X

IVECO: Тридцать на одного

Iveco EuroTrakker













В гамме продукции компании Iveco имеются и тяжелые
строительные самосвалы. Эти 4-осные машины полной массой 41 т и грузоподъемностью
шасси до 30 т недавно появились и в Украине. Нам предоставилась возможность
испытать их в деле.

Тест-драйв решено было
проводить непосредственно на месте работы самосвалов – на одном из участков
строительства нового автобана Киев – Одесса (226-й км), что возле поселка
Ладыженка Черкасской области. Дорога предстояла нелегкая – перерытая трасса,
густой туман, дождь… Однако профессиональное любопытство оказалось превыше
всего – и мы отправились в путь.

Взгляд снаружи

Высоко расположенная кабина имеет классический для машин данной марки
дизайн – с характерным рисунком решетки радиатора, ступенчатыми боковыми
окнами… Фары головного света находятся на небольшой высоте от земли и
интегрированы в мощный передний бампер. При этом они покрыты специальной
защитной сеткой.

Между тележками колес – массивные брусья боковой противоподкатной защиты.
С правой стороны за ними находится топливный бак с запираемой на ключ
горловину. В наших условиях это плюс. А вот расположенный с другой стороны
машины отсек для аккумуляторных батарей хорошо защищен от повреждений,
но вот от кражи…

Отличительная черта самосвала – новый кузов, изготовленный итальянской
фирмой Cantoni. Главное преимущество такого кузова – устанавливаемая за
доплату новая система обогрева. В отличие от применяемой ранее, тут продольные
полости, по которым поступают выхлопные газы, не расположены ровно под
полом, а частично заходят на борта. Благодаря этому груз не примерзает
даже по нижним углам платформы.

В кабине

Несмотря на то, что в кабину ведут три ступеньки, процесс посадки-высадки
проходит довольно быстро и легко.

Сиденье водителя очень эргономично. Оно на пневмоподвеске, притом его
высота, наклон спинки и подушки регулируется. Изменять положение кресла
можно и в продольном направлении. Кроме того, регулируются высота и угол
наклона рулевой колонки.

В холодное время очень кстати придется автономный подогреватель салона.
Хорошо подумана и система внутреннего освещения: помимо одного большого
плафона есть еще два поворотных – для водителя и пассажира.

Щиток приборов нареканий не вызвал: все показания читаются отлично. Интересно,
что некоторые приборы размещены в непривычных местах. Например, стрелочный
указатель уровня масла в двигателе находится у противосолнечного козырька.
Там же, над лобовым стеклом, но чуть правее расположены кнопки управления
электроприводом наружных зеркал.

Широкий моторный тоннель – довольно низкий, и его удобно использовать
в качестве походного столика, за которым можно пообедать. В кабине довольно
много вещевых отсеков: закрывающийся «бардачок» над лобовым стеклом (на
его привычном месте, с правой стороны приборной панели находится отсек
с предохранителями), емкие карманы в дверях и на задней стенке кабины…
Да и за сиденьями достаточно места: и домкрат войдет (для грузовика он,
кстати, размером с трехлитровую банку), и пара сумок. Очень удобно.

На ходу

Поворот ключа в замке – и тут же включаются многочисленные лампочки и
раздаются зуммеры. Почему-то сразу засветился указатель неисправности
тормозов. Нажав на соответствующую кнопку, мы отключили зуммер и проверили
тормоза. Они оказались в полном порядке, просто где-то отошел контакт.

Двигатель в машине прогрелся достаточно быстро, и мы отправились в путь.
В груженом состоянии очень хорошо показала себя рессорная подвеска машины,
четко отрабатывающая каждую неровность.

Управление самосвалом Iveco сродни управлению «легковушкой». Особенно
понравилась механическая коробка передач EcoSplit. Благодаря пневмоусилителю
включение передач происходит четко и легко. Работать небольшим рычагом
КПП – одно удовольствие: приятно лежит в руках, ход маленький…

Отлично продумана индикация включения пониженного ряда (т. е. первых
четырех передач) – на приборной панели загорается лампочка. А вот при
переходе на повышенный ряд к рычагу переключения передач приходится прилагать
значительные усилия. Всего передач 8, но, учитывая наличие специального
флажка-делителя, получается в два раза больше – 16.

Тяговые характеристики 12,9-литрового 440-сильного турбодизеля Cursor
13 впечатляют. В этом заслуга турбины с изменяемой геометрией. Длинный
ход педали акселератора позволяет легко и четко дозировать обороты, поддерживая
стрелку тахометра в наиболее экономичной «зеленой» зоне (1000 – 1400 об/мин).
Кстати, максимальный крутящий момент мотора – 2100 Нм – приходится на
самое начало «зеленки» – 1000 об/мин. Мощностные показатели двигателя
хорошо сочетаются с правильно подобранными передаточными числами в коробке
передач и двух задних ведущих мостах.

Нужно отметить хорошую шумоизоляцию кабины. Даже на повышенных оборотах
звук мотора позволяет спокойно, не напрягаясь, переговариваться с рядом
сидящим пассажиром.

Порадовала и обзорность с рабочего места водителя – большая площадь остекления
и немаленькие наружные зеркала позволяют полностью контролировать дорожную
обстановку.

Моторный тормоз имеет несколько режимов работы. Специальной клавишей
на центральной консоли его можно выключить, а можно сделать так, чтобы
он срабатывал при отпущенной педали акселератора или при нажатой педали
тормоза. Кроме того, на полу, у левой ноги водителя находится отдельная
педаль, с помощью которой можно включать горный тормоз, причем независимо
от выбранного ранее режима.

Наш самосвал был «обут» в «шоссейную» резину. Но мы испытывали его в
жестких условиях – и на раскисшем поле, и с выездом на террикон из щебня
и мелкого гравия. Правда, порожняком на этот террикон загнать машину так
и не удалось. Но в остальных случаях EuroTrakker демонстрировал неплохие
внедорожные качества. Если на поле кое-где и возникала пробуксовка колес,
на помощь приходила блокировка межосевого и межколесных дифференциалов.
И это позволяло выезжать на твердый грунт.

Конечно, обнаружили мы и небольшие недостатки. Прежде всего это касается
тросового механизма опускания «запаски». Съемный «кривой» рычаг, предназначенный
для этого, слишком короткий. Поэтому, работая им, легко поранить руку
о крыло колеса. А всего-то стоит удлинить рычаг на 250 – 300 мм. Кнопка
включения насоса ручной подкачки топливного фильтра расположена неудобно
– далеко под кузовом.

В ходе испытаний мы обратили внимание и на сложности замены лампочек
в фарах – для этого приходится поднимать кабину. Не остался незамеченным
и провисший трос защитной сдвижной шторы на кузове, а ведь машина – совсем
новая…

И все же автомобиль нам понравился. Среди основных его преимуществ нужно
отметить экономичность. Во время проведения теста мы получили очень скромную
цифру среднего расхода топлива – около 34 л на 100 км. А если принять
во внимание комфорт кабины и «чистый» мотор Евро 3, станет очевидно, что
самосвал Iveco EuroTrakker – хороший выбор для любого строителя.

Просторная комфортабельная кабина
Кузов с новой системой подогрева
Двигатель с изменяемой геометрией турбины
Четкость и легкость включения передач
Блокировка межосевых и межколесных дифференциалов
Затруднен доступ к кнопке включения насоса ручной
подкачки топливного фильтра
Трудоемкий процесс замены лампочек в фарах
Короткий рычаг механизма опускания «запаски»

 Iveco
EuroTrakker MP410Е44
Общие данные
Типсамосвал
Колесная формула8х4
Габариты, Д/Ш/В, мм8400х2500х3120
Радиус поворота, м8,55
Полная масса, кг41000
Грузоподъемность шасси, кг30000
Объем кузова, м куб.18
Объем бака, л350
Двигатель
МаркаСursor 13
Типтурбодиз.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R6/4
Рабочий объем, см куб.12883
Мощность, л. с./об/мин440/1500
Макс. кр. момент, Нм/об/мин2100/1000
Трансмиссия
КПП, типмех. 16-ст.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск./бараб.
Подвеска передняярессорн.
Подвеска задняярессорн.
Шины315/80 R22,5
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч85*
Средний расход, л/100 км34
Стоимость ТО, грн.н. д.
Периодичность ТО, моточас.800
Гарантия1 год без огр. пробега**
Цена тестируемого автомобиляоколо 100000 евро

 КОНКУРЕНТЫ

Mercedes-Benz Actros 4143
Renault
Kerax 420.40 dCi

Scania P124C8

Volvo FM12.420
Полная масса, кг41000400004650048000
Грузоподъемность, кг*н. д.292393200032900
Объем платформы, м куб.н. д.н. д.18 – 2117
Мотор, расп. цил./ объем, см куб.V6/11946R6/11122R6/11705R6/12130
Мощность, л. с./об/мин428/1800412/1900420/1900420/1500 – 1800
Макс. кр. момент, Нм/об/мин2000/10801870/10502000/1100-13002000/1050 – 1450

Дмитрий Пятак
Фото автора и Юрия Гоголева

Редакция благодарит компанию Ивеко Украина» и ООО «Дорстрой»
(Донецк) за помощь в проведении тест-драйва автомобиля