У Великой Китайской стены
Автомобили различных китайских марок все чаще появляются на дорогах Украины. Некоторые из них уже и собирают на наших заводах. А как выглядит автопарк самой Поднебесной? |
Помню, на московском салоне «Интеравто-2007» мой знакомый – кстати, дилер одной китайской фирмы – сказал полушутя-полусерьезно: «Да здесь новых машин из КНР больше, чем у них на родине!». Пару месяцев спустя мне довелось самому побывать в этой стране, и я убедился, что приятель отчасти прав. На дорогах Китая не встретить такого «концентрата» свежих моделей, как на выставках. В реальной жизни новинками лишь слегка разбавлен поток машин прежних лет выпуска.
Тем не менее, китайский автопром уверенно развивается. В 2006 году в стране выпущено 1 млн. 955 тыс. коммерческих машин, в среднем на 10% больше, чем в 2005-м. Если их выстроить в цепочку, то получится вторая Великая Китайская стена. Немного истории
История китайского автопрома восходит к 1936–1945 гг., когда в Китае собирались, хотя и в небольшом количестве, грузовики Mercedes, Toyota и Nissan. А в 1946 году начался выпуск автобусов Shanghai («Шанхай»).
Седельный тягач на базе FAW CA1091. | Автокран на шасси Dong Feng FQ1092. |
С 2002 года на грузовиках Dong Feng устанавливается кабина с новым дизайном. | В 1984 году компания Dong Feng подписала соглашение с Nissan Diesel и после модернизации головного предприятия стала там выпускать по лицензии обширную бескапотную серию EQ1050/EQ1242, в которую входили грузовики полной массой 5,0 – 24,0 т (4х2 и 6х4). |
Однако по-настоящему автомобилестроение в стране развернулось в 50-е годы. Тогда в городе Чанчунь при помощи Советского Союза основали крупный завод по производству грузовиков. По конструкции они, понятно, тоже были «нашенские» – точная копия «четырехтонки» ЗИС-150. Но имя ей китайцы дали свое – Jefang («Цзефан»), что переводится как «освобождение». Имелось в виду, конечно же, освобождение от «проклятых империалистов»:КНР была провозглашена в 1949 г.
Первый грузовик сошел с конвейера в июле 1956 года. Впоследствии машину, получившую индекс СА10, несколько раз модернизировали, и она продержалась на конвейере в Чанчуне до конца 80-х гг. А в 1987 году начался выпуск более совершенной, рестайлинговой версии под названием СА1091. Этих машин на дорогах и сегодня немало.
Предприятие в г. Чанчунь официально именовалось Китайский Первый автомобильный завод, по-английски – FAW (First Automobile Work). Со временем оказалось, что производительности этого предприятия уже недостаточно для громадной страны. И в 1969 году в городе Шиянь открылся Китайский Второй автомобильный завод – SAW (Second Automobile Work). С 1992 года он получил глубоко патриотичное название Dong Feng («Дон Фен») – «Ветер с Востока». А вообще-то, данная марка появилась раньше – в 1958 г.: так назывался первый китайский легковой автомобиль. Это была часть крылатой фразы «великого кормчего» Мао Цзе Дуна, который в свое время заявил, что ветер с Востока одолевает ветер с Запада.
Бескапотники FAW серии СА1060 послужили базой для седельных тягачей, самосвалов и различной специальной техники. | Новый магистральный грузовик JAC Callop имеет хорошую маневренность благодаря двум передним управляемым осям. |
По дороге их Хэфея в Уху мы проехали по длинному мосту через великую китайскую реку Хуанхэ. Когда-то Мао Цзе Дун, уже в возрасте за 70, лично переплыл другую великую реку Китая, Янцзы. Много воды утекло с тех пор в этих знаменитых реках, но грузовики марок Jefang и Dong Feng по-прежнему занимают ведущие позиции в китайском автопроме. Кстати, были там и автомобили под названием «Хуанхэ».
Период 80–90 гг. прошлого века был временем бурного роста автомобильного производства в КНР. Притом развитие шло, так сказать, вширь. К 1995 году в стране насчитывалось свыше 750 фирм, выпускающих коммерческие автомобили. Наверное, тогда и родилась шутка: «Каждый уважающий себя китаец обязан иметь свой собственный автозаводик». Правда, справедливости ради скажем, что из названного числа фирм около 600 выпускали не оригинальные шасси, а спецтехнику на чужой базе.
Компания Foton выпускает под брендом Auman тяжелую автотехнику: магистральные тягачи, самосвалы, бортовые автомобили, а также различные специальные машины, в том числе бетононасосы и миксеры. Один из образцов такой продукции – 4-осный (8х4) бортовой Auman 240A с лицензионным турбодизелем Steyr WD-615.50 в 330 л. с. | Этот седельный тягач Hongyan («Хоньян») CQ15 изготовлен на заводе корпорации СNHTC в городе Чунцине. В его облике еще угадываются черты австрийского «прародителя» – грузовика Steyr серии 1291, хотя машина уже подверглась модернизации. |
Большинство и меньшинствоКогда приезжаешь в Китай, то поначалу поражает неописуемое многообразие марок и моделей грузовых автомобилей. Но, слегка пообвыкнув, начинаешь замечать, что среди них выделяется сравнительно небольшая группа машин, попадающихся на глаза намного чаще всех остальных.
Это относится, прежде всего, к моделям среднего и тяжелого классов. Что же касается автомобильных «малышей», то имя им легион: бесчисленные крохотные фургончики, бортовые грузовички, микроавтобусы… Они производятся разными фирмами, но сильно похожи друг на друга и на свои японские прототипы от Toyota, Mazda, Suzuki, Daihatsu и т. п. А вот пикапов на улицах и дорогах встречается куда меньше, чем можно было ожидать, насмотревшись автомобильных выставок в Москве и Киеве.
Компания FAW производила по лицензии японской фирмы Mitsubishi широкую гамму бескапотных машин серии СА1060К/СА1170Р, полной массой 6,2 – 17,1 т (4х2). Колесная база: от 3,75 до 6,35 м. | Самые тяжелые автомобили, выпускаемые компанией CNHTC, – грузовики Sinotruk Howo. На фото – с кабиной Volvo. |
Так все же, какие грузовики на китайских дорогах в большинстве?
FAW Сегодня один из крупнейших производителей в Китае – FAW Group Corporation. К базовому заводу в городе Чанчунь после его реконструкции в 80–90-е гг. присоединился ряд предприятий по всей стране. Там выпускаются автомобили грузоподъемностью от 1,0 до 50 т, а также автобусы и легковушки. В 2006 году компания выпустила 45790 легких грузовиков и 38774 тяжелых. Она поставляет свои автомобили и машинокомплекты в 70 стран мира.
САМС (Anhui Hualing Automobile Co.) выпускает тяжелые грузовики на двух заводах. Этот – с завода Xing Ma. | В Китае любят загружать автомобили по полной программе. Этот – везет пенопласт. |
В качестве такси в городах еще встречаются примитивные, часто самодельные машины моторикш. | Грузовички фирмы Сhandong Wuzheng c одноцилиндровым горизонтальным дизелем водяного охлаждения (15–20 л. с.) могут возить до 2 т. |
Dong Feng Компания DFM, как сокращенно называют Dong Feng Motor Corporation, занимает ведущие положение в китайском автопроме. На ее предприятии в городе Шиянь (Schyan) производят средние и тяжелые грузовики, а на заводе в городе Ксинфан (Xiangfan) – легкие. Первых было изготовлено в 2006 году 27140 шт., а вторых – 67315 ед.
Foton Среди китайской автомобильной «молодежи» следует отметить компанию Foton Motor Co., которую зарегистрировали в Пекине в 1996 году. Она быстро пошла в гору, прежде всего благодаря легким грузовикам, которые и поныне составляют львиную долю ее продукции. Однако в 2002 году в производственную программу добавились тяжелые грузовики Auman, а в 2003-м – большие и средние туристические автобусы. В прошлом году на заводах Foton (группа Bejing) выпущено 76065 легких коммерческих автомобилей.
Один из крупнейших производителей минивенов и минигрузовиков в КНР – Jangxi Changhe Motor (до 160 тыс. ед. в год). | Завод Jiangsu Yizheng был в 90-е гг. крупнейшим производителем пикапов КНР. Один из них – Liming YQC1020S. |
Популярные японские легкие грузовики Isuzu собирают во многих странах, и Китай не исключение. | Совместное предприятие компании IVECO и группы NAC, фирма Naveco, выпускает легкие машины Daily, заметно отличающиеся по дизайну от итальянского прототипа. |
JAC Полное название компании, выпускающей эту марку, – Anhuj Jinghuai Automobile Company Ltd. Она образована в 1999 году, но история ее восходит к автомобильному заводу Jinghuai в г. Хэфей, существовавшему с 1964 года. Сегодня JAC выпускает широкую гамму автомобилей грузоподъемностью от 0,5 до 50 т. В 2006 году было выпущено 92767 легких грузовиков и 19311 – тяжелых.
Пекинская компания BAW (Bejing Automobile Works Co. Ltd.) – один из пионеров автопрома КНР. Выпускает с 1958 года внедорожники, в том числе для армии, и легкие коммерческие автомобили. Пикап BJ1021 SKF имеет грузоподьемность 750 кг. Мотор – бенз. 2,5 л, 78 л. с. |
CNHTC В середине 80-х годов завод в г. Цзинянь (Jinan) начал собирать по лицензии румынские «восьмитонки» Roman под своей маркой – Huanghe («Хуанхэ»). В 80-е годы это предприятие было реконструировано и вместе с двумя другими модернизированными заводами – в городах Чунцинь и Сиань – стало основой корпорации CNHTC (China National Heavy Duty Truck Corporation), где начали выпускать по австрийской лицензии грузовики Steyr четырех серий. Эти машины в модернизированном виде производятся и сегодня, под торговой маркой Hongyan – «Хоньян». Еще одна большая серия – тяжелые грузовики Howo с кабинами от Volvo или Scania. За 2006 год компания изготовила 59610 автомобилей тяжелого класса.