X

Сенсации грузовых гонок

Трак-рейсинг












Очередной чемпионат Европы по трак-рейсингу в самом
разгаре. Какова же расстановка сил на кольцевых трассах? Кто и почему
занимает верхние строчки в турнирных таблицах?

Еще лет десять назад
гонки грузовиков представляли собой сражения гигантов. MAN, DaimlerChrysler,
DAF выставляли заводские команды и поддерживали приватные конюшни. То
и дело в серии пробовали свои силы менее крупные производители и даже
американские моторостроительные концерны Caterpillar и Cummins. Однако
там, где схлестываются интересы корпораций-титанов, неизменно развязывается
«гонка вооружений». Она повлекла за собой заоблачные расходы на разработку
болидов, их содержание и участие в гонках.

Первыми самоустранились компании средней руки – уже во второй половине
90-х стоимость гоночного грузовика была соизмерима с ценой болида «Формулы-1»!
На изломе веков не выдержали многомиллионных расходов и весьма состоятельные
DAF и Caterpillar. В итоге в серии остались только те, с чьим принципиальным
противостоянием и связан расцвет 90-х, – MAN и DaimlerChrysler.

Уход Голиафов

Пока эти гранды были готовы тратить на серию баснословные суммы, за ее
судьбу можно было не опасаться. Однако тот период совпал с не самыми лучшими
временами на рынке грузовых автомобилей. Резкое снижение продаж, волна
слияний с последующей минимизацией затрат, уменьшение объемов рынка вынудили
компании затянуть пояса. И в 2001-м, после ряда проигрышных сезонов Mercedes
объявил о выходе из игры. Год спустя кампанию штутгартцам составил их
вечный соперник из Нюрнберга – не к лицу заводской команде сражаться с
частниками. И профессиональный класс Super Race, бывший «витриной» трак-рейсинга,
в одночасье «осиротел». Организаторы в срочном порядке вынуждены были
менять правила игры, дабы привлечь других производителей, сделав ряд послаблений
и сведя воедино два подкласса Super Race Truck – заводские команды и приватные.

Время «Ч»

В итоге в самой престижной категории Super Race Truck стали «хозяйничать»
частники. Во-первых, это были приватные команды TRD, Buggyra, PAM и полузаводская
Tatra, исповедовавшие полунатуральное хозяйство, то есть самостоятельное
изготовлявшие рамы и кабины, но при этом покупавшие на стороне двигатели,
мосты и т. д. А во-вторых, пилоты-индивидуалы, раскупившие оставшиеся
с лучших времен заводские машины.

Однако даже PAM и Tatra, пользовавшиеся поддержкой MAN, не смогли соперничать
с Buggyra. И уже задолго до конца прошлогоднего чемпионата стало известно,
что обе команды складывают оружие, обрекая серию на противостояние Buggyra
и приватных пилотов, для большинства из которых приоритетными являются
национальные чемпионаты – испанский, французский, британский.

Заповедник «Багиры»

Команду Мартина Колоца часто называют «великой армадой». Обусловленно
это в первую очередь ее многочисленностью: в то время как соперники подчас
не в состоянии выставлять даже по две машины, Buggyra всегда выводит на
старт три грузовика. Что, естественно, существенно облегчает решение командных
задач. Впрочем, «великой армадой» команда стала и благодаря своей непобедимости:
несмотря на то, что чешская дружина дебютировала всего три года назад,
по количеству побед она уступает только маститым Mercedes и MAN, которые
были «в теме» многие годы.

Секретом столь стремительного взлета «Баггир» стал… Герд Кербер. В
свое время тюнинговое ателье двукратного чемпиона получило от DAF карт-бланш
на постройку «летучих голландцев». В результате созданные в Германии DAF
XF в конце 90-х на равных боролись с немецкими гигантами.

После того как заводская команда DAF покинула гонки, Кербера пригласил
в свою конюшню Колоц. Но не просто в качестве гонщика, а как конструктора
и «играющего тренера». Немец воспользовался прежними наработками и в рекордные
сроки создал конкурентоспособный грузовик.

Удачливый новичок

Дебют Volkswagen стал главной сенсацией нынешнего сезона. Тем более что
для многих грузовая программа VW заканчивается коммерческими шасси LT.
На самом же деле немецкий концерн делает и тяжелые грузовики, правда,
в далекой Бразилии. Более того, они там регулярно гоняются.

Кроме чисто внешнего сходства, ничего общего у европейского дебютанта
с латиноамериканским родственником не оказалось. За основу болида Volkswagen
Titan (см. фото в заголовке) был взят грузовик MAN-PAM, на котором в прошлом
сезоне Маркус Ойстрах завоевал звание вице-чемпиона. Он и стал примой
новоиспеченной команды с «недлинным» названием Deutsche Post World Net
Truckteam Volkswagen Nutzfahrzeuge.

Вообще-то первым пилотом должен был стать двукратный чемпион Харри Луостаринен,
но финн буквально перед началом чемпионата решил, как и Герд Кербер, повесить
шлем на гвоздь. В итоге вторым номером стал никому не известный Ральф
Дрюкенмюллер, не имевший никакого опыта в гонках грузовиков. Тем не менее
он не только не затерялся на фоне куда более опытных коллег, но и стал
автором самой громкой сенсации, заняв по итогам первого этапа третью позицию.
Да, давно дебютанты не поднимались так высоко! Впрочем, нижняя ступень
– максимум, на что могут рассчитывать пилоты, не выступающие за «баггиру».
И то – при условии, что кто-то из «великой армады» оступится.

Популярность растет

Если высшая лига трак-рейсинга находится в перманентном кризисе, то Race
Truck, где конструкция грузовиков максимально приближена к серийным моделям,
выглядит как никогда живо. И раньше выгодно отличавшийся от Super Race
числом марок грузовиков и участников, сегодня он бьет все рекорды популярности.

На первом этапе в серии стартовали 29 гонщиков! Впечатляет и парк – чего
здесь только нет: древние, как динозавры, DAF XF530 и Volvo White и FH,
отблески былого величия – Mercedes-Benz 1838 и MAN 19.414, новенькие с
иголочки Renault Premium DCI 420 и Iveco Stralis, экзотические даже на
европейских дорогах Foden Alpha NG и Pegaso Tecno.

Если же говорить о болидах-лидерах, то этот класс напоминает открытый
чемпионат марки MAN: после трех первых этапов пилоты на TG 410 A занимают
пять (!) первых мест в абсолютном зачете.

Борьба за победу

Вся интрига свелась к тому, кто же возьмет верх: молодость или опыт.
Дело в том, что Race Truck последние годы выигрывают пилоты c большим
стажем – чего стоит один Лутц Бернау, которому хорошо за пятьдесят. Но
в нынешнем сезоне из Super Race Truck сюда перешел самый молодой гонщик
в истории трак-рейсинга – 18-летний пражский студент Адам Лачко. Несмотря
на то, что в высшей лиге он звезд с неба не хватал, в новой для себя компании
показал себя более чем достойно, на равных конкурируя с «аксакалами»:
тем же Бернау, Йохеном Ханном, Стюартом Оливером и Эгоном Аллгауэром,
с которым делит вторую строчку в турнирной таблице.

Лидирует в серии, причем с первого этапа – и это еще одна неожиданность
чемпоната-2004 – Стюарт Оливер. Да, британец – опытный пилот, на счету
которого немало побед. Но еще ни разу за свою карьеру трак-драйвера он
не претендовал на чемпионский титул. А тут пять первых мест в 12 заездах!

Нельзя не отметить выступления Йохена Хана – такого же «древнего», как
Бернау. Мало того что немец остался единственным верным марке Mercedes
после того, как заводская команда «завязала» с гонками, так еще и умудрился
объехать всех в кубковой гонке на втором этапе, принеся первую победу
модели Axor.

Приятно удивляет результативность пилотов, выступающих на Renault Premium.
Похоже, французская марка постепенно возвращает себе славу грозы трасс,
как это было на заре трак-рейсинга – во второй половине 80-х. Сейчас на
Renault стартуют сразу пять пилотов, которые то и дело финишируют на 3-5-м
местах. Все идет к тому, что победа в одном из заездов станет лишь вопросом
времени.

 Календарь
чемпионата на 2004 г.
 ДатаТрассаСтрана
104.04.2004AssenГолландия
218.04.2004CatalunyaИспания
316.05.2004MisanoИталия
420.06.2004NogaroФранция
511.07.2004NurburgringГермания
61.08.2004AlastaroФинляндия
729.08.2004MostЧехия
819.09.2004ZolderБельгия
93.10.2004JaramaИспания
1024.10.2004Le MansФранция

 Технические
характеристики гоночных грузовиков классов Super Race
Грузовик ДвигательРаб. объем, см куб. Мощность, л. с.КПП Вес, кг
Volkswagen TitanPAM 126 N120001300ZF 5-HP 6004800
Buggyra MK 002GyrTech MK12/002120001300ZF 5-HP 6004830
Renault Premium 480Mack12000800Allison5600

 Технические
характеристики гоночных грузовиков классов Race Truck
Грузовик ДвигательРаб. объем, см куб. Мощность, л. с.КППВес, кг
MAN TG 410 AMAN D 2866119971000ZF 16 S 2215800
Mercedes Axor 1843 LSMercedes OM 457120001000Mercedes5800
Foden Alpha Next GenerationCaterpillar C-12120001000Eaton5800
Renault G290Renault11900900Renault B185850
Renault Premium DCI 420MIDR 06.23.5611.1001000ZF 16 S 2215500
Volvo FR 12Volvo MK 1.000121301000ZF 16 S 2215800

 Чемпионат
Европы по кольцевым гонкам на грузовиках. Класс Super Race
ПилотГрузовикI IIIIIIVСумма очков
1Давид ВржечкиBuggyra2821162489
2Людовик ФорBuggyra2220252087
2Ральф ДрюкенмюллерVW1815161487
4Антонио АлбасетBuggyra921291776
5Маркус ОйстрахVW1028193063
6Мишель БассанеллиDAF050813
7Морис МонфриноMAN/Renault0011011
7Давид ПаталаччиDAF0001111

 Чемпионат
Европы по кольцевым гонкам на грузовиках. Класс Race Truck
 ПилотГрузовикI IIIIIIVСумма очков
1Стюарт ОливерMAN45455444188
2Эгор АллгейерMAN40472844159
2Адам ЛачкоMAN32473644159
4Лутц БернауMAN27285140146
5Йохен ХанMercedes3614132689
6Х. Ф. A. РодригесMAN2625171482
7Винсен КрозьеRenault302431269
8Франтишек ВойтишекRenault70251749
9Жан-Луп ФурньеRenault318131145
10Даниэль СэйлерMAN8620237
11Росс ГарреттFoden0241320
12Эдуардо A. РодригесMAN806317
13Паскаль РобинеMAN70007
13Доминик ЛачезеRenault50027
15Антонио КонэйроMercedes40004

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей