического
вида автобус Phileas («Филеас»), названный по имени главного
героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Машина
имеет параллельную гибридную трансмиссию GM-Allison Hybrid
E50 Drive. 8,9-литровый турбодизель Cummins (Евро 4) в 330
л. с. через генератор питает электромоторы в колесах второй
и третьей оси, а также 600-вольтовые никель-металлогидридные
батареи.


Уже два года дюжина «Филеасов» успешно работает на маршрутах
голландского города Эйндховен. Автобусы двигаются по специальной
полосе с магнитными датчиками: водитель может выбрать режим
«автопилот», и машина едет сама, притормаживая на остановках.
Инфраструктура магнитной дороги дешевле трамвайной: цена 1
км – 4,3 млн. евро против 10 млн. евро.


На выставке показали двухсекционную 18,5-метровую версию
машины на 140 мест (29 – для сидения), хотя можно заказать
и трехсекционную, 26-метровую, на 185 человек. Все колеса
управляемые. Подвеска колес – независимая, пневматическая.

 Выручает
гидро

Немецкое
кузовостроительное ателье Kutsenits привезло 65-местный низкопольник
Hydra-City – с гидротрансмиссией! Дизель (по заказу его можно
переделать на газ) приводит в действие насос, который подает
рабочую жидкость к двум гидромоторам в задних колесах (по
одному на каждое). Что это дает? Помимо меньшего на 25% расхода
топлива и сверхчистого выхлопа (нормы Евро 4/5 и EEV), обеспечивается
плавная работа трансмиссии (здесь нет привычной КП). Более
того, она малошумна и эффективна при движении в режиме «старт-стоп».
Hydro-City будет выпускаться на шасси среднетоннажников Mercedes-Benz
Atego (как показанный образец) или MAN TGL: оттуда берутся
мосты и подвеска колес, электрика и пневматика, двигатель
и система охлаждения, а также кок-пит.

 Новые
«мариборцы»


Словенская
компания Tovarna Vozil Maribor (Marbus) привезла в Ганновер
новый туристический автобус класса «миди» – Viveo. Помимо
новой экстравагантной внешности машина получила улучшенную
антикоррозийную защиту кузова: так, из оцинкованной стали
и усиленного стекловолокном полиестра сделаны ступеньки, крыша,
передняя и задняя «маски», бампер и колесные арки. В салоне
– 30 комфортабельных кресел, с откидными подножками и ремнями
безопасности. Модель оснащается турбодизелем MAN D08 (Евро
4) в 206 л. с. КП – механическая, 6-ступенчатая.


Туристические автобусы TAM (так во времена Югославии называлась
фирма) были очень популярными в Советстком Союзе – в конце
80-х в Украину была поставлена крупная партия таких машин.
Экспорт в нашу страну недавно был возобновлен. В 2005 году
Marbus начал выпускать по кооперации для компании Neoplan
новые аэропортовые автобусы N91, рассчитанные на 75–130 пассажиров.
Несколько таких, отнюдь не дешевых, машин заказал наш международный
аэропорт «Борисполь». В 2007 году Marbus выпустит около двухсот
автобусов, половина из которых – аэропортовые Neoplan.

Юрий Гоголев
Фото автора и фирм-производителей