X

Сервис для масла

Продукция MOL





После вступления Венгрии в Евросоюз конкуренция на
внутреннем рынке смазочных материалов существенно ожесточилась. Но
Венгерский нефтегазовый концерн MOL не только не сдал свои позиции,
но и стал развиваться еще большими темпами. До 2010 года компания
планирует стать крупнейшей в Восточной Европе. С ее работой знакомился
наш корреспондент.

Венгерская компания
MOL была основана еще в 1866 году и при социализме полностью принадлежала
государству. После приватизации в 2000 году MOL начал развиваться как
крупный региональный концерн – приобрел доли в национальных нефтяных компаниях
Словакии, Хорватии, Румынии, Австрии, создал совместное предприятие по
добыче нефти с россиянами. Компания владеет сетью автозаправочных станций,
а одно из подразделений компании – MOL-LUB Ltd. – выпускает смазочные
материалы для промышленности, автосервиса, крупных корпоративных заказчиков,
оптовых торговых компаний, в том числе на экспорт. Ассортимент смазочной
продукции включает в себя около 400 наименований, и каждый год появляется
15 – 20 абсолютно новых продуктов, а также около сотни модификаций рецептуры
существующих масел и смазок.

Из танков – в банки

Большая часть смазочных материалов производится в Венгрии, городе Олмашфюзито.
На площади в 33 гектара расположено сразу несколько производств – масел,
присадок, смазок, тары, цех расфасовки и упаковки, а также система управления.
Производство, работающее в две смены, ежегодно выдает 80 тысяч тонн продукции.
Внешне завод представляет собой несколько отдельных помещений, соединенных
десятками труб, между которыми размещены огромные емкости (танки) с сырьем.

Производство автомасел заключается в смешивании базовых масел с различными
присадками и добавками. Каждый сорт масла – это определенный набор ингредиентов,
которые смешивают в установленной рецептурой последовательности и при
соответствующей температуре. Сырье – базовые масла – хранят в отдельных
емкостях, из которых оно по трубам поступает в цех блэндинга (смешивания).
Туда же по другим трубам подаются присадки, многие из которых изготавливают
на этом же заводе.

Готовый продукт поступает в цех расфасовки. На заводе масло разливают
в любую тару, в зависимости от требований заказчика: в железнодорожные
или автоцистерны, бочки, литровые или четырехлитровые канистры. Причем
большую часть тары производят здесь же. Линий по разливу масла в канистры
несколько, и все они оборудованы приборами, контролирующими вес банок.
После «взвешивания» на тару автоматически наносится номер партии, смены
и дата выпуска. Затем товар поступает на заводской склад. Такая концентрация
производств на одной территории позволяет лучше контролировать качество
продукта, чтобы в полной мере соответствовать заявленному концерном MOL
принципу: предлагать клиентам качественные масла по приемлемой цене.

Залил – проверил

В нынешних условиях жесткой конкуренции создавать продукт, отвечающий
всем требованиям потребителей, недостаточно. Современные производители
отслеживают работу своей продукции в реальных условиях – на автомобилях.
Особенно это полезно для владельцев коммерческого транспорта. Ведь изучив
состав масел, работавших определенное время в двигателе, можно многое
узнать как об изменениях в эксплуатационных характеристиках смазочного
материала, так и о техническом состоянии двигателя или другого механизма,
в котором они работали. На заводе MOL-LUB Ltd. есть специальная лаборатория
Wearcheck, в которой исследуются образцы работавших масел. Сюда поступают
отобранные специальным методом пробы масел. Они анализируются по целому
ряду параметров: по спектральному (на состав металлов), определению вязкости
масла, наличию воды, топлива и других примесей, определению кислотного
и щелочного числа, чистоте, смешиваемости и проч. По результатам исследования
лаборатория выдает заказчику отчет, который позволяет установить оставшийся
потенциал масла и предупредить причину, по которой оборудование может
выйти из строя. С помощью испытаний можно узнать и причины неэффективной
работы смазочных материалов – например, загрязнение масла при попадании
в него топлива, охлаждающей жидкости, песка и т. д. Если специалисты лаборатории
предприятия обнаружат, что параметры работающего масла имеют серьезные
отклонения от нормы, они сразу же проинформируют клиента – в течение суток
владелец автомобиля будет знать, что в двигателе обнаружены вредные примеси.
Полный анализ масла занимает до пяти суток, после чего все результаты
вносятся в специальную компьютерную базу данных. Впоследствии по ней можно
будет отследить изменения результатов анализов на протяжении определенного
периода времени и при соответствующем пробеге. Таким образом можно установить
оптимальный интервал замены масла, увеличить ресурс оборудования, сократить
затраты на смазочные материалы и эксплуатацию механизма. В результате
снижаются общие затраты владельца автомобиля, пользующегося услугами лаборатории
Wearcheck. Ведь теперь он проинформирован о возможной неисправности механизма.

Статистика, основанная на результатах сотен и тысяч анализов отработанных
смазочных материалов, помогает не только владельцам автомобилей. Накопленный
опыт позволяет специалистам компании MOL-LUB Ltd. постоянно улучшать характеристики
своей продукции.

 Лаборатория
Wearcheck




 Зачем
маслу проверка?

Современные масла, особенно для магистральных
тягачей, отличаются длительным периодом работы (например,
до 100 тыс. км пробега). Но учитывая, что качество отечественного
топлива нестабильно, к тому же оно содержит большое количество
серы, даже самое совершенное масло в реальных условиях зачастую
вырабатывает свой ресурс значительно раньше. Оно уже перестает
очищать двигатель от продуктов, которые образуются под воздействием
высоких температур (например, сажи), в результате чего детали
начинают интенсивно изнашиваться. Распознать этот момент «на
глаз» невозможно, зато специалисты лаборатории Wearcheck могут
определить как работоспособность масла, так и наличие продуктов
износа мотора в нем. Кроме того, результаты анализа масла
могут свидетельствовать о неисправностях других систем двигателя
– охлаждающей, топливной и т. д. Таким образом, благодаря
анализам можно не только установить оптимальное время замены
масла (а оно может быть как меньше рекомендованного производителем,
так и значительно больше), но и подготовиться к ремонту двигателя.
Результатом постоянного контроля масла является увеличение
ресурса двигателя – до 1,5 раза, то есть возможность сэкономить
деньги на дорогостоящем капитальном ремонте.

Сергей Матусяк
Фото автора

Киев – Будапешт – Олмашфюзито – Киев