X

Синее чудо

Mercedes-Benz Race Car Transporter






Легендарные «Серебряные стрелы» были не единственными
автомобилями Mercedes-Benz, о которых говорили фаны автоспорта в конце
50-х. В это же время в спортивном подразделении компании был создан
самый быстрый в мире транспортер гоночных авто.

В 1952 году руководство
компании Daimler-Benz приняло решение в ближайшие два года вернуться в
гонки Grand Prix. Спортивное подразделение, которое уже разработало удачную
модель 300 SL, приступило к созданию на его базе болида «Формулы-1», получившего
индекс W 196. Параллельно с этим началась подготовка по обеспечению гоночной
команды всем необходимым оборудованием, в том числе и автовозом.

Смелая идея

Шефа гоночной команды Daimler-Benz Альфреда Нойбауйэра не покидала мысль
создать не просто специальный грузовой автомобиль, а нечто эксклюзивное.
Он поделился своей идеей с руководителем отдела тестов по фамилии Хегеле.
Основное требование к конструкции транспортера было предельно простым
– он должен быть очень быстрым, причем независимо от нагрузки, даже с
гоночным болидом «на борту». В связи с этим машину нужно было оснастить
мощным мотором и не менее мощными тормозами.

Ответственным за все работы был назначен Хегеле. Так как на серьезные
изыскания времени не было, решили использовать имеющиеся детали от серийных
легковых машин. Инженер Хенниге предложил использовать X-образную трубчатую
раму от модели 300 S, мотор от 300 SL, a интерьер оформить на манер 180.
Технический директор Daimler-Benz Рудольф Уленхаут дал проекту «зеленый
свет» и работа началась.

Раму спереди и сзади удлинили, чтобы обеспечить достаточно место для
монтажа грузовой платформы. Мотор с непосредственным впрыском топлива
разместили над передней осью в блоке с однодисковым сцеплением и 4-ступенчатой
механической трансмиссией.

Спереди установили независимую пружинную двухрычажную подвеску, a сзади
– «фирменный» разрезной мост с пружинами и амортизаторами и дополнительным
стабилизатором поперечной устойчивости. Колесная база машины была довольно
внушительной – 3050 мм.

Гидравлические барабанные тормоза на всех четырех колесах и пневмоусилитель
Bosch надежно замедляли машину, полная масса которой превышала 3 тонны.
Кроме того, автомобиль оснащался дисковым тормозом, который устанавливался
между карданным валом и главной передачей, а также тормозом-ретрактором,
перекрывавшим выхлопную систему – технической новинкой для двигателей
легковых авто. Сам двигатель был не менее интересен. Для повышения надежности
и с учетом увеличенной нагрузки 3,0-литровую рядную «шестерку» дефорсировали
с 215 до 192 л. с. С такой мощностью и крутящим моментом 253 Нм при 4700
об/мин транспортер достигал скорости 160 – 170 км/ч в зависимости от того,
какой гоночный болид он перевозил.

По странам и континентам

Транспортер производил сенсацию везде, где бы ни появлялся. После пересечения
Атлантики на задних крыльях машины появилась надпись «Maксимальная скорость
105 миль в час». Это позволило исключить вопросы, но не перестало удивлять
публику. В конце 1957 года машина вернулась на родную землю, слегка потрепанная,
но по-прежнему в хорошей форме.

Казалось бы, логично предположить, что заводской музей Mercedes-Benz
должен стать последним пристанищем для легендарного транспортера, где
его уже ждал «плечевой» 300 SLR. Однако оказалось, что дуэт слишком тяжел
для старых музейных полов. Кроме того, планы по реконструкции не предполагали
появления машины в экспозиции. И так получилось, что транспортер продолжил
нести службу в отделе тестов, пока по команде Рудольфа Уленхаута в декабре
1967 года его не списали. Остается загадкой, куда исчез этот уникальный
автомобиль, изготовленный в единственном экземпляре.

Вторая жизнь

Пролетели годы. О транспортере вспомнили лишь тогда, когда пришло время
увековечить легендарное прошлое гоночной команды Mercedes-Benz. Главная
проблема при воссоздании машины заключалась в отсутствии технической документации.
Как и многие другие несерийные автомобили, транспортер делали с чистого
листа. Облик и технические особенности автомобиля удалось воссоздать по
сохранившимся фотографиям и рассказам очевидцев.

В 1993 году небольшая реставрационная мастерская MIKA GmbH из города
Mеллн на севере Германии получила заказ от музея Mercedes-Benz воссоздать
транспортер во всех деталях на основе имеющихся фотографий и данных. На
скрупулезную работу было потрачено 7 лет. Команда MIKA трепетно отнеслась
к поставленной задаче. Особое внимание уделили мелочам: эмблема Mercedes,
которая украшает заднюю часть кузова и сегодня, – это настоящая трехлучевая
звезда от модели 300 S 50-х годов.

Для обеспечения безопасности конструкция реплики была усовершенствована:
передние колеса оснащались дисковыми тормозами от модели SL 1989 года,
a дисковый тормоз на карданном валу сняли. В остальном машина абсолютно
идентична оригиналу.

В настоящее время реплика находится в заводском хранилище при реставрационном
центре Mercedes-Benz Classic. Со временем транспортер украсит экспозицию
нового фирменного музея, строительство которого закончится через два года.

 Музейные
редкости


Расположенный
в Штутгарте фирменный музей Mercedes-Benz привлекает любителей
автомобильной истории со всего мира. В его уникальной коллекции
хранятся весьма интересные экземпляры. Отдельный раздел экспозиции
занимают два редчайших автомобиля марки Daimler – один из
первый грузовиков и самая первая пожарная машина.

Готлиб Даймлер и его соратник Вильгельм Майбах начинали с
разработки и совершенствования ДВС и пытались приспособить
новый мотор для выполнения самых разнообразных задач. Свой
патент на пожарную машину Даймлер получил 29 июля 1888 года,
а спустя два года она была воплощена в металле. На ней установили
2-цилиндровый мотор объемом 3041 см3, который развивал 6 л.
с. при 540 об/мин. Бережно сохраненный экземпляр впервые вступил
в борьбу с огнем в 1892 году в городе Каннштатт, где располагалась
мастерская Даймлера. Позже машина была продана в пожарную
бригаду города Эрфурт, где несла службу до 1925 года!

Представленный в музее грузовик Daimler является одним из
самых старых коммерческих машин, оснащенных ДВС: он появился
на свет в 1896 году. Первыми покупателями таких машин были
владельцы пивоварен, мельниц и магазинов. Двухцилиндровый
мотор мощностью 5,5 л. с. был установлен спереди, а привод
от него осуществлялся цепью на заднюю ось. Двухместное сиденье
возвышалось над бортовой платформой, которая позволяла перевозить
до 800 кг груза. Максимальная скорость грузовика достигала
10 км/ч.

 Mercedes-Benz
Race Car Transporter
Общие данные
Типшасси с платформой
Колесная формула4х2
Дверей/мест2/2
Габариты, Д/Ш/В, мм6750/2000/1750
Колесная база, мм3050
Колея передн./задн., мм1480/1525
Масса сухая, снаряж., кг1865/2100
Объем бака, л150
Двигатель
Типбенз. с распр. впр.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R6/2
Объем, см куб.2998
Мощность, кВт (л. с.)/об/мин143(192)/5500
Макс. кр. мом., Нм/об/мин253/4700
Трансмиссия
КППмех. 4-ст.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниебараб./бараб.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Шины7,60 R15
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч170
Ср. расход, л/100 км25

Сергей Иванов
Фото автора и DaimlerChrysler