КАМАЗ: Оружие аграриев
Недавно нам удалось провести тест двух разных самосвалов-зерновозов КАМАЗ c украинскими кузовами (производственные ресурсы АХ «АВТЕК»). В отличие от чисто камских «сельхозников» у новинок ряд немаловажных технологических преимуществ.
Недавно нам удалось провести тест двух разных самосвалов-зерновозов КАМАЗ c украинскими кузовами (производственные ресурсы АХ «АВТЕК»). В отличие от чисто камских «сельхозников» у новинок ряд немаловажных технологических преимуществ.
Первая машина создана на большегрузном шасси КАМАЗ-6520 (6х4) и может перевозить до 20 т. Интересно, что сам Камский автозавод предлагает это шасси только под строительные самосвалы, бетоносмесители и автокраны. Теперь же в качестве «сельхозника» машина получила кузов повышенного объема – 26 кубометров, изготовленный на предприятии «Зернотранс» (Донецкая обл.). Вторая новинка выполнена на шасси КАМАЗ-53229 (6х4). Самосвальный кузов для нее изготовлен на Карловском механическом заводе, что в Полтавской обл. В результате грузоподъемность машины увеличилась с 10 до 14 т, а вместимость платформы – с 15 до 17 м куб.
Снаружи и внутри
Платформа самосвала КАМАЗ-6520 уже знакома нашим читателям по ранее испытанному зерновозу на базе Ford Cargo (см. «КА» № 9’2009). Она оснащена высокими рифлеными бортами и гидравликой известной марки Hyva. Для удешевления конструкции кузов может разгружаться только в правую сторону, хотя в корме на всякий случай есть распашные створки. Кстати, на задней стенке платформы имеется удобная откидная площадка с раскладывающейся лесенкой – для доступа к креплениям тентованной крыши.
КАМАЗ-53229 имеет двустороннюю разгрузку. Кузов его изготовлен по традиционной для камских сельхозсамосвалов схеме – с бортами из двух горизонтальных половинок. Борта выполнены из более толстых, чем на камских собратьях, профилей – толщина металла возросла с 2,5 до 3,0 мм. В отличие от модели 6520 платформу поднимает уже не два, а один гидроцилиндр – российского производства.
Оба самосвала внешне отличаются не только кузовами. На КАМАЗ-6520 применена более современная кабина: бампер имеет аэродинамическую «юбку», противотуманные фары и к тому же окрашен в цвет кабины. Кроме того, здесь шире крылья и более удобные подножки. КАМАЗ-6520 оснащен дополнительными наружными зеркалами с правой стороны: широкоугольным и «бордюрным».
Есть отличия и в интерьере. Кабина КАМАЗ-6520 – двухместная, а у модели 53229 – с дополнительным третьим сиденьем. Все кресла – с подголовниками (у модели 53229) и ремнями безопасности. Водительское сиденье в обоих случаях имеет только две регулировки: продольного направления и угла наклона спинки. На «шестьдесят пять двадцать» установлен иной щиток приборов с более крупным спидометром и тахометром, циферблат которого – с экономичной зеленой зоной.
На ходу
Ходовые испытания обещали быть интересными: ведь самосвалы отличались не только кузовами и кабинами, но и двигателями и коробками передач. Так, модель КАМАЗ-6520 оснащена камским турбодизелем мощностью 320 л. с. и 16-ступенчатой КП марки ZF. Другая машина укомплектована 240-сильным двигателем и «родной» 10-ступенчатой коробкой передач.
Начинаем тест с КАМАЗ-6520. На асфальте незагруженный автомобиль спокойно можно «трогать» с пятой передачи. Мотор вытягивает сполна. Работать коробкой – одно удовольствие: передачи включаются четко, быстро срабатывает и делитель. Одно «но»: ход рычага из «нейтрали» вперед великоват, поэтому приходится наклоняться, что не совсем удобно при частом переключении в городе.
Руль хотя и многооборотный (от упора до упора пять с лишним оборотов), но довольно информативный. Гидроусилитель отменно справляется со своей задачей. Не разочаровал и педальный узел: сцепление берет в самом верху, педаль довольно легкая, несмотря на длинный ход. Удобен и напольный газ. А вот тормоз очень чуткий – даже при несильном нажатии грузовик клюет носом.
Самосвал КАМАЗ-53229 тоже понравился. А вот посадка-высадка оказалась не очень удобной: из-за высоко расположенной подножки с одной ступенькой приходится сильно задирать ногу.
Несмотря на меньшую мощность двигателя, автомобиль довольно резвый. Старая добрая 10-ступенчатая коробка передач не слишком уступает западноевропейскому 16-ступенчатому аналогу. Конечно, на трассе так и хочется переключиться еще на пару передач вверх… Ан нет! Зато на проселочной дороге и просто по полю такая трансмиссия очень подходит. Включил делителем нижний ряд – и вперед: трогайся со второй, а там третья, четвертая, пятая… Тут запутаться невозможно. Меньший самосвал при торможении уже не клевал носом, как 6520: туговатая педаль позволяет точно дозировать замедление автомобиля.
Уровень шума в кабинах автомобилей вполне сносный даже на повышенных оборотах. В машине 53229 обзорность могла бы быть и получше: там нет дополнительных наружных зеркал.
Кузова самосвалов поднимаются всего за 15–20 секунд. Жаль, что в 6520-м кузов опрокидывается лишь вправо.
Сельхозники КАМАЗ произвели хорошее впечатление. Легкие в управлении, с емкими кузовами, простые в обслуживании, они – хорошие помощники аграриям. Пока шасси под самосвалы поставляются со склада автомобильного холдинга «АВТЕК» по докризисной цене.
Итоги
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
| КАМАЗ-6520 | КАМАЗ-53229 |
Общие данные | ||
Тип | сельскохозяйственный самосвал | |
Колесная формула | 6х4 | |
Клиренс, мм | 285 | 294 |
Д/Ш/В, мм | 6100/2500/2970 | 5400/2500/3280 |
Колесная база, мм | 3600+1440 | 3690+1320 |
Грузоподъемность, кг | 20 000 | 14 000 |
Полная масса, кг | 32 500 | 25 000 |
Полезный объем кузова, м куб. | 26 | 17 |
Радиус разворота, м | 9,3 | 10,0 |
Объем бака, л | 350 | 250 |
Двигатель | ||
Тип/марка | КАМАЗ-740.51 (Евро 2) | КАМАЗ-740.31 (Евро 2) |
Рабочий объем, см куб. | 11 760 | 10 850 |
Расп. и к-во цил. | V8/2 | V8/2 |
Мощность, л. с./об/мин | 320/2200 | 240/2600 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 1255/1300–1500 | 912/1100–1500 |
Трансмиссия | ||
КП, тип/марка | 16-ст. мех., ZF | 10-ст. мех., КАМАЗ |
Ходовая часть | ||
Подвеска передн./задн. | завис., рессорн./завис., рессорн. | |
Тормоза передн./задн. | бараб./бараб. | |
Шины | 12.00 R20 | 11.00 R20 |
Эксплуатационные показатели | ||
Макс. скорость, км/ч | 90 | 80 |
Cредний расход, л/100 км | 39 | 36 |
Периодичность ТО, км | 5500 | 5500 |
Стоимость ТО, грн. | 3000 | 3000 |
Гарантия, лет/км | 1/45000 | 1/45000 |
Цена тестируемых автомобилей, грн. (на 23.11.09) | 490 000 | 375 000 |