Особая тема
В первые осенние выходные, 2-3 сентября, в столице Украины проходил IV Международный фестиваль антикварных автомобилей «Автофорум-2005». Его организовал Киевский клуб «Автофорум», спонсором стала компания «Лукойл», а генеральным информационным спонсором выступил популярный журнал «Автоцентр». |
На Республиканском стадионе
было выставлено более сотни автомобилей. Посмотреть на них пришло неисчислимое
множество людей. И это несмотря на то, что вход сделали платным. Среди
показанных легковушек самых разных цветов и «покроев» выделялись машины
иного рода – коммерческие и военные. Они представляли в экспозиции как
бы особую тему.
Трудяги-грузовики
Прежде всего нужно, наверное, назвать ветерана украинских ретровыставок
четырехтонку ЗИЛ-164. Машина, выпущенная в 1959 году, много лет служила
на студии хроникально-документальных фильмов. Но когда еще в советские
времена ввели налог за эксплуатацию старых машин, грузовик решили списать
на металлолом. Сгинуть в безвестности ему не дал Анатолий Гуменюк. Он
бережно реставрировал своего почти ровесника (сам Анатолий 1958 года рождения),
и теперь автомобиль выглядит как новый.
Не первый год выставляет свои машины и другой ценитель автомобильной
истории – Александр Вульс. На этот раз он привез великолепно отреставрированный
ГАЗ-63А. Особого внимания заслуживает кузов-фургон, переделанный из армейского.
Умелец увеличил его внутреннюю высоту, а интерьер довел до совершенства:
деревянная облицовка, лак, встроенная мебель. В коллекции Вульса имеются
также отлично отреставрированные ГАЗ-51 и ЗИС-151, а в окончательной доработке
еще один «пятьдесят первый» «газон» раннего выпуска (конец 40-х) с редкой
нынче деревометаллической кабиной, без печки, с одним «дворником» и 6-вольтовым
оборудованием.
Интерес представлял и экспонат дебютантов «Автофорума»» киевлян Александра
Голомидова и Валерия Горбенко. Это грузопассажирский фургон Ford Transit
выпуска 1977 года. Машина досталась им в не лучшем виде – с угробленным
дизелем, без автоматической коробки передач и с проржавевшим кузовом.
Панели отреставрировали, двигатель поставили другой, но тоже «фордовский»,
бензиновый объемом 1,8 л, установили механическую КПП. Правда, и «родной»
дизель не выбросили на свалку – надеются со временем оживить и его.
На службе солдатской
Большой интерес посетителей вызвала экспозиция харьковского клуба «Самоход».
Кроме ряда интересных легковушек, харьковчане представили несколько автомобилей
периода Великой Отечественной.
Сенсацию произвел граненый броневичок БА-64 на базе армейского джипа
ГАЗ-67Б. Останки машины нашли в болотах, но многого недоставало, так что
пришлось все это своими силами восстанавливать по чертежам. Качество реставрации,
как известно, во многом определяют детали. Шины на передних колесах «родные»,
хотя и изрядно потертые. На броне навешен полный набор инструментов: лом,
топор, пила и домкрат. Последний нужен, чтобы перед боем заменять обычные
колеса пулестойкими – с шинами ГК из губчатой резины. Есть даже пулемет,
в данном случае бутафорский. Кстати, в июне во время мероприятий, посвященных
обороне Киева, которые проводились в районе Лютежа, на броневик был установлен
настоящий пулемет, правда, патроны были холостыми.
В экспозиции «Самохода» были представлены известные джипы ГАЗ-67Б и
Willys MB, тоже восстановленные буквально по крупицам.
А днепропетровский клуб «Фаэтон», как рассказал его основатель Леонид
Хлевной, вообще специализируется на военной автотехнике Второй мировой.
В Киев члены клуба привезли легендарную трехтонку «УралЗИС-5», выпущенную
в военные годы. Машину нашли несколько лет назад в каком-то селе. Ее двигатель,
мосты и рама еще подлежали реставрации, а вот деревянные кузов и кабину
пришлось воссоздавать заново. И теперь машина выглядит так же, как в годы
фронтовой юности. Остается разве что написать на деревянной дверке, обшитой
«вагонкой», армейский номер тех лет.
На выставку привезли также ГАЗ-67Б и Dodge WC 51 – оба в неплохом состоянии.
Правда, последний не успели как следует покрасить и поставить на него
тент. Зато Willys MB – знаменитый джип, который классифицировался в армии
США как «грузовик 0,25 т», был в идеальном состоянии. Он представлен в
том же виде, в каком использовался в войсках союзников: с американскими
военными номерами на капоте и пулеметом «Браунинг» на «штативе» в кузове.
Канистра тоже не наша – отличается горловиной, и к ней приторочено складное
брезентовое ведро.
Что касается планов, то у мастеров «Фаэтона» сейчас находится в реставрации
уникальная «катюша» на базе ЗИС-6, которую обещают показать на праздничном
параде 9 Мая.