X

Демонстрация в карьере

Строительные самосвалы Scania

Компания «Скания Украина» 18 мая провела не совсем обычную
презентацию строительной техники. Самосвалы Scania – мощные трех-
и четырехосные модели – показывали свои возможности в одном из карьеров
в 80 километрах от Донецка.

На эту акцию пригласили
перевозчиков из разных регионов Украины, а также автомобильных журналистов.
Участникам мероприятия прочитали лекции о рынке строительной техники, о правильном
выборе автомобиля для бизнеса и о грамотной его эксплуатации. А в завершение
все получили возможность самостоятельно поработать на самосвалах в условиях
карьера.


На тест представили четыре самосвала Scania фирменного оранжевого цвета «Апельсин». Один из них был трехосный (6х4), рассчитанный на
25 т груза, и три – четырехосные (8х4), на 33 т. Все они относятся к так
называемому типу Е, т. е. предназначены для особо тяжелых условий эксплуатации,
в частности в карьерах. Заполнял их кузова песком колесный погрузчик Caterpillar
950H с 4-кубовым ковшом.


Был показан и еще один самосвал 8х4 – так называемый
демо, то есть демонстрационный. Это «крутая» версия с 500-сильным двигателем
и новой, более просторной кабиной. Она тоже была предназначена для карьерных
работ. Но «демо» есть «демо», и ездить на этом самосвале не полагалось.

Близкое знакомство

Мы загрузили кузова наших самосвалов песком до краев и даже с небольшой горкой,
так что полная масса трехосного автомобиля получалась где-то 39 т, а четырехосного – до 48 т. Понятно, что управлять машиной
такой «весовой категории», да еще в условиях карьера, – это не легковушку
вести по гладкому асфальту.


Причем речь идет не о каких-то чрезмерных физических усилиях. С этим как
раз все было отлично: и легкий точный руль, и четкое переключение передач,
и нетугие педали. Да и незначительный уровень шума в кабине приятно удивил.


Дело в другом. Тяжело груженную машину нужно вести очень плавно, мягко работая
педалями. Рывков и дерганий она не любит. Сильно раскручивать двигатель тоже
бесполезно: наибольший крутящий момент достигается при 1100 –
1300 об/мин. Так что на практике получается, что выходить за верхний предел
зеленой зоны, а это 1500 об/мин, нет никакой необходимости.


Особой аккуратности в карьере требовало движение на крутых спусках, которые
обычно переходили в повороты, тоже крутые. Чуть зазеваешься – и тяжелую машину
буквально начинает нести. Поэтому нельзя давать ей разгоняться, для чего следует
периодически притормаживать. Конечно, ни в коем случае не выключая сцепления.
Благодаря этому автоматически вступает в действие моторный тормоз, давая о
себе знать характерным гулом.


На крутых подъемах тоже требуется сноровка. Разогнав машину, нужно переключаться
на высшую передачу (со 2-й на 3-ю или с 3-й на 4-ю) как можно резвее. Дабы
не потерять скорость и, не дай Бог, остановиться.


Зато на прямых участках дороги – пусть это был не асфальт,
а песок и щебенка – машина словно обретала крылья. Переходишь на высший ряд
в коробке передач, а у нас она была 8-ступенчатая, двухдиапазонная, – и вперед.


Поскольку двигатель на всех самосвалах один и тот же, то динамика более легкой,
3-осной машины оказалась получше. Зато у 4-осного самосвала, как и следовало
ожидать, ход куда плавнее.


Чтобы стать под погрузку, требовалось развернуться на небольшом песчаном
пятачке. И здесь машины показали неплохую маневренность. На «трехоске»
удалось выполнить задачу с одного захода, а на «четырехоске» – с двух. Правда,
при движении с «баранкой», вывернутой до упора, в рулевом механизме на обеих
машинах наблюдались несильные рывки.


Разгрузка проходила в темпе. Гидравлика Hyva поднимала кузов на максимальный
угол в 50 градусов буквально за 30 секунд. А быструю загрузку обеспечивал
Сaterpillar 950H, предоставленный компанией «Цеппелин
Украина». Благодаря 4-кубовому ковшу он заполнял кузов всего за 5 – 6 заходов
Облегчал его работу механизм высокого подъема ковша. И еще одно: машина
была в низкошумном варианте исполнения.

Эксплуатация – дело тонкое

В наше время автомобили становятся все удобнее для клиента, но при этом
все сложнее по конструкции. Активно развивается автомобильная электроника.
Эта технология первоначально хорошо была отработана на легковых машинах, а
теперь переходит и на грузовики. Так, на современных автомобилях Scania имеется
до 26 электронных блоков управления, каждый из которых – это фактически миникомпьютер.


Один из примеров – электронная система защиты сцепления
от износа. Даже если за руль сядет неумелый водитель и начнет сильно газовать
при полувыжатой педали сцепления, все равно «спалить» его не удастся. Ибо
в такой ситуации электроника, получив сигнал от датчика на педали, автоматически
ограничивает число оборотов двигателя и, соответственно, опасную величину
крутящего момента.


Еще пример. У самосвалов Scania стандартный блок управления двигателем подсчитывает
заодно и расход топлива, точнее, сколько его было впрыснуто через насос-форсунки.
Эти данные выводятся на дисплей. И что интересно, стереть их можно только
после введения определенного пин-кода. Таким образом, можно контролировать
расход топлива водителем и судить об эффективности его работы.


Подобные примеры можно продолжить, но вывод уже и так ясен – качественно
обслуживать и ремонтировать современные высокотехнологические автомобили своими
силами, по большому счету, невозможно.


И это касается не только сложной электроники. Новые технологии и материалы,
новые подходы проникают всюду. Взять, к примеру, такую, казалось бы, простую
вещь, как воздушный фильтр. На грузовиках Scania он, для обеспечения полной
герметичности и невозможности подсоса воздуха, насаживается необычайно плотно,
с применением специальной силиконовой смазки. И заменить его самому водителю
непросто. Не говоря уже о том, что купленная на стороне деталь может оказаться
искусной, но некачественной подделкой.


Иногда, если фильтр засорился, его продувают струей сжатого воздуха. Но,
опять же, делать это следует не при помощи стандартного гаражного компрессора,
который выдает давление в 4 – 5 атм., а специального, двухатмосферного. Иначе
начинку фильтра просто разорвет в клочья.


Возникает вопрос: так что же при такой привязке к сервису остается делать
владельцу автомобиля? Отвечаем: тщательно выполнять все инструкции по вождению
и эксплуатации, применять высококачественное топливо и особенно масла. Как
говорится, кашу маслом не испортишь.


Исследования, проведенные на украинских СТО Scania, дали интересный результат.
Оказывается, наименьший процент отказов наблюдается у машин, которыми владеют
рачительные водители-хозяева. Далее следуют фирмы, работающие по западному
образцу. И, наконец, в конце списка – автохозяйства,
где машины все еще эксплуатируют по-старинке, «по-советски». И разница в
числе отказов немалая – в 3 – 4 раза. Короче говоря, нужно очень любить
свою машину – и тогда она полюбит тебя.

 Мнение  

Владимир Магдич
Менеджер по развитию дилерской сети и оптовых продаж
компании «Скания
Украина»

Статистические исследования, проведенные на СТО Scania
в странах Восточной Европы, в том числе и в Украине, показали
удивительный результат. После появления на рынке в 2005
году автомобилей Scania новой серии R количество гарантийных
случаев сократилось в 3 –
4 раза! Это свидетельство высокой надежности наших машин,
что, несомненно, способствует росту их популярности.

Итоги прошлого года в Украине для нашей компании были
очень хорошие: прибыль увеличилась примерно на 30%. Нынешний
год начался очень стремительно – настоящий бум. В I квартале
продажи новых грузовиков Scania выросли в 3,7 раза. Я думаю,
что за первые 6 месяцев мы выполним весь наш годовой план
поставок.

 Scania
P380CB
Общие данные
Типсамосвал
Колесная формула6х48х4
Д/Ш/В, мм7465/2550/29668345/2550/2979
Колесная база, мм33002760
Грузоподъемность, кг2500033000
Полная масса, кг3900048000
Объем платформы, м куб.1618
Внутр. размеры кузова, Д/Ш/В, мм4900/2320/14006300/2300/1250
Макс. угол подъема кузова, град.50
Объем бака, л300
Двигатель
Типтурбодизель
МаркаDC1109 (Евро 3)
Расп. и к-во цил.R6/4
Рабочий объем, см куб.10600
Мощность, л. с./об/мин380/1900
Макс. кр. мом., Нм/об/мин1800/1100-1300
Трансмиссия
КП, марка/типGR905/мех., 8+1-ступ.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.завис.рессорн./завис. рессорн.
Тормоза передн./задн.бараб./бараб., с ABS
Шины
– передней оси/осей
– задних осей
385/65 R22.5
315/80 R22.5
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч85
Средний расход, л/100 км32 – 34
Стоимость ТО, грн.н. д.н. д.
Периодичность ТО, км2000020000
Гарантия1 год
Цена тест. авто., евро.141500 158700

Леонид Гоголев
Фото Юрия Гоголев