X

Volvo: FH бросает вызов

Громкая премьера грузового Volvo FH прошла 5 сентября на его родине – в Швеции. С ним компания Volvo Trucks расширяет возможности грузовых машин премиум-класса. Пресса была единодушна: это не просто новинка, а революционная конструкция, вызов всему автопрому.

Громкая премьера грузового Volvo FH прошла 5 сентября на его родине – в Швеции. С ним компания Volvo Trucks расширяет возможности грузовых машин премиум-класса. Пресса была единодушна: это не просто новинка, а революционная конструкция, вызов всему автопрому.

Громкая премьера грузового Volvo FH прошла 5 сентября на его родине – в Швеции. С ним компания Volvo Trucks расширяет возможности грузовых машин премиум-класса. Пресса была единодушна: это не просто новинка, а революционная конструкция, вызов всему автопрому.

Торжество проходило в городе Гетеборг, в громадном зале комплекса «Скандинавиум Арена». Нужно сказать, что разработчики Volvo FH ранее старались нигде не засветить новинку – так сказать, держали интригу до конца. Потому все присутствующие с нетерпением ждали появления грузовика. И вот этот момент настал. В помещении притушили свет, и в лучах прожекторов из пиротехнического дыма на сцену выплыл светлый автомобиль. Он развернулся к публике боком, и в глаза сразу бросился его свежий динамичный профиль. Хотя в целом машина сохранила фамильные черты Volvo и была узнаваема.

Словно легковое авто

В чем же уникальность нового Volvo FH? Еще до премьеры все приглашенные, думаю, видели в Интернете потрясающий ролик. Два новых грузовика несутся по автостраде со скоростью 80 км/ч. А по натянутому между ними канату ступает отважная американка Фейт Дики. Этот эффектный и опасный трюк выполнялся с одной целью: показать отменную плавность хода и отличную управляемость машины – как у легкового авто.

Эти качества достигнуты за счет двух вещей. Во-первых, – подчеркнем, впервые в мире! – на магистральном тягаче применили независимую подвеску передних колес. А во-вторых, на машину установили новый, реечный рулевой механизм, идея которого была заимствована у пассажирского транспорта. Он позволил водителю работать баранкой с ювелирной точностью.
Гостей премьеры ожидал сюрприз. Оказывается, под высокими сводами зала был натянут канат, и в какой-то момент на нем появилась героиня ролика – Фейт Дики. Она прошлась по канату из конца в конец и спустилась к восторженно встретившей ее публике.

С легковым автомобилем новинку роднит и высокий уровень комфорта. Кресло водителя оснащено улучшенным поясничным подпором и боковой поддержкой. Управление многими функциями, в том числе телефоном и системой навигации, осуществляется кнопками на рулевом колесе. А на приборной панели все кнопки размещены в порядке их приоритетности. В центре находится основная шкала, а по краям расположены приборы, которые водитель использует реже.

Руль получил новую, уникальную функцию – его можно наклонять по отношению к рулевой колонке, и таким образом более точно подстраивать под водителя. Аналогов такому решению в мире пока нет.

Приборная панель – полностью новая. Кнопки расположены в порядке приоритетности.

Спальный отсек – просторный и удобный. На верхней полке – раскладная лесенка.

 

Рулевое колесо имеет уникальную функцию наклона по отношению к рулевой колонке.

Экономия и экология

На следующий день после премьеры журналисты совершили экскурсию на завод в городе Туве, где с весны следующего года новый FH будут выпускать серийно. А затем нас всех повезли в Демоцентр Volvo, где ознакомили со всеми особенностями новинки, вплоть до мельчайших деталей.

Сегодня главная забота автомобильных конструкторов всего мира – экономия и экология. И новый Volvo FH – большой шаг вперед в этих двух направлениях.

В Демоцентре мы получили возможность увидеть изюминку Volvo FH – систему I-Torque, которая включает в себя двигатель и автоматизированную коробку передач I-Shift 2. Сердце грузовика – 13-литровый турбодизель – отвечает стандарту Евро 6. Этого добились, использовав новое программное обеспечение, технологии Common Rail и SCR, систему рециркуляции отработавших газов EGR, а также дизельного фильтра DRF.

Особенность нового двигателя в 460 л. с. в том, что максимальный крутящий момент (2800 Нм) он развивает при относительно невысоких оборотах (900–1200 в минуту). Таким образом, достигается меньшее количество импульсов подачи топлива и, соответственно, циклов сгорания. А это экономит топливо и уменьшает износ от трения. Кроме того, снижается и уровень шума.

Особенность трансмиссии – применение системы двух сцеплений. Такое решение сначала появилось на гоночных автомобилях Формулы-1, а на тяжелых грузовиках оно использовано впервые.

Астрид Дрюсон, менеджер производства I-Torque, объяснял нам принцип работы трансмиссии с двумя сцеплениями: «Это выглядит так, как будто у вас есть две коробки передач. Когда вы двигаетесь на одной передаче, включенной в одной коробке, следующая уже включена в другой. Фактически, смена передач проходит мгновенно, и при этом поток мощности не прерывается». В результате двигатель работает в наиболее оптимальном, узком диапазоне оборотов, что обеспечивает более быстрое ускорение, снижает шум и расход горючего.

Кабина нового FH после незапланированного краш-теста на скорости 80 км/ч. Водитель и пассажир остались невредимы.

Новый Volvo FH – первый магистральный грузовик с независимой подвеской передних колес.

В Демоцентре Volvo, помимо обычных тягачей FH, были показаны и машины FH16 (слева) – с самым мощным в классе 750-сильным двигателем.

Запоминающий склоны

Но на этом борьба создателей Volvo FH за экономию топлива не закончилась. Они снабдили машину еще одной новаторской системой – I-See.

По сути, она представляет собой автопилот, который осуществляет переключение передач, ускорение и торможение автомобиля на подъемах и спусках. Система I-See работает в связке с интеллектуальной трансмиссией I-Shift и запоминает рельеф маршрута магистрального грузовика. Когда автомобиль пойдет по этому же пути в следующий раз, система использует полученную ранее информацию и обеспечит минимальный расход топлива. Она, словно водитель экстра-класса, будет переключать передачи, тормозить и прибавлять газ в самый оптимальный момент. И, что важно, при любой возможности станет использовать движение накатом. Таким образом, работая совместно с системой I-Torque, система I-See сможет сэкономить до 10% топлива на 100 км пути.

Секрет долговечности

Как продлить время безотказной работы грузовика? Этот вопрос всегда волнует любого перевозчика. Компания Volvo Trucks и здесь подготовила новаторское и эффективное решение.
С помощью блока связи Telematic Gateway грузовик дистанционно подключается к сервисному центру через сеть GSM. Это позволяет специалистам центра следить за состоянием автомобиля, постоянно контролировать износ тормозов и сцепления, заряд аккумуляторов и чистоту фильтра осушителя воздуха. Сервисный центр теперь может на расстоянии оценить уровень износа компонентов и, если он еще невелик, увеличить интервал до следующего ТО. В итоге продлится время безотказной работы автомобиля. Если же износ преждевременно достиг критической точки, то машину немедленно вызовут в сервисный центр, чтобы избежать поломок и незапланированных простоев.

Астрид Дрюсон, менеджер по производству I-Torque, представляет ноу-хау: турбодизель стандарта Евро 6 и коробку-«автомат».

Новая автоматизированная коробка передач I-Shift 2 работает в паре с двумя сцеплениями. Благодаря этому смена передач происходит мгновенно, без разрыва потока мощности.

  

Новая коробка передач I-Shift 2 – это фактически два входных вала, объединенных в общую систему. Первый передает крутящий момент, а второй готовит следующую передачу. Силовой привод I-Torque в 460 л. с. имеет более высокий крутящий момент, чем мотор Евро 5.

Самый безопасный

В одном из помещений Демо­центра Volvo Trucks мы увидели кабину автомобиля FH нового поколения, который побывал не на стандартном краш-тесте, а в реальной, никем не запланированной аварии. На скорости 80 км/ч он ударился о резко затормозивший перед ним автопоезд. Кабина, понятно, несколько пострадала, но сидящих в ней уберегла от травм. Лишь пассажир порезал палец осколком стекла.

В чем же секрет высокой безопасности кабины Volvo FH? Во-первых, она сделана из высокопрочных сортов стали. Во-вторых, ее изготавливают с применением лазерной сварки. В-третьих, жесткость кабины увеличена за счет лобового стекла – его не вставляют на резинках, а вклеивают. Такую же роль играют и усиленные двери, препятствующие деформации их проемов.

Правда, раньше при аварии, если двери заклинивало, водитель мог выбраться из кабины, выдавив лобовое стекло. Теперь это сделать проблематично, и потому в крыше есть аварийный люк. А для разбивания стекла имеется молоток.

Что касается средств активной безопасности, то у Volvo FH их целый «джентльменский набор». В их числе система оповещения при перестроении (LCS), адаптивный круиз-контроль и система предупреждения водителя (DAS).

Из Демоцентра Volvo наша группа уезжала уже под вечер. Все мы убедились лично: новый Volvo FH – это действительно революционный грузовик, устремленный в будущее.

 

Клаэс Нильссон Президент компании Volvo Trucks

Volvo FH устанавливает новые стандарты грузовых автомобилей сразу по нескольким направлениям. Он олицетворяет очередную веху в истории компании. Это невероятно важный продукт, в который мы инвестировали значительные средства. Новая серия Volvo FH – основа успешного долгосрочного развития компании Volvo Trucks на рынке грузовых автомобилей.

Леонид Гоголев
Фото Volvo Trucks и автора