Война оруженосцев
С каждым годом подготовка
к «Дакару» становится все более капитальной. Заводы заручаются поддержкой
именитых гоночных команд и КБ, месяцами обкатывают свои машины на закрытых
тестах, ангажируют пилотов с мировым именем, устраивают шумные презентации,
активно сотрудничают с поставщиками комплектующих, а не просто покупают
их продукцию, как раньше.
Перед боем
Вернувшийся в высшую лигу IVECO получил поддержку опытной
в марафонских дисциплинах конюшни Motorsport Italia SRL. Плюс привлек
сразу двух чемпионов мира по ралли: Мики Биазиона и Маркку Алена. Голландский
GINAF совместно с Caterpillar и ZF подготовил 9,3-тонные двухосники Х2222
SP с 18,0-литровым 950-сильным мотором C18. К слову, точно таким же, что
использует чешская трак-рейсинговая Buggyra!
Отец и сын де Рои в сотрудничестве с ателье, строившим
кольцевые DAF, перепроектировали ходовую и увеличили мощность моторов
с 930 до 1000 л. с. Для сравнения: КАМАЗ-4911 образца 2005 года «располагает»
850 силами.
Карел Лопрайс, не побеждавший в «Дакаре» с 2001 года,
вообще построил абсолютно новую Tatra на базе армейского полноприводного
Т 815 Armaх. По словам «Лиса пустыни», его новый болид отличается от серийного
лишь мотором (16,0-литровый Deutz V8 Twin Turbo), наличием стабилизаторов
да усиленной рамой. Подготовился даже обычно аморфный к марафонам MAN,
причем концептуально его трак очень напоминает «летучего голландца» –
машину Яна и Герардуса де Роев.
Вся эта бурная деятельность легко объясняется новым регламентом.
Отныне допустимая максимальная скорость для грузовиков – 150 км/ч, а ее
превышение даже на 1 км/ч обойдется в 5 минут штрафа. Для DAF, Tatra и
КАМАЗа, рассчитанных на длительную езду в режиме 170 – 190 км/ч, это нововведение
стало серьезной проблемой. Выгоден же новый регламент тем, у кого лучше
разгонная и тормозная динамика. То есть менее мощным и надежным, но при
этом более легким машинам Mercedes Unimog, MAN L90, Renault Kerax, IVECO
EuroCargo, чья масса не дотягивает и до 9 тонн.
Естественно, Набережные Челны также не остались в стороне
от стремления к совершенству. В желании «похудеть» «КАМАЗ-Мастер» совершил
маленький подвиг, сумев скинуть со своих грузовиков, чья конструкция,
казалось бы, отработана годами, целых полтонны. Так, 50 кг «сняли» с 17,0-литрового
ЯМЗ-7Э846, еще центнер «срезали» с рамы. Раз надежность КАМАЗов выше похвал,
урезали количество возимых с собой запчастей. Облегчили и, по многочисленным
просьбам гонщиков, смягчили подвеску. Дело в том, что «камазовские» кабины
неподрессорены – для пущего чувства дороги пилотом и… со всеми вытекающими
для позвоночников экипажа последствиями. Увы, КАМАЗ-4911 так и остался
самым тяжелым из двухосников, проигрывая DAF де Роев без малого 2 тонны.
С места – в карьер
Итак, 30 декабря со стартового подиума в Барселоне под
рукоплескания 200 тысяч зрителей съехали 69 экипажей.
Тут же, в Испании, начались и неожиданности: оба европейских
допа выиграл Ханс Беккс на двухлетнем DAF FAV75. Конечно, каталонские
пляжи – не чета бездорожью Черного континента, но все же динамика не самого
современного грузовика, да еще и подготовленного силами самого Беккса,
не могла не удивлять.
Впрочем, после первого же африканского этапа (СУ4) длиной
в «дьявольские» 666 км о Бекксе забыли. Сначала всеобщее внимание привлек
триумфатор трех последних «Дакаров» Чагин, опередивший де Роя-младшего
на 1,2 минуты. Затем настал черед самого Герардуса: голландец буквально
летел по трассе, раньше других отметившись на всех трех контрольных точках.
Но не успел спикер «дакаровского» пресс-центра торжественно объявить о
смене лидера в «абсолюте», как пришла очередная новость. Перед самым финишем
голландец в вираже завалил свой DAF на бок – и открыл Чагину дорогу ко
второй победе кряду. Однако неприятности не обошли стороной и «камазовскую»
команду: уже после финиша СУ5 перевернулся КАМАЗ Ильгизара Мардеева. Один
из членов экипажа и механик, выехавшие под утро протестировать отремонтированный
грузовик, с серьезными травмами оказались в госпитале, а их машина восстановлению
не подлежала. Так перед 6-м, марафонским спецучастком лидирующие Чагин
и Кабиров (их разделяли 25 минут) остались без боевой технички.
Буря в пустыне
Обычно в «Дакаре» после финиша допа траки поступают в
распоряжение механиков, которые всю ночь проводят регламентные и ремонтные
работы. Но в этом же году финишировавшая после СУ6 техника была заправлена
и сразу же поставлена в закрытый парк, доступ в который разрешался только
за час до следующего старта. Ситуация для участников усложнялась еще и
тем, что шестой этап был первым из «пляжей» (так гонщики называют песчаные
равнины, изредка перемежающиеся дюнами). То есть здесь можно было «ехать
на все деньги». Но где максимальные скорости – там и поломки. Кроме того,
никто не знал, что ожидает машины на СУ7.
А там караван настигла песчаная буря. И, как обычно,
больше других досталось именно грузовикам, уходящим в гонку после мотоциклистов
и легковушек. В итоге траккеры с самого старта ехали практически на ощупь
и бесконечно плутали, сжигая драгоценное топливо.
На середине 660-километрового допа изза проблем с двигателем
замер КАМАЗ Чагина – лопнула копеечная прокладка. Запасной не было, пришлось
вырезать новую из… крышки заправочной горловины. Но за 60 км до финиша
закончилось топливо… В итоге к вынужденному 12-часовому опозданию звездный
экипаж получил «в довесок» 10 часов штрафа за превышение лимита опоздания,
что лишило надежды на попадание даже в первую десятку.
Смена лидеров
После песчаной бури появился новый лидер гонки – выигравший
СУ6 второй номер камской команды Фирдаус Кабиров. А победа и на следующем
«марафоне» позволила ему возглавить зачет.
Преимущество Фирдауса могло быть еще более солидным,
а соперников – минимум в два раза меньше, кабы не одно решение организаторов.
Чтобы не лишиться половины пелетона еще на экваторе гонки, они отменили
следующий, 8-й доп. И таким образом дали возможность финишировать, пусть
и с многочасовым опозданием, всем «потерявшимся» во время бури.
Словом, гонка приобрела абсолютно непредсказуемый характер.
Титаны Чагин, Лопраиз и оба де Роя измотали друг друга, в результате чего
утратили шансы занять даже нижнюю ступеньку подиума. После марафона в
песчаной буре Ян де Рой из-за проблем с турбонаддувом отставал от лидера
на 6,2 часа, Герардус – на 9,2 часа, Чагин – без малого на 13 часов!
На десятом этапе закончился «Дакар» для чешской дружины.
Лопрайс, занимавший на тот момент 15-е место, застрял в одном из солончаков
с разбитой крестовиной кардана. А Tatra шедшего 25-м де Азеведу из-за
проблем с ходовой вообще вынуждена была сняться с гонки на сервис. Что
касается экипажа Томаша Томечека, то его дисквалифицировали еще на СУ6
из-за трехкратного нарушения скоростного режима.
В результате в лидеры вырвался «второй эшелон»: Кабиров
и Беккс, подгоняемые «дакаровскими» аксакалами Йошимасой Сугаварой (Hino)
и Джакомо Визмарой (Mttercedes Unimog).
И все же основное внимание было приковано не к ним, а
к прима-пилотам. Ведь титаны, которым уже нечего было терять, принялись
атаковать друг друга с утроенной энергией. Достаточно сказать, что Кабирову
и Бекксу удалось выиграть только по одному из последующих восьми допов.
Остальные записали на свой счет де Роймладший и Чагин, в итоге поднявшийся
с 33-го на 18 место. Главной задачей первого стало провоцировать Кабирова
на рискованную езду, а второго, в одночасье превратившегося в оруженосца
и телохранителя, защищать тылы Фирдауса.
На финишной прямой
Новому лидеру Кабирову необходимо было не вмешиваться
в пикировки за победы на допах, а беречь автомобиль и просто доехать до
финиша. Ведь когда он на СУ7 возглавил зачет, его преимущество над Бекксом
составляло более полутора часов, а Сугавара и Визмара отставали почти
на три. Зато между собой японец и итальянец устроили настоящее сражение,
не менее напряженное, чем у Владимира и Герардуса. «Отщипывая» на каждом
допе друг у друга по минутам, они финишировали у Розового озера на расстоянии
вытянутой руки.
Кстати, с того же СУ7 расстановка сил в первой четверке
так и не изменилась вплоть до последнего допа, перед которым судьи обнаружили
на грузовике Беккса запрещенную систему воздухозаборников. Похоже, именно
этим и объяснялась «прыть» его болида двухлетней давности, то и дело опережавшего
куда более мощные DAF обоих де Роев. В результате Беккс был дисквалифицирован,
и второе место перешло к 64-летнему (!) Йошимасе Сугаваре, а бронза досталась
Джакомо Висмара. Лучшим же экипажем Telefonica Dakar’2005 стали Фирдаус
Кабиров, Айдар Беляев и Андрей Макеев, принесшие камской команде шестую
(причем четвертую кряду) победу в самой трудной и продолжительной гонке
в мире.
Результаты ралли-рейда Telefonica Dakar’2005 |
|