КАМАЗ: Экзамен на снегу
Сырая оттепель с ее грязью и слякотью тянулась, казалось, целую вечность… Но вот наконец-то подморозило и выпал снег – белый и чистый. Самое время для давно запланированного теста грузовика КамАЗ. |
Тенденция к увеличению
грузоподъемности строительных самосвалов ярко прослеживается на примере
автомобилей КамАЗ. Если раньше камские машины такого типа могли перевозить
только 7 т груза (КамАЗ-55102), то сегодня – до 20 т (КамАЗ-6520). Почти
троекратный прирост! В последнее время в Украине все большее распространение
получают 15-тонники КамАЗ-65115.
В 2003 году у нас было реализовано около полусотни этих автомобилей.
Так что же это за машина?
Снаружи
КамАЗ-65115 – строительный самосвал с традиционной разгрузкой на заднюю
сторону. От предшественников машина отличалась высоким кузовом с закрывающимся
задним бортом, а также более округлой кабиной. Если внимательно присмотреться,
замечаешь высокие угловые дефлекторы на кабине, люк посередине ее крыши
и плафоны «габаритов» по краям, да фары, перекочевавшие в бампер. Изменилось
и обозначение марки: аббревиатура КамАЗ на передней панели теперь пишется
латинскими буквами – KAMAZ (намек на усиление экспортной актив- ности
предприятия) и состоит не из отдельных букв, а изготовлена в виде цельной
таблички, переместившейся на решетку радиатора. Помимо противоподкатных
брусьев, устанавливаемых сзади, у самосвалов, продаваемых в Украине, имеются
и боковые – в межколесном пространстве (согласно условиям сертификации
на нашем рынке).
Откинув две защелки, можно легко поднять переднюю панель кабины, фиксируя
ее обычным упором. Хотя заглядывать туда особой нужды нет – расширительный
бачок системы охлаждения, маслозаливная горловина и масляный щуп расположены
за кабиной и имеют свободный доступ. Под передней панелью находится автономный
жидкостный отопитель ПЖД (подогреватель жидкостный двигателя) российского
производства. Раньше КамАЗы комплектовались отопителями Webasto, но сейчас
они встречаются на машинах достаточно редко. Впрочем, по заказу на автомобиль
могут установить импортный отопитель.
КамАЗ-65115 оснащен «камазовским» 8-цилиндровым V-образным дизелем 740.11-240
с двумя турбинами (по одной на правый и левый ряды цилиндров). Рабочий
объем мотора составляет 10,85 л, а мощность – 240 л. с. Двигатель проверен
временем и доведен, его надежность повысилась, а ресурс на заводе оценивают
в 500 тыс. км. Кроме того, мотор стал экологически более чистым и соответствует
требованиям Евро 1.
Чтобы добраться к силовому агрегату, приходится откидывать кабину. Делается
это просто и очень быстро: нужно лишь с двух сторон снять кабину с фиксаторов,
затем нажать на защелку и потянуть кабину вверх за ручку, закрепленную
на крыле. На все уходят считанные секунды.
Слева на передней стенке кузова расположены противооткатные башмаки,
а справа прикручено запасное колесо, снабженное поворотной дугой и тросовой
лебедкой. Благодаря этому поменять колесо можно очень быстро. Но по этой
же причине отлучаться от машины надолго не стоит – злоумышленникам хватит
нескольких минут, чтобы завладеть достаточно дорогой «запаской». Практически
не защищены от хищения и аккумуляторы, спрятанные под пластиковым кожухом,
те же самые башмаки, да и горловина бензобака не снабжена замком…
Внутри
Благодаря двум ступенькам и поручням с обеих сторон дверного проема доступ
в кабину достаточно удобен. Высота, продольное направление и угол наклона
спинки водительского сиденья регулируются. А вот рулевая колонка не регулируется
ни по высоте, ни по наклону. Да здесь это и невозможно – подвинуть или
наклонить руль просто не позволила бы слишком большая «баранка», диаметр
которой не мешало бы, на наш взгляд, уменьшить раза в полтора. Ведь самосвал
оснащен достаточно мощным и надежным гидроусилителем. Панель приборов
– стандартная «камазовская». Немного непривычен лишь таймер автономного
отопителя, стоящий по центру торпедо и позволяющий запрограммировать прогрев
двигателя в заранее выставленное время.
Перед каждым из трех сидений размещены большие солнцезащитные козырьки,
а по центру крыши – люк с дефлекторами. Над ветровым стеклом расположен
дополнительный «бардачок», а также ниши для двух динамиков, магнитолы
и радиостанции. Под правым откидным пассажирским сиденьем находится большой
инструментальный ящик, а за его откидной спинкой – сумка. Здесь имеется
внушительный набор шоферского инструмента, включающий большую и малую
сумки с 24 предметами, монтировки, колесный ключ, домкрат, две противотуманные
фары, два боковых («бордюрных») зеркала, огнетушитель, футляр аптечки
и два шланга: воздушный и топливоперекачивающий.
На ходу
Двигатель заводится и работает нормально. При необходимости холостые
обороты можно увеличить при помощи рукоятки ручного газа, расположенной
за рычагом КПП. Передачи переключаются достаточно четко, руль вращается
очень легко, педали – не очень тугие и в меру информативны.
У самосвала усиленное шасси – все-таки полная масса машины составляет
без малого 25 тонн. Машина имеет два ведущих моста и в зависимости от
условий эксплуатации может комплектоваться «тихоходной» главной передачей
с передаточным отношением 7,22 или «скоростной» – с передаточным отношением
5,43.
Так как тест проводился зимой, нам в полной мере удалось испытать проходимость
автомобиля. Сначала машина забуксовала даже на не очень крутом грунтовом
ухабистом подъеме, покрытом глубоким снегом. Но стоило перевести ручку
блокировки межосевого дифференциала в положение «скользкая дорога», как
машина стала значительно увереннее цепляться за дорогу. Но вскоре колеса
снова забуксовали. Пришлось нажать на кнопки блокировки межколесных дифференциалов
среднего и заднего мостов. В кабине раздался надоедливый звук зуммера,
напоминающего о том, что все дифференциалы заблокированы, зато проходимость
стала просто великолепной.
А вот поднять кузов нам удалось не сразу: для этого нужно зафиксировать
три кнопки. Впрочем, после этих нехитрых манипуляций кузов, приподнявшись
от силы на десяток сантиметров, дальше так и не пошел. Мы поначалу погрешили
на нехватку масла в системе гидроподъемника, но все оказалось гораздо
проще. Как выяснилось позже, чтобы поднять кузов, следовало просто сильнее
надавить на кнопки (что нам позже и продемонстрировали). И это тоже плюс:
случайное нажатие на одну или даже несколько кнопок не приведет к несанкционированному
подъему кузова.
С помощью кнопки можно включить и обогрев кузова. При этом пневмоклапан
откроет заслонку и горячие выхлопные газы пройдут по коробчатому сечению
кузова.
А вот работа «горного» тормоза впечатления не произвела. На достаточно
крутом спуске нажали на кнопку его включения, расположенную на полу перед
рулевой колонкой, но замедления не последовало… Не очень удобно размещен,
на наш взгляд, и рычаг ручного тормоза – он слишком отодвинут назад и
находится за рычагом КПП, на уровне спинок сидений.
Но в целом машина нам понравилась. Оценили мы и неожиданно высокую комфортность
водительского сиденья, проявившуюся на тряской проселочной дороге.
Отрадно, что на «КамАЗе» смогли существенно улучшить грузовик, повысить
эффективность его работы и эргономичность, притом это не существенно повлияло
на цену. На наш взгляд, КамАЗ-65115 – далеко не худший вариант для тех,
кто хочет купит 15-тонный самосвал, руководствуясь хорошо известным соотношением
цена/качество.
|
|
КамАЗ-65115 |
|
КОНКУРЕНТЫ
МАЗ-551603-023 |
КрАЗ-6510 |
|