X

ГАЗ: Удар в девятку

ГАЗ-33104 «Валдай»

Испытать новый среднетоннажник ГАЗ-33104 «Валдай» мы хотели
уже давно, но все как-то не получалось: машин не хватало даже для российского
рынка. С этого года на все возрастающий спрос нижегородцы ответили увеличением
объемов производства, а соответственно, и поставок нового грузовика, в
том числе в Украину.

Автомобиль «Валдай» позиционируется
как веская альтернатива дизельному «газону» – «девятке» (ГАЗ-3309). Несмотря
на чуть меньшую грузоподъемность – до 4,0 т, он оснащен более комфортабельной
кабиной от «Газели» и имеет меньшую погрузочную высоту. В Украине машина впервые
засветилась еще на Киевском автосалоне SIA’2005, хотя первые ее поставки на
наш рынок начались только в прошлом году. Поэтому мы с радостью приняли приглашение
проверить, чем же хорош старший братец «Газели».

Снаружи

Что и говорить, «Валдай» очень похож на «Газель». Это
и немудрено, ведь кабина-то у них общая. Хотя, присмотревшись повнимательнее,
замечаешь, что сидит она повыше, да и вся машина как-то возмужала и «нарастила
мускулы». Появились более пухлые надкрылки, решетка радиатора в крупную клетку,
массивный бампер со вставками в цвет кузова. Последний, кстати, трехсекционный,
что облегчает и удешевляет его замену при повреждении.


Смотрим на машину в профиль. Поменялся размер «обуви»:
он теперь не 16-, а 17,5-дюймовый. Появились боковые противоподкатные брусья.
За ними с левой стороны спрятан топливный бак большего объема. Он такой же,
как и на «газоне» – 105-литровый. От него же перешла и бортовая платформа
увеличенного размера. По сравнению с «Газелью» она на 50 см длиннее, на 20
см шире и на 15 см выше. Впечатляет погрузочная высота – всего 98,5 см, что
почти на 40 см меньше «газоновской».

Внутри

Посадка в трехместную «газелевскую» кабину нареканий
не вызывает. Ее более высокое расположение компенсируется дополнительной нижней
ступенькой, широкой и очень удобной. Жалко, правда, что нет ручки на передней
стойке: водитель в этой ситуации смело может браться за рулевое колесо. В
отличие от руля «Газели», а тем более «газона», у этой баранки более пухлый
и удобный обод. Рулевая колонка не регулируется, хотя это и не сильно мешает.


Интерьер машины здорово оживляет двухцветная черно-серая окраска передней
панели и сидений. Конечно, качество пластика могло быть и получше, но зато
добросовестно подогнаны внутренние панели, ничего не скрипит и не отваливается.
У всех трех кресел развитая боковая поддержка и нескользкое, крупнозернистое
тканевое покрытие. Примечательно, что для улучшения обзорности через внутрисалонное
зеркало пассажирские сиденья оснащены пластиковыми подголовниками в виде рамок.


В кабине довольно просторно. Моторный тоннель практически не выступает, а
потому не мешает ногам центрального пассажира. Если бы не высокий рычаг-«кочерга» коробки
передач, то водитель мог бы запросто меняться местами с пассажирами, не выходя
из кабины.

На ходу

Минский турбодизель Д-245.7 (Евро 2) запел характерным тарахтящим «голоском»,
а к нему добавился громкий писк из-под капота. Оказывается, это сигнал о том,
что воздух еще не закачан в ресиверы тормозной системы – она на «Валдае» с
пневмоприводом. Небольшой рычаг «ручника» между сиденьями отпускаем коротким
и легким движением. Оказывается, он тоже с пневмоприводом. C него, кстати,
очень удобно трогаться в горку.


На пустом автомобиле запросто можно стартовать сразу со второй. Мотор в
117 «лошадок» начинает уверенно тянуть уже при 1000 об/мин, а максимальный
крутящий момент в 416 Нм достигается при 1500 об/мин. Заметный подхват наблюдается
вплоть до 2500-3000 об/мин. Передачи вверх переключаются довольно легко. Проблемы
возникли при переключениях вниз, начиная с четвертой. Оказывается, при переходе
вниз на рычаг нужно прикладывать большое усилие, по зигзагообразной траектории
попадая на нужную шестерню. Делать это нужно очень плавно, без рывков. При
этом досаждает довольно тугая и длинноходная педаль сцепления.


Оснащенный довольно мощной рессорной подвеской, автомобиль легко «проглатывает» ямы на наших дорогах. Уверенно передвигается
«Валдай» и на пересеченной местности, в частности, по полю. А вот на высокой
скорости в 80 – 90 км/ч машину начинает слегка водить. Приходится подруливать.
Делать это на «Валдае» оказалось непривычно: при ровных колесах ступица
руля была почему-то далека от горизонтального положения.


Тормоза, в отличие от ГАЗ-3309, на всех колесах дисковые, причем еще и с
ABS. В результате их эффективность намного выше.


Благодаря малооборотному рулю (от упора до упора 3,5 оборота) с гидроусилителем
и хорошему вывороту колес (45 градусов) радиус разворота не превышает 6 метров.
Одно «но» – не хватает двухсекционных наружных
зеркал, как на «Газели».


Вердикт таков: ГАЗ-33104 «Валдай» – хороший выбор для
тех, кто хочет возить столько же, сколько и на «газоне», но с комфортом и
маневренностью «Газели».


Итоги
Комфортабельная кабина
Хорошая маневренность
Малая погрузочная высота
Резвый, экономичный турбодизель
Мощные тормоза c ABS
Нечеткая работа КП при переключениях «вниз»
Отсутствие двухсекционных зеркал
Повышенный внутренний уровень шума и вибрации от двигателя

 ГАЗ-33104-318
«Валдай»
Общие данные
Типавтомобиль с бортовой платформой
Габариты, Д/Ш/В, мм6050/2185/2245
Колесная база, мм3310
Мест3
Грузоподъемность, кг3500
Полная масса, кг7400
Внутр. размеры кузова, Д/Ш/В, мм3500/2176/515
Радиус поворота, м6,0
Объем бака, л105
Двигатель
Тип/маркатурбодизель/ММЗ Д-245.7 (Евро 2)
Рабочий объем, см куб.4750
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/2
Мощность, л. с./об/мин117/2400
Макс. кр. момент, Нм/об/мин416/1500
Трансмиссия
Тип приводазадний
КП5-ступ. мех.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.завис., рессорн./завис., рессорн.
Тормоза передн./задн.диск./диск., с ABS
Шины215/75 R17.5
Эксплуатац. показатели
Макс. скорость, км/ч90
Средний расход, л/100 км15,0
Стоимость ТО, грн.800–1500
Периодичность ТО, км10000
Гарантия2 года или 50 тыс. км
Цена тестируемого автомобиля97650 грн.

Юрий Гоголев
Фото автора


Редакция благодарит корпорацию «АИС», эксклюзивного дистрибьютора Горьковского
автозавода в Украине, за предоставленный на тест автомобиль