ЛАЗ: На этаже с половинкой
В августе прошлого года Львовский автобусный завод презентовал новую туристическую модель «НеоЛАЗ». Недавно нам посчастливилось протестировать полутораэтажный флагман марки, проехав на нем более 700 км. |
Разрабатывать полутораэтажный
туристический автобус на «ЛАЗе» начали еще в начале 90-х гг. прошлого
столетия. Были даже изготовлены две пробные машины ЛАЗ-5208. Однако на
этом все остановилось. Для предприятия настали нелегкие времена – выпуск
продукции сократился в несколько раз. Сегодня проект возродили, всего
за 8 месяцев сконструировав абсолютно новый автобус – «высокопалубник»
«НеоЛАЗ» (ЛАЗ-52081).
Скажем сразу: приставка «нео» в названии модели обозначает «новый» и
никакого отношения к фирме Neoplan и объединению NEOMAN (Neoplan + MAN)
не имеет.
Первое знакомство
После первого взгляда на «НеоЛАЗ» задаешься вопросом: «А действительно
ли это машина отечественного автопрома?». По правде говоря, если убрать
с носовой части эмблему «ЛАЗа» (букву Л в кружочке), автобус вполне можно
перепутать с новейшими моделями ведущих зарубежных производителей. Дизайнеры
поработали на славу. Большая площадь остекления, ниспадающая передняя
часть крыши, центральные стойки с отрицательным углом наклона, интегрированный
передний бампер, сверхмодные круглые мини-«глазки» фары… Все это кардинально
отличает «высокопалубник» от прежних автобусов ЛАЗ (подробнее о конструкции
автобуса читайте в «КА» №10’ 2003).
Удивило отменное качество сборки: все панели подогнаны очень плотно,
с минимальными зазорами. На бортах с обеих сторон замечаем большое количество
всевозможных отсеков, включая багажные, у которых крышки сдвигаются вверх
и удерживаются в поднятом состоянии газонаполненными стойками. Очень удобно!
Правда, все отсеки, включая лючок заливной горловины бензобака, запираются
индивидуальными ключами, которых в комплекте с машиной идет огромное множество.
Сразу же разобрать, где какой ключ, непросто. Особое внимание привлек
невентилируемый аккумуляторный отсек, что само по себе небезопасно.
Не забыли и о защите от непрошеных «гостей»: наш автобус был укомплектован
центральным замком с дистанционным управлением. Поэтому, выходя из машины,
например, на заправке, брелок всегда нужно держать при себе, поскольку
двери могут самостоятельно закрыться. Кстати, люк горловины топливного
бака имеет определенный алгоритм работы – открыть его можно только при
закрытой двери машины.
Все наружные замочные скважины, несмотря на наличие специальных шторок,
сверху еще прикрыты капроновыми крышками, которые без специального приспособления
или плоской отвертки снять довольно сложно.
Внутри
Посадка-высадка в автобус осуществляется через переднюю или среднюю боковые
сдвижные двери. Вход и выход облегчают довольно низкие ступеньки. За доплату
пневмоподвеска колес оснащается системой «kneeling», позволяющей автобусу
приседать на остановках.
Водительское сиденье оснащено множеством регулировок. Удобное рулевое
колесо приятно и надежно лежит в руках. У рулевой колонки регулируется
только угол наклона (регулировка высоты – опция). На приборной панели
привлекает внимание рычаг-«джойстик» переключения передач, установленный
на специальном приливе.
Основной салон несколько возвышается над местом водителя, так что пассажиры
смогут любоваться пейзажами через большое лобовое стекло. Всего в салоне
51 кресло.
Сиденья – немецкой фирмы Vogel. Угол наклона спинки сидений регулируется,
к тому же крайние от прохода кресла можно двигать в поперечном направлении,
изменяя расстояние между местами в своем ряду. Кроме того, сиденья оборудуются
откидными подлокотниками, подножками и столиками, а также 2-точечными
ремнями безопасности. А вот то, что кресла довольно густо расположены
друг за другом, нам не понравилось. Стоит переднему пассажиру немного
откинуть спинку, как она упрется в колени его соседа сзади, причем даже
если он среднего роста. Думается, уместнее будет заказывать автобус с
меньшим числом мест.
Теперь о приятном. К услугам пассажиров – видиосистема с двумя телевизорами,
мини-бар, биотуалет, кондиционер Webasto и телефон.
Перед стартом
Стихия туристического автобуса – отнюдь не городские улицы, а бесконечная
лента шоссе. Поэтому проводить ходовые испытания «НеоЛАЗа» было решено
в дальней дороге по маршруту Днепропетровск – Запорожье – Киев. При этом
большую часть пути пришлось проехать в ночное время, под мокрым снегом
и по гололеду.
Быстро и удобно устроившись в водительском кресле, вставляем ключ в
замок зажигания. В течение нескольких секунд осуществляется диагностика
всех жизненно важных систем автобуса, о чем свидетельствует яркая гирлянда
разнообразных лампочек. Между циферблатами спидометра и тахометра ярко-желтым
светом вспыхивает дисплей бортового компьютера. Один минус – все надписи
на немецком языке, поэтому тем, чьи познания в нем ограничиваются «айн»,
«цвай», «драй», поначалу будет непросто.
Щелчок стартера практически неуловим – двигатель заработал. Странно,
но даже при пуске холодного мотора из выхлопной трубы не идет черный дым.
И это понятно: двигатель соответствует Евро 3! Дождаться полного прогрева
двигателя на стоянке практически нереально – настолько высок КПД в системе
подачи топлива. Словом, несколько минут работы на чуть повышенных оборотах
– пока пополнится запас воздуха в ресиверах, и можно сниматься со стояночного
тормоза (чуть не написал «с якоря» – так цепко он удерживает машину).
В движении
В первую очередь внимание привлекают непривычно маленькие педали, как
в легковом автомобиле. Акселератор не имеет механической связи с мотором
– он электронный, и работать им удобно и легко. Педаль тормоза позволяет
легко дозировать степень замедления: достаточно простого прикосновения
к ней. В экстренных ситуациях помогут антиблокировочная и антипробуксовочная
системы – ABS и ASR соответственно.
Работать рычагом-«джойстиком» КПП очень понравилось. У последней тросовый
привод, с регулируемыми по длине боуденами. Механическая 6-ступенчатая
коробка отличается высокой избирательностью: «попадать» в передачу очень
легко.
Хороша и обзорность с водительского места. Мы без проблем передвигались
по ночной трассе и в оживленном городе. Большие нависшие, словно усы насекомого,
наружные зеркала позволяли отлично ориентироваться в плотном трафике.
К тому же «НеоЛАЗ» очень маневренный. Радиус поворота в 12 м позволяет
крутиться буквально на месте.
Динамика разгона впечатляет – только успевай переключаться на высшую
передачу. 410-сильный турбодизель Mercedes-Benz быстро доводит стрелку
спидометра до отметки 100 км/час, после чего срабатывает электронный ограничитель.
Понравилась и пневмоподвеска колес (спереди – независимая). Плавность
хода отменная, что особенно ценно на наших колдобинах. При этом автобус
отлично держит дорогу на высокой скорости: свою роль здесь, по-видимому,
сыграл очень жесткий кузов на пространственной раме. Машина прекрасно
слушается руля даже на гололеде.
В заключение скажем, что львовский «высокопалубник» нам пришелся по
душе. «НеоЛАЗ» – действительно современный безопасный, комфортный и экологически
чистый лайнер, на котором можно выезжать и в страны Западной Европы.
|
|
«НеоЛАЗ» (ЛАЗ-5208 ML) |
|
КОНКУРЕНТЫ
Mercedes-Benz Tourismo |
|
Neoplan Tourliner |
|
Sсania Irizar Century 12.35 |
|
Setra Comfort Class S415 GT-HD |
|