X

Шоу в городе небоскребов

В Шанхае, деловой столице Китая, с 6 по 8 мая проходило крупнейшее в Азии автобусное шоу – Busworld Asia 2010. Эта выставка была юбилейной, поскольку проводилась в десятый раз.

В Шанхае, деловой столице Китая, с 6 по 8 мая проходило крупнейшее в Азии автобусное шоу – Busworld Asia 2010. Эта выставка была юбилейной, поскольку проводилась в десятый раз.

В Шанхае, деловой столице Китая, с 6 по 8 мая проходило крупнейшее в Азии автобусное шоу – Busworld Asia 2010. Эта выставка была юбилейной, поскольку проводилась в десятый раз.

Нынешний салон стал парадной витриной китайского автобусостроения, которое стремительно набирает темпы. Если в 2008 году в стране было выпущено, по данным OICA, 119 888 машин, то в 2009-м – уже 129210 ед. (+ 7,8%). Это, между прочим, больше, чем изготовлено во всей Европе (59788 шт.) и Америке (48473 шт.). Такая вот ситуация: кому мировой экономический кризис, а кому, как говорится, вперед и выше!

И дело здесь не только в количестве. Китайцы упорно стремятся воплотить в своей продукции новейшие тенденции мирового автобусостроения. Ярким подтверждением тому стал салон Busworld Asia 2010.

По договору фирма Higer выпускает туристические автобусы под маркой Scania на шасси этой шведской фирмы. Модель А90 KLQ 6147Q оснащена мотором в 420 л. с. (длина – 13,7 м; мест – 63+1+1).

«Зеленая» машина на стенде Higer – чистый электробус KLQ 6129 GQE2. Мотор – 115 кВт, запас хода при 40 км/ч – 180 км (длина – 12 м; мест сидячих – 31+1; скорость – 80 км/ч).

Микроавтобус Suchi YTK 6730 с двигателем 145 л. с. сильно смахивает на японский Toyota Coaster. Кстати, Coaster предыдущего поколения собирают на другом китайском заводе – FAW. (длина – 7,28 м; мест – 13; скор. – 115 км/ч).

Компания Yutong показала аэродромную модель ZK 6125 BD с мотором 190 л. с. и с пневмоподвеской. В отличие от обычных автобусов ширина машины – 3,0 м (длина 12,5 м; мест – 98+2+1).

Гран-при «Туристический автобус миди/мини» получила туристическая машина компании Zhongtong – модель LCK 9899 H с дизельным мотором Uhai мощностью 220 л. с. (длина – 8.9 м; мест – 24–33; скор. – 115 км/ч).

Пример новой тенденции в китайском автобусном дизайне: на стенде Youyi – городская машина малого класса ZGT 6838 DHG с рубленым передком и узкими фарами. Двигатель – дизельный, в 160 л. с. (длина – 8,3 м; мест – 61, сид. – 39; скор. – 90 км/ч).

Фирма Huanghai завоевала Гран-при «Производитель городских автобусов года». На фото – модель DD 6110 SS11 (длина – 10,8 м; мест – 75-85; скор. – 80 км/ч).

По одежке встречают

Первое знакомство с автобусами обычно начинается с экстерьера. И нужно сказать, что на выставке проявилось явное стремление китайских дизайнеров отказаться от уже набивших оскомину яйцеобразных кузовов с «улыбающимися» псевдорешетками радиаторов и раскосыми до невозможности фарами. Конечно, на выставке все еще были и такие. Но теперь постепенно входят в моду более угловатые кузова с рублеными, часто трапециевидными очертаниями передка в духе Mercedes-Benz Сitaro последнего поколения и с прямыми узкими светоблоками. Такую внешность получили, например, новые автобусы Zhongtong и Youyi.

В интерьерах тоже есть интересные решения. В некоторых моделях, в частности в электробусе фирмы СSR, сиденья в передней половине салона расположены боком к движению, словно в вагоне метро. А в школьном автобусе от Yutong обивка сидений украшена веселенькими «детскими» рисунками. Эта же фирма выпускает оригинальный дабл-деккер, где на обоих этажах вместо кресел установлены кровати – так сказать, «спальня на колесах».

Туристический автобус фирмы Yong MAN – модель JNP 6126. Не правда ли, похож на немецкий Neoplan Сityliner? Мотор – MAN (Евро 4), коробка – «автомат» ZF AS-Tronic (длина – 12,0 м).

Компания Alfa выпускает автобусы под брендом Changlong. На фото – дабл-деккер YS 6110 SG и «гибрид» YS 6128 EV, получивший приз «Экологически чистый городской автобус» (длина – 12 м; мест сидячих – 24, стоячих – 44; скор. – 100 км/ч).

Электробус-низкопольник на новейших топливных элементах – Yutong ZK 6125 EGAA (длина – 12 м; мест – 21+1, стоячих 61). Из 12 призов фирма Yutong завоевала половину.

Автобусы без запаха

Одна из ведущих тенденций современного мирового автобусостроения – повышенное внимание к защите окружающей среды. А что же делается в Китае? Многие представленные на Busworld Asia 2010 автобусы оснащены двигателями, отвечающими всего лишь экологическим нормам Евро 3: для КНР пока вполне достаточно. Но это только одна сторона медали. А другая заключается в том, что сегодня ведущие производители страны усиленно работают над разнообразными типами экологически чистых автобусов. Например, фирма Yutong организовала на своем стенде отдельный «зеленый уголок», где красовались электробус, два «гибрида» и низкопольник на топливных элементах нового поколения. Фирма Higer также демонстрировала электроавтобус, а Zhongtong и Alfa – гибридные машины.

Особо примечательным в этом отношении был стенд фирмы СSR Times, которая специализируется исключительно на экологически чистых автобусах. Она представила «букет» из трех машин. Первая из них – 12-метровый «батарейный электробус» TEG 6120 EV. Силовая установка этой 11,5-метровой машины состоит из 6-цилиндрового турбодизеля в 215 л. с. и асинхронного электромотора мощностью 100/150 кВт. Скорость – 70 км/ч. Кроме того, на стенде были показаны два гибридных автобуса, один из которых – серийный TEG 6119 SHEV завоевал приз «Новаторский городской автобус».

Фирма CSR Times показала «электробус» TEG 6100 EV. Литиевые аккумуляторы (380 V, 360 Ач) обеспечивают запас хода до 150 км. Номин. мощность асинхронного электродвигателя – 100 кВт, максим. – 150 кВт (дл. – 11,98 м, скор. – 70 км/ч).

На стенде старейшего китайского автопроизводителя FAW всеобщее внимание привлекал школьный автобус в американском духе – СA 6900 SFD1 (длина – 9 м; мест – 37+1+1; скор. – 104 км/ч).

Фирма BLK (Bonluck) получила приз «Комфортабельный туристический автобус» за трехосник JXK 6145. Машина оборудована автоматической системой погрузки инвалидной коляски (длина – 14,5 м; мест – 58+1).

Для спецконтингента

В последнее время автобусостроители разных стран озабочены удобством перевозки людей с ограниченными возможностями – как деликатно (деликатно ли?) принято называть инвалидов.
Откидным трапом для кресла-коляски в городском низкопольнике, как, например, в Yutong ZK 6128 HG, сегодня уже никого не удивишь. А вот как быть с туристическими высокопалубниками? Оказывается, решение есть. На выставке в Шанхае показали автобус BLK (Bonluck) JXK 6145, на котором смонтирована специальная система Micro, изготовленная испанской фирмой Hidrel. Это устройство может поднимать коляску весом 300 кг на высоту 1,8 м. При этом достаточно нажать кнопку, а все остальные манипуляции по установке и опусканию будут производить автоматически.

Китайские фирмы стали проявлять интерес и к школьным автобусам. На выставке были показаны два ярко-желтых капотника, выглядевших уменьшенными копиями аналогичных американских машин. Фирма Yutong представила на выставке модель ZK 6662 DXA9 длиной 6,65 м. Машина имеет 31 место для школьников и одно – для сопровождающего взрослого. Оснащена она двигателем в 139 л. с., механической 5-ступенчатой КП и листовыми рессорами. Она оборудована противопожарной сигнализацией, реагирующей на появление дыма. В итоге – приз «Безопасный автобус».

Еще один школьный автобус – модель СА 6900 SFD1, был представлен старейшим китайским автопроизводителем – компанией FAW. Девятиметровая машина рассчитана на перевозку 37 детей и одного взрослого. Двигатель в 160 л. с. позволяет развивать скорость до 104 км/ч. На бортах машины имеются знаки Stop, откидывающиеся при посадке-высадке. Корма же усеяна многочисленными сигнальными огнями. Что и говорить, безопасность детей – дело святое!

Большому кораблю…

Как выглядит сегодня китайское автобусное производство? Журналистов, аккредитованных на Busworld Asia 2010, пригласили на завод Yutong в город Женгжоу, где они все увидели своими глазами. Yutong – лидер китайского автобусостроения: в 2009 году компания изготовила 28186 машин самых разных типов. Цеха – большие, просторные и чистые, с современным оборудованием. Запомнилась такая картина: в громадном помещении разместились в ряд несколько бассейнов для катафорезной обработки кузова. Причем в них опускают не каркасы, а уже полностью сваренные автобусные кузова. Показали нам и новые дизайнерские разработки, и испытательный центр, где проверяют на износ двери и подушки сидений, рессоры и мосты. Для этого служат «долгоиграющие» вибростенды, оснащенные гидравликой с электронным управлением. Они постоянно имитируют тряску, которую испытывает автобус в реальной эксплуатации.

У входа на завод выстроены в ряд новые образцы его продукции, а возглавляет их шеренгу позолоченная ладья с логотипом Yutong. Картина символическая: как говорится, большому кораблю – большое плавание!

Киев – Шанхай – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора