Царь «Дакара»
Второе «латиноамериканское издание» знаменитой гонки запомнится на редкость колоритным маршрутом, впервые за много лет «усохшим» стартовым списком и, увы, самым предсказуемым сценарием. «КАМАЗ» во главе с Царем «Дакара», как прозвали западные журналисты Владимира Чагина, выиграл все этапы супергонки.
Второе «латиноамериканское издание» знаменитой гонки запомнится на редкость колоритным маршрутом, впервые за много лет «усохшим» стартовым списком и, увы, самым предсказуемым сценарием. «КАМАЗ» во главе с Царем «Дакара», как прозвали западные журналисты Владимира Чагина, выиграл все этапы супергонки.
В этом году участников «Дакара» заметно поубавилось: на старт вышли 176 мотоциклистов, 134 экипажа на внедорожниках и 52 – на грузовиках против прошлогодних 237, 177 и 81 соответственно.
Это связано не только с мировым кризисом, но и с нынешним местом дислокации французского марафона. До прошлого года он 30 лет подряд проходил по территории тех стран «черного континента», которые в недалеком прошлом являлись французскими колониями. Как минимум половина дакаровских спонсоров – родом из страны шампанского, они кровно заинтересованы в африканском рынке и не имеют никаких бизнес-интересов в Аргентине и Чили.
В. Чагину, Ф. Кабирову, шефу команды |
По 37-й параллели
Сказалось на популярности гонки и множество допущенных в прошлом году организаторских «проколов». Как выяснилось уже по ходу гонки, проводящая «Дакар» компания ASO тогда не учла целый ряд факторов – от хронических археологических раскопок до частых в январе густых утренних туманов. В нынешнем году организаторы кардинально пересмотрели не только сам маршрут (обновив 80% трассы) и тайминг гонки, но даже ее направление, закрутив 8600-километровую «петлю» против часовой стрелки.
Сам ралли-рейд разбили на несколько условных секций. Первые три дня участники «вкатывались» в гонку в основном на скоростных грунтовых проселках, которые используются во время аргентинского этапа Чемпионата мира по ралли и на не менее извилистых горных дорогах.
Вторая, пятидневная часть началась после пересечения границы с Чили. Именно это самая трудная часть рейда. Перейдя на высоте более 4000 метров гряду Кордильер, рейдовики скатились в жаркие объятия Атакамы, где боролись уже не между собой, а с самой засушливой пустыней мира. После дня отдыха остатки пелотона возвращались в Буэнос-Айрес по маршруту, на котором все менялось с калейдоскопической скоростью: дюны высотой с 30-этажные дома, горные дорожки, 20-километровый спуск с плато Анд в пампасы…
Иных уж нет…
Увы, в соревновательном плане подобного разнообразия не получилось.
Еще летом стало известно, что главные соперники челнинцев, заводская команда MAN (Ханс Стейси, Франц Эхтер, Геерт Верховен) и голландская de Rooy/IVECO (Ян и Герардус де Рои, Ханс Бекс, Хьюго Дюйстерс) в Южную Америку не приедут. То есть «Дакар» образца 2010 года автоматически превращался в открытый чемпионат «КАМАЗа».
С некоторой натяжкой «темной лошадкой» мог бы стать Миклош Ковач, который в прошлом году на Scania P420 завоевал «бронзу» в Africa Race (см. «КА» № 3’2009). Но венгр вместо «Дакара» опять отправился в Африку. Он предпочел почти гарантированную в отсутствии Яна де Роя и Ханса Бекса победу. После того как на СУ8 сломался MAN TGA Элизабет Жасинту, у Миклоша не осталось реальных конкурентов. К этому моменту все они нахватались просто неприличных даже по дакаровским меркам штрафов: так, ставший в итоге третьим Стефан Оливье на Renault Kerax проиграл победителю 297 часов. А самому Ковачу на все про все понадобилось меньше 49 часов.
Чешский десант
На старте американского марафона интригующих новостей хватало. Во-первых, и качественно, и количественно усилилась «татровская» диаспора. Алес Лопрайс и Андре де Азеведо серьезно обновили свои грузовики, Томаш Томечек и вовсе вывел на старт совсем новый болид. К тому же появилась новая команда Czech Dakar, первым номером которой стал Марек Спачил – прошлогоднее открытие гонки. На видавшем виды автомобиле LIAZ, конструкция которого отсылает нас в середину 80-х, он умудрился вплоть до своего схода на СУ11 держаться в режиме 5–7 мест. Во-вторых, щеголяли обновками «крепкие середняки» Жозе Адуа и Клаудио Беллина, сменившие свои экс-дероевские DAF CF75 на куда более конкурентоспособные IVECO и Ginaf, также построенные отцом и сыном де Роями.
Среди новобранцев марафона выделялся экс-пилот Формулы-1 Ян Ламмерс, один из самых известных голландских гонщиков. Ассистировал пилоту заводской команды Ginaf Rally Team сам Чарли Готлиб, в экипаже Ханса Стейси выигравший последний африканский «Дакар», Central Europe Rally-2008 и Transorientale.
В итоге на старт вышло по одному грузовику LIAZ и IVECO, два болида аргентинской марки Atakama (лицензия Unimog), два титулованных в ралли-рейдах Hino, Renault и DAF, три КАМАЗа, квинтет Tatra и восемь Ginaf. Больше всех оказалось MAN и Mercedes.
«Лучшим из остальных» второй год остается Ginaf – во многом благодаря независимой подвеске, управляемой электроникой. |
Интрига гонки
Основное внимание было приковано к экипажам КАМАЗов. Интрига теплилась вокруг противостояния Кабирова и Чагина. Сможет ли прошлогодний победитель угнаться за «первым номером» команды, или Царь выиграет свой очередной «Дакар» всухую? Чагин в свойственной ему манере с первых же метров задал такой темп, что речь шла не то что о равном соперничестве, но даже о локальных победах. И единственным, кому удалось обгонять Чагина, оказался Кабиров, согласно командной тактике едущий более аккуратно и осмотрительно, страхуя тылы лидера. Первую победу на этапе Фирдаус одержал только на СУ5, когда проигрывал уже 26 минут. Впрочем, на тот момент отставание всех остальных исчислялось как минимум тремя часами.
Своеобразного «перца» добавляли и невиданные «проколы» в тайминге гонки. По ходу гонки, за которой в режиме реального времени можно следить только благодаря системе Live-timing (сообщений о времени, когда тот или иной экипаж прошел очередную навигационную точку), на несколько часов «выпадали» буквально все. Не только застрявшие, попавшие в аварию или заблудившиеся, но даже лидеры, подобных проблем не испытывавшие. Настоящий хаос творился и с начислением штрафных часов за непрохождение этих самых точек, превышение скорости и т. п.
Сходы, сходы…
Подвинуть камазовцев с лидирующих позиций не удавалось никому. А их соперники отличались лишь ранними сходами. Уже на первом допе угодил в аварию Томичек. За ним – заводской пилот Ginaf Мартин ван дер Бринк, также уложивший грузовик на бок. Второй спецучасток стал последним для Лопрайса, который не вписался в поворот и разбил подвеску, СУ3 вывел из гонки другого представителя Ginaf Rally Team – Мартина Шу. Вскоре число покинувших «Дакар», отнюдь не новичков, возросло. К экватору марафона сошедших было уже 16, включая де Азеведо, Ламмерса и Спачила… На чешскую и голландскую команды обрушился какой-то мор: до финиша дошли две машины Ginaf и ни одной Tatra.
В итоге первый опять КАМАЗ. Чагин лидировал с первого до последнего дня и показал рекордные 55 побед на СУ за всю историю «Дакара». По числу триумфов в труднейшей гонке мира Владимир догнал Карела Лопрайса. Только вот для зрителей столь подавляющее преимущество выглядит скучновато…
Итоговая таблица Rallye Personal Total Argentina-Chile 2010 | |||
Экипаж | Автомобиль | Время (ч:мин.с) | |
1 | В. Чагин/С. Савостин/Э. Николаев | КАМАЗ-4326 VK | 55:04:47 |
2 | Ф. Кабиров/А. Беляев/А. Мокеев | КАМАЗ-4326 VK | 56:17:55 |
3 | М. ван Влие/Г. Ваанхольт/Ж. Веенендааль | Ginaf Х2222 | 65:48:07 |
4 | М. Мачик/Й. Калина/Я. Бервиц | LIAZ 111.154 | 67:26:08 |
5 | И. Мардеев/В. Мизюкаев/А. Каргинов | КАМАЗ-4326 VK | 70:04:16 |
6 | В. ван Гинкель /Р. де Рой/В. Тийстерман | Ginaf X2222 | 70:34:03 |
7 | Терухито Сугавара/Сеичи Сузуки | Hino Ranger | 72:34:24 |
8 | Д. Оливейрас/Х. Камара-Ордонез/Д. Камара | Mercedes 1844-АК | 78:43:53 |
9 | Х. Хувантени/Х.-Л. Криадо/Ф. Роман | MAN TGS 26.480 6х6 | 79:20:14 |
10 | К. Беллина/П. Аричи/Д. Минелли | Ginaf X2223 | 81:51:59 |