X

Трофеи

Машины вермахта













В годы Великой Отечественной войны Советская Армия
широко применяла автомобили, захваченные у противника. К концу войны
они составляли 9,1% всего войскового парка – в общей сложности около
60,5 тыс. машин.

Что же представляли
собой трофейные машины? В предвоенные годы в Германии запустили в производство
целый ряд моделей, созданных специально для армии. На парадах дефилировали
полноприводные командирские легковушки – так называемые «кюбельвагены»,
трехосные грузовики с колесной формулой 6х4 и 6х6, полугусеничные транспортеры-тягачи.
Но когда грянула Вторая мировая, этой техники оказалось слишком мало.
А перевести всю автомобильную промышленность на ее производство было нереально.

«В районе Гумрака, местечка к западу от Сталинграда, у
немцев остались тысячи грузовиков, легковых машин, большей
частью сваленных в овраги, так как у них уже не было ни времени,
ни средств их уничтожить…

60 – 70 процентов грузовиков можно было еще отремонтировать
и пустить в дело».

Газета «Красная звезда»,
февраль 1943 года

Между тем, еще до войны был введен в действие более скромный план, названный
по имени его творца, генерала Альфреда фон Шелла. В соответствии с ним
автозаводы продолжали выпускать автомобили гражданского типа, но количество
моделей было сильно сокращено: легковых – с 52 до 19, грузовых – со 113
до 30. Оставшиеся на производстве грузовики обозначались индексом S (от
слова Standart – стандартный).

В ходе войны производство обычных легковушек было практически свернуто,
а часть «стандартных» грузовиков для повышения проходимости начали дооснащать
приводом на переднюю ось и увеличивали дорожный просвет. Правда, на задней
оси колеса оставались двускатными, в результате чего возрастало сопротивление
движению на слабых грунтах. Такие машины получили индекс A (от слова Allradantrieb
– полноприводный).

Однако в реальной жизни полной стандартизации не вышло. В войска продолжали
поступать и чисто «армейские» машины, производство которых было прекращено
только в середине войны, и «мобилизованные» гражданские грузовики (напр.
Henschel 6J1, 6,5 т., дизель 125 л. с. – см фото в заголовке). Но автомобилей
все равно катастрофически не хватало. По этой причине широко использовалась
и техника, изготовленная в других странах.

«Не менее 88 пехотных дивизий вермахта,
три моторизованные дивизии и одна танковая были оснащены преимущественно
французскими и трофейными автомашинами».

Б. Мюллер-Гиллебранд. «Сухопутная
армия Германии (1933 – 1945)»

Так, значительное количество автомобилей поступало из Франции, промышленность
которой была поставлена на службу вермахта. Одна только фирма Renault
за годы войны изготовила для немецкой армии более 35 тысяч грузовиков.
В вооруженных силах Германии и ее союзников использовались также машины
австрийского, венгерского и чехословацкого производства. Кроме того, противник
широко применял автотехнику, выпущенную в Италии. Первое время она находилась
на оснащении в основном итальянских войск, а с 1944 года начала поступать
непосредственно в вермахт. Немало имелось и трофейных машин – английских,
американских и советских.

Весь этот разномастный парк и приходилось «переваривать» нашим эксплуатационщикам.
Разобраться в море незнакомых автомобилей было непросто. Многие из них
по конструкции отличались от привычных нашим автомобилистам «полуторок»
и «трехтонок». Дизели, моторы с воздушным охлаждением, сложные трансмиссии
полноприводных машин, независимые подвески, кабины, расположенные над
двигателем, – все это необходимо было освоить.

Множество хлопот доставляли и запасные части. Десятки размеров поршней,
свечей зажигания, шин… Нередко недостающие детали фронтовые умельцы изготавливали
собственноручно или подгоняли взятые с других марок. Часто из нескольких
неисправных однотипных, а то и разных машин собирали одну, зато работоспособную.

После окончания войны трофейные грузовики еще добрый десяток лет исправно
служили в народном хозяйстве, а отдельные экземпляры встречались и значительно
позже.

«Совершенно неудовлетворительными для
войны на Востоке (на территории СССР. – ред.) оказались наши
автомобили. Число танковых и моторизованных дивизий в немецкой
армии после компании во Франции увеличилось вдвое… Машины
для перевозки пехоты новых танковых дивизий, особенно 20-й,
почти не годились для прохождения по дорогам Востока, ибо
они были французского производства и невоенного образца. В
особенности не хватало автомобилей повышенной проходимости».

Герман Гот, командующий
танковой армией

 Справка

В ходе ряда крупных наступательных операций
Советской Армии в качестве трофеев было захвачено следующее
количество автомобилей:
контрнаступление под Москвой (1941) – 15049;
ликвидация Сталинградского «котла» (1942-43) – 80438;
Корсунь-Шевченковская операция (1944) – около 10000;
освобождение Крыма (1944) – 7036;
операция «Багратион» (Белоруссия, 1944) – 57152.

Леонид Гоголев
Фото из архива автора