X

Перевозим опасные грузы

Перевозка опасных грузов
автомобильным транспортом по улично-дорожной сети Украины по-прежнему
остается одной из актуальных проблем, связанных с безопасностью дорожного
движения, благополучием окружающей среды, сохранением здоровья и жизни
людей.

Постоянные изменения законодательства в сфере безопасности дорожного
движения могут привести к ослаблению контроля за перевозками опасных грузов
как составляющей части дорожного движения, а международное сообщество
требует не только соблюдения безопасных условий этих перевозок, но и ежегодного
отчета с подтверждением выполнения концепции безопасности.

Требования к транспортировке опасных грузов касаются международного сообщения,
но часть маршрута перевозки проходит по национальной территории и осуществляется
водителями – гражданами Украины.

В нашей стране ежегодно выполняется около 600 тыс. перевозок опасных
грузов. Контроль за ними осуществляла Госавтоинспекция. Она также организовывала
обучение водителей для допуска к перевозке опасных грузов. Сегодня уже
прошли обучение и получили допуск к работе в соответствии с требованиями
Европейского соглашения о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) около
100 тыс. водителей, что позволило повысить уровень безопасности дорожного
движения.

Правила дорожной перевозки опасных грузов, утвержденные приказом МВД
Украины от 26 июля 2004 года, определяют конкретные требования к безопасности
дорожной перевозки при ее подготовке, выполнении и проведении погрузо-разгрузочных
работ. Правила существенно отличаются от предыдущих инструкций в сфере
автомобильных перевозок опасных грузов, содержат ряд специфических требований
ко всем субъектам перевозок и являются обязательными для грузоотправителей,
перевозчиков и грузополучателей независимо от форм собственности.

Опасные грузы – это вещества, материалы, изделия, отходы производственной
и другой деятельности, которые вследствие присущих им свойств и при наличии
определенных факторов могут при перевозке вызвать взрыв, пожар, повреждение
технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить
материальный ущерб и вред окружающей среде, а также привести к гибели,
травмированию, отравлению людей, животных.

Каждому веществу, группе веществ или их смесей присвоен идентификационный
номер – номер ООН – четырехзначный цифровой код.

Опасные грузы классифицируются по следующим образом.

Класс 1. Взрывчатые вещества и изделия.

Класс 2. Газы.

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости.

Класс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные
вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества.

Класс 4.2. Вещества, способные к самовозгоранию.

Класс 4.3. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при
соприкосновении с водой.

Класс 5.1. Окисляющие вещества.

Класс 5.2. Органические пероксиды.

Класс 6.1. Токсичные вещества.

Класс 6.2. Инфекционные вещества.

Класс 7. Радиоактивные материалы.

Класс 8. Коррозионные вещества.

Класс 9. Прочие опасные вещества и изделия.

Группы упаковки (если это предусмотрено ДОПОГ) могут быть следующими:

группа упаковки I: вещества с высокой степенью опасности;

группа упаковки II: вещества со средней степенью опасности;

группа упаковки III: вещества с низкой степенью опасности.

Для дорожной перевозки опасное вещество должно быть подготовлено, а также
маркировано знаками опасности. В соответствии с видом грузов – тарные,
бестарные (наливные), навалом, насыпью, индивидуальные, в упаковках –
предусмотрены и способы дорожной перевозки.

Навалочный (насыпной) опасный груз, груз в упаковках – из подверженных
намоканию материалов, многие грузы во влагостойких упаковках, а также
грузы класса 1 должны перевозиться только в закрытых или покрытых брезентом
транспортных средствах.

Транспортные средства, с помощью которых осуществляется перевозка опасных
грузов, подразделяются на такие группы: транспортные средства, приспособленные
для перевозки опасных грузов; базовые транспортные средства; специальные
транспортные средства типа EX/II, EX/III, FL, OX и AT.

Требования к базовым транспортным средствам, а также к специальным транспортным
средств типа EX/II, EX/III, FL, OX и AT представляют собой перечень определенных
условий, которым должны соответствовать части, узлы или механизмы этих
транспортных средств.

Перед началом движения транспортные средства должны быть маркированы
опознавательными знаками. Спереди и сзади это таблицы опасного груза (размер
300х400 мм, оранжевого цвета со световозвращающей поверхностью). А на
боковых поверхностях размещаются идентификационные таблицы опасного груза
в соответствии с идентификационным номером опасности и идентификационным
номером вещества при его перевозке навалом, насыпью или наливом. Эти таблицы
тоже имеют размеры 300х400 мм, они также оранжевого цвета со световозвращающей
поверхностью. В верхней их части указан идентификационный номер опасности,
в нижней – идентификационный номер вещества.

Идентификационные таблицы опасного груза должны сохранять информативность
после пребывания их в течение 15 минут в огне.

Кроме этих опознавательных знаков, на транспортном средстве на боковых
поверхностях и сзади устанавливаются знаки опасности (информационные табло).
Такой знак представляет собой ромб со стороной 250 мм с обозначением перевозимого
вещества в соответствии с классом опасности.

Опознавательные знаки транспортного средства с опасным грузом должны
закрепляться механически, не закрывать осветительные приборы, не создавать
неудобств в эксплуатации и быть хорошо заметными для других участников
дорожного движения.

По территории Украины транспортные средства с опасными грузами передвигаются
с включенным ближним светом фар. Это касается и порожних транспортных
средств с неочищенными от опасных грузов грузовыми отсеками или тарой.

Каждая транспортная единица должна быть снабжена средствами пожаротушения
в соответствии с требованиями Правил.

Дополнительное оборудование – технические средства ограничения дорожного
движения на случай вынужденной остановки, индивидуальные средства защиты,
уборки просыпавшегося (вытекшего) опасного груза, ремонтный комплект инструмента
и другое оборудование, указанное в письменных инструкциях для водителя
на случай аварии или инцидента, – располагается на транспортном средстве
в легкодоступном месте на высоте до 1,5 м от поверхности дороги.

Погрузка, выгрузка и переработка опасных грузов должна осуществляться
только подготовленным персоналом, который имеет соответствующие удостоверения.

Предусмотрен и контроль уполномоченным лицом – консультантом по вопросам
безопасности перевозок опасных грузов. Консультант (уполномоченный) назначается
из числа инженерно-технических работников, деятельность которых непосредственно
связана с подготовкой и организацией перевозок опасных грузов. Он должен
знать особенности перевозок и иметь специальное удостоверение. Кроме этого,
в его обязанности входит подготовка и составление ежегодного отчета для
контролирующего органа с докладом о соблюдении безопасности, анализом
грубых нарушений требований Правил. По требованию Комитета по внутреннему
транспорту ООН этот отчет должен предоставляться в Секретариат.

Заметим, что требования к безопасности перевозок опасных грузов невозможно
полностью охватить в одной статье, да и автор стремится, скорее, напомнить
о существовании Правил и необходимости соблюдения их требований.

Водитель должен иметь при перевозке опасного груза следующие документы:
водительское удостоверение и талон предупреждений к нему; свидетельство
о регистрации транспортного средства; товаро-транспортные документы на
опасный груз; ДОПОГ-свидетельство водителя о прохождении обучения и допуске
к перевозке опасных грузов соответствующих классов опасности и вида перевозки;
свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза;
письменные инструкции на случай аварии или инцидента для перевозимого
груза; свидетельство о загрузке контейнера, если последний используется,
договор о страховании ответственности субъекта перевозки на случай возможных
последствий аварии. Возможны и другие документы в соответствии с действующим
законодательством.

От строгого соблюдения требований Правил зависит жизнь и здоровье самих
исполнителей перевозки и других людей, а также состояние окружающей среды.

А. Васильев

Ведущий научный сотрудник ГНИЦ БДД ДДПСММ МВД Украины