X

Новый год. Дакар. КАМАЗ.

Euromilhoes Lisboa-Dakar 2006









В канун Нового года в Лиссабоне стартовал очередной,
28-й по счету «дакар». Его участникам за две недели предстояло преодолеть
9043 километра бездорожья Португалии, Испании, Марокко, Мавритании,
Мали, Гвинеи и Сенегала. На этих соревнованиях побывал наш корреспондент.

Ныне «дакар» на вершине
популярности: организаторы прекратили прием заявок не в октябре, как было
раньше, а еще в августе. Уже тогда желающих стартовать в самой длинной
гонке мира оказалось более чем достаточно. Одним словом, первый рекорд
установлен задолго до начала гонки: в Лиссабон съехалось 508 команд на
80 грузовиках, 240 мотоциклах и 188 внедорожниках плюс кавалькада из 240
автомобилей сервисного сопровождения, большей частью грузовых.


Но в зачетной группе Т4 массовость никогда не являлась залогом интриги.
Дело в том, что большинство камионов изначально являются «боевыми» техничками
команд, выступающих в более легких весовых категориях. Такие экипажи участвуют
в гонке, но за медали не сражаются: их задача – откапывать и ремонтировать
своих «шефов». А дакаровские «драгметаллы» обычно разыгрывают между собой
с полдюжины рейстраков пары-тройки заводских команд.

Плюс MAN, минус DAF

В этот раз на медали грузового зачета претендовали как минимум два десятка
(!) экипажей. К фирменным экипажам КАМАЗа, IVECO, DAF, GINAF, Hino, Renault
прибавились получившие поддержку производителей экипажи Карела Лопрайза
и Мартина Мачика, выступающие на Tatra и LIAZ соответственно. Вернулся
MAN, правда, пока полуофициально, построив для Team Extract пару полноприводных
MAN TGA.


Как и прежде, самыми массовыми оказались разнокалиберные Mercedes (22)
и MAN (21 автомобиль). За ними со значительным отставанием следовал официальный
поставщик «дакара» – Renault: десять Kerax. А в остальном картина была
такая: «квинтет» IVECO Trakker и DAF CF75.750, по три Tatra T815 и КАМАЗ-4911,
по паре Hino Ranger Pro FT и GINAF X2222 SP и один LIAZ 111.154D. Не менее
впечатляюще выглядел и «личный состав»: шестикратный победитель Карел
Лопрайс, пятикратный – Владимир Чагин, триумфаторы разных лет Джакомо
Визмара (1986 г.), Ян де Рой (1987 г.), Питер Райф (1997 г.), Фирдаус
Кабиров (2005 г.) и еще десяток призеров.


Правда, из когорты сильнейших еще до старта выбыли все пять «дафов»
команд Яна де Роя и Ханса Бекса. Представитель ФИА Роберт Лагулон был
категоричен: «В их конструкции есть целый ряд технических моментов, которые
никоим образом не соответствуют официально задекларированым в технической
документации. Правила есть правила. И они едины для всех».

GPS в опале

Нешуточную интригу обещали и многочисленные изменения регламента. Организаторы
который год пытаются вернуть гонке, давно ставшей ареной сражения заводских
команд, формат «большого приключения для сильных духом людей». Их очередной
шаг – серьезные ограничения по использованию спутниковых навигационных
систем. Появившиеся в начале 90-х GPS фактически свели на нет штурманскую
функцию, выведя на первое место водительское мастерство и энерговооруженность
техники. Отныне же акцент сделан на навигационную работу, знания и опыт
экипажей: трасса прокладывалась в первую очередь по дорожной легенде,
карте и компасу. Скрытые контрольные точки обязательного прохождения появлялись
на экранах GPS лишь в радиусе 3 км, то есть теперь спутниковая система
использовалась лишь в качестве указателя курса. В то время как раньше
с ее помощью можно было определять точное местонахождения экипажа и отклонение
от идеальной траектории движения.

С места в карьер

Еще одно принципиальное изменение – формат европейских этапов. Если прежде
они представляли собой ничего не значащие коротенькие прологи для зрителей,
то теперь это полноценные спецучастки, оказавшие заметное влияние на финишный
протокол.


Как обычно, с места в карьер гонку повел Владимир Чагин. Прошлогодний
победитель Фирдаус Кабиров за 7 километров до финиша из-за проблем со
сцеплением скатился с четвертой позиции в третий десяток. А новобранец
команды «КАМАЗ-Мастер» Сергей Решетников почти час простоял в болотце,
которое большинство экипажей преодолело не сбавляя хода.


Второй этап чуть не стал… последним для зачета Т4. Трудно описать словами
то чувство, которое пережили зрители и журналисты на финише допа: отмашку
клетчатым флагом получили только 7 из 69 камионов. Остальным узенькую
дорогу меж горных хребтов Альгарве перегородила перевернувшаяся Tatra
Томаша Томечека.


Только вырвавшись из тесных европейских лабиринтов на африканские просторы,
Кабиров и Решетников показали все свое мастерство, поднявшись до 3 и 5
позиций! Резко прибавили и «маны»: на каменистых плато Марокко и песчаных
дюнах Мавритании Ханс Стейси, Франц Эхер, Питер Райф легко обошли дышавших
в спину лидеру на европейских проселках Андре де Азеведо (Tatra) и Микки
Биазона (IVECO).


Выиграв шесть этапов кряду, Чагин создал немыслимый для классов мотоциклов
и внедорожников двухчасовой задел. А вот отрыв между экипажами преследователей
исчислялся буквально минутами: оттеснивший Лопрайса со второй строчки
Кабиров опережал его на 7 минут, а Стейси – на 11. К этому моменту в пелотоне
уже не было обеих призовых IVECO Бьязиона и еще одного чемпиона мира по
ралли Маркку Алена. Попал в серьезную аварию и получил компрессионную
травму позвоночника Решетников: прыгнув с очередного трамплина, его грузовик
приземлился в яму. Благо с прошлого года вместе с камской дружиной на
марафон ездит Сергей Бубновский, разработавший методику экстремальной
лечебной физкультуры. И на следующее утро Решетников под аплодисменты
журналистов снова сел за руль и даже поднялся с 20-й на 15-ю позицию.

«Маны» идут

Как говорится, «и на старуху бывает проруха». СУ7 стал первым, который
Чагин не выиграл: в рыхлых песках его КАМАЗ-4911 лег набок. Экипаж потратил
около часа, выбираясь из гигантской воронки. А раньше всех финишировал
трижды застревавший, проколовший шину и блуждавший с полчаса из-за ошибки
штурмана Стейси. Чем еще раз продемонстрировал, насколько удачными оказались
изменения, внесенные инженерами MAN в конструкцию своей не самой свежей
модели. Для самого голландца эта победа стала всего лишь второй во всей
его карьере – первую он одержал на заключительном этапе «дакара» 2004
года. Этот результат позволил молодому гонщику оттеснить с третьей строчки
опытнейшего Лопрайза. Три других «мановца» – Эхтер, Садлауэр и Райф поднялись
соответственно на 6-ю, 9-ю и 10-ю позиции. Всего к тому моменту потери
каравана составляли 57 мотоциклов, 31 легковой автомобиль и только 6 грузовиков,
что еще раз говорит о нынешнем уровне подготовки последних.


Следующий, 8-й этап наконец-то выиграл прошлогодний триумфатор Кабиров.
Причем одним махом до получаса сократил отрыв от лидера гонки, вновь застрявшего
в песках, и оторвался от Стейси на 15 минут. С одной стороны, можно было
говорить, что гонка началась фактически заново. А с другой – только эти
три экипажа вложились в отведенное на преодоление этапа время: остальные
47 финишировали лишь под утро и получили мнгочасовые штрафы. Да еще 11
грузовиков так и не выбрались из песчаного плена вблизи мавританского
Нуакшота, где их ждал единственный в двухнедельной гонке выходной.

Нам бы день простоять да ночь продержаться!

После выходного заметно поредевшему каравану предстояло преодолеть самый
длинный (599-километровый) спецучасток марафона. Он едва не стал последним
для Кабирова, попавшего в серьезную аварию из-за поломки продольной тяги
рулевого управления. Но даже несмотря на затраченные на устранение неполадок
три часа, Фирдаус остался вторым – Стейси перевернулся. А вновь выигравший
этап Чагин не только вернул утраченное, но и увеличил отрыв почти до четырех
часов!


После этого вопрос о первом месте был фактически снят с повестки дня.
Упустить такое преимущество столь опытный пилот не мог. Теперь главной
задачей экипажа Чагина было не заблудиться и уберечь автомобиль. И перед
«медленными» этапами в Мали грузовик лидера принял на борт дополнительный
центнер запчастей.


А Кабиров, пикирующийся со Стейси, наоборот, максимально облегчил свою
машину. Увы, это особо не помогло. Во-первых, при одинаковой мощности
автомобилей КАМАЗ-4911 и MAN TGA 4×4 последний легче на 1,5 тонны и заметно
маневренней. Кроме того, в густых малийских лесах возможности для обгона
у грузовиков практически не оставалось: все они, догнав впереди идущего,
вынуждены были плестись друг за другом, словно трамваи на сцепке. А как
только пелотон снова выбрался на просторы саванн, Кабиров умудрился пробить
за час два колеса и разом проиграл Стейси полчаса. Фирдаус бросился отыгрываться,
но перевернувшийся грузовик (MAN Клауса Лейхнера) снова закупорил дорогу.
В итоге всем ехавшим следом пришлось возвращаться на старт и срезать доп
по магистрали. А после того, как татарин не смог обогнать своего основного
оппонента на марафонской спарке (два однодневных этапа, сервис между которыми
запрещен), фактически решилась и судьба второго места.


Несмотря на взвинченный самим же Стейси темп, голландец не сделал ни
одной серьезной ошибки и, выиграв пять допов кряду, заслуженно занял второе
место. Традиционный финальный доп вокруг Розового озера не состоялся,
и «Гол престижа» Кабиров забил на последнем, 14-м спецучастке, отыграв
у голландца две из сорока минут. И остался на третьей строчке. А победу,
уже пятую в карьере, отпраздновали Владимир Чагин, Семен Якубов и Сергей
Савостин, лидировавшие со старта до финиша. Для КАМАЗа этот триумф стал
седьмым! Предыдущий рекорд – 6 побед – принадлежал Лопрайзу и «Татре».


Всего до столицы Сенегала добрались 35 грузовиков, 68 внедорожников и
93 мотоцикла из соответственно 59, 183 и 252, стартовавших в Лиссабоне.

 Итоги
Euromilhoes Lisboa-Dakar 2006. Зачет Т4
ЭкипажГрузовикКомандаВремя
1.В. Чагин/С. Якубов/С. СавостинКамАЗ-4911КАМАЗ-Мастер71:22.16
2.Х. Стейси/Ч. Готлиб/Б. дер КиндеренMAN TGA 4X4Extract-MAN+2:21.09
3.Ф. Кабиров/А. Беляев/А. МокеевКамАЗ-4911КАМАЗ-Мастер+3:05.52
4.А. де Азеведо/Я. Мартинек/М. ЖюстоTatra T815-2 2T0R45Petrobras – Lubrax+5:30.51
5.Т. Сугавара/К. ХамураHino Ranger Pro FTTeam Sugawara+9:42.25
6.Д. Визмара/М. КамбьяджиMercedes U 500Vismara Sport+11:13.04
7.Т. Сугавара/С. СузукиHino Ranger Pro FTTeam Sugawara+12:42.13
8.Ф. Эхтер/П. Гобель/Э. ван ДооренMAN HR1 4X4Extract-MAN+13:57.26
9.К. Садлауер/Ф. Майер/М. МайерMAN L90KTM Factory Team+14:21.54
10.П. Райф/Г. Пичльбауэр/С. ХуберMAN LE 18280 4X4 BBKTM Factory Team+15:01.20
18.С. Решетников/С. Конопко/Э. НиколаевКамАЗ-4911КАМАЗ-Мастер+33:29.06

Сергей Суховский
Фото автора


Киев – Лиссабон – Портимао – Нуакшот – Киев