Scania R-серии: Серебристый бриллиант
У нас уже стало хорошей традицией тестировать «Международные грузовики года». На этот раз мы примеряли на себя International Truck of the Year 2010 – новый магистральный тягач Scania R-серии, который нынешней весной вышел на украинский рынок.
У нас уже стало хорошей традицией тестировать «Международные грузовики года». На этот раз мы примеряли на себя International Truck of the Year 2010 – новый магистральный тягач Scania R-серии, который нынешней весной вышел на украинский рынок.
К испытаниям любой новой машины подходишь с желанием побольше о ней узнать в ходе знакомства. Однако при встрече с автомобилем, получившим высокое звание «Грузовик года», всегда испытываешь особо трепетные чувства. Это как свидание с коронованной особой. Тем более в данном случае: ведь грузовые машины Scania часто именуют «королевами дорог». Нам предстояла сложная задача – вынести собственный вердикт, сопоставив личные впечатления с высокой оценкой жюри авторитетнейшего европейского конкурса.
Снаружи
На фирме решили кардинально не менять удачный дизайн прежней модели R, а лишь освежить «макияж». Первое, что привлекает внимание, – решетка радиатора с более крупными, изогнутыми по краям отверстиями. Это решение не только эстетическое, но и практическое – увеличивается приток воздуха к радиатору, что очень важно для достижения двигателем высоких экологических стандартов, в том числе грядущих Евро 6. Решетка радиатора теперь выполнена не из матово-серого пластика, а из блестящего, цвета «серебристый бриллиант». Венчает решетку увеличенный логотип марки Scania. Изменениям подверглась и форма бампера, ставшая более рельефной. Над лобовым стеклом отныне устанавливаются светодиодные габаритные огни. Хоть головная оптика не изменилась, однако теперь в непогоду она будет более чистой – щеточки-дворники уступили место форсункам высокого давления.
Глядя на тягач в профиль, сразу же замечаешь новый, более высокий боковой спойлер, который входит в стандартную комплектацию. Он улучшает аэродинамику автомобиля и позволяет экономить до 1,5% топлива. За левым спойлером примостился более емкий топливный бак из алюминия, вмещающий 700 л. Более того, можно заказать машину с 1000-литровым топливным резервуаром, но в этом случае отсек с аккумуляторами размещается в задней части рамы.
Внутри
Интерьер машины претерпел существенные изменения. В кабине теперь намного больше различных вещевых отсеков, расширилась цветовая гамма, повысился уровень комфорта в спальном отсеке… Однако обо всем по порядку.
На тест нам предоставили машину со средней высотой кабины – Highline. Но когда попадаешь внутрь, возникает ощущение, что в кабине стало как-то просторнее, чем в прежней. Самое интересное, что внутренние размеры кабины не изменились. Все дело в визуальном эффекте – здесь новая, песочная окраска внутренних панелей и обивки. На выбор предлагаются четыре цветовые гаммы интерьера: «темный гранит» или «темный песок» – черный или коричневый верх/серый низ, а также «светлый гранит» или «светлый песок» – коричневый или черный верх/песочный низ. Наша машина была светло-песочная, с кожаными креслами, украшенными велюровыми вставками, и со светлыми напольными ковриками. На наш взгляд, в осенне-весеннюю распутицу светлая окраска – не самое практичное решение. Хотя все зависит от чистоплотности каждого конкретного водителя.
Приборная панель, как и раньше, развернута к водителю, что делает все кнопки и рычажки легко досягаемыми. Это фирменная «фишка» грузовиков Scania. Щиток приборов получил циферблаты с улучшенной графикой. Особенно это касается тахометра со светодиодной зеленой зоной. Появился новый дисплей борткомпьютера. Тестируемый автомобиль укомплектован и новой магнитолой размера 2DIN – cо встроенной навигационной системой и большим цветным экраном.
Важное дизайнерское изменение – перед невысоким моторным тоннелем появился центральный вещевой отсек: помимо полочек и подстаканников, здесь впервые на магистральном тягаче предусмотрен выдвижной ящик под бумаги А4. В нашей машине справа на этом отсеке установлена еще и кофеварка. Водителям понравятся и увеличенные карманы в дверях: теперь сюда входит по две двухлитровые бутылки.
Спальный отсек отличается самой просторной в классе нижней полкой – ее ширина составляет 900 мм. Новый матрац – с ортопедическим эффектом: внутри установлены т. н. нишевые пружины. Каждая зашита в свой тканевый мешок и независимо от другой может подстраиваться под лежащего. А вот на верхней полке, на наш взгляд, тесновато, да и с доступом туда не все продумано: нет ни упоров для ног, ни поручней.
На ходу
Наша «королева дорог» была укомплектована 12-литровым турбодизелем в 420 л. с. Двигатель оснащен системой очистки выхлопных газов SCR-AdBlue и отвечает экологическим нормам Евро 5. Жалко, что из-за плохого качества солярки в Украину не поставляются машины с 13-литровыми агрегатами (с впрыском сверхвысокого давления XPI и системой рециркуляции выхлопных газов EGR). Они тоже отвечают нормам Евро 5, но уже без AdBlue.
Коробка передач – 12-ступенчатая, причем с автоматизированной системой переключения Opticruise нового поколения. Главное преимущество – отсутствие педали сцепления, которую раньше необходимо было выжимать при трогании с места. И еще одно: в отличие от конкурентов сцепление здесь имеет не электропневматический привод, а электрогидравлический. Этим достигается высокая точность управления штоком, кроме того, работа коробки не зависит от давления в ресиверах.
С ненагруженным полуприцепом грузовик спокойно трогается на 4-й передаче. Дальше происходит автоматическое переключение вверх – правда, с секундной задержкой при сбросе газа. Конечно, чтобы ускорить процесс, можно использовать kickdown, но при этом пострадает экономичность. Есть еще один способ повлиять на процесс переключения передач – включить ручной режим. Для этого необходимо нажать кнопку в торце правого подрулевого переключателя и перемещать его на себя/от себя.
В полностью автоматическом режиме коробка «заточена» на экономию топлива, а посему передачи переключаются в начале зеленой зоны (1100 об/мин). Однако для большей раскрутки мотора, например, при преодолении подъемов, предусмотрен режим Power («мощность»). Есть и еще один автоматический режим – Manueuring «маневрирование», который позволяет очень точно дозировать подачу топлива при рулежке на небольших скоростях.
Нижняя полка с новым ортопедическим матрацем – самая широкая в классе. | На верхней полке тесновато и доступ к ней не продуман: нет поручней и упора для ног. |
После остановки на подъеме мы спокойно тронулись с места без малейшего отката назад. Дело в том, что наша машина оснащается системой Hill Hold, которая в течение 4 секунд автоматически удерживает колеса после отпускания педали тормоза.
Теперь самое время поговорить о новаторской системе поддержки водителя – Scania Driver Support, которая позволяет экономить до 10% топлива. Она устанавливается на все машины R-cерии, если они оснащены коробкой Opticruise или ретардером. Впервые на серийных грузовиках электроника не просто информирует водителя о параметрах езды (скорости, расходе топлива и др.), но и в режиме реального времени оценивает его действия (см. ниже).
Система следит за четырьмя параметрами вождения: ездой по холмистой местности, торможением, дистанцией и выбором передач. Скажем, при подъеме в гору обороты не должны быть слишком высокими, равно как и при спуске. При замедлении поощряется торможение ретардером или двигателем, и только при крайней необходимости – рабочими тормозами. Кстати, наша машина была оснащена 5-ступенчатым ретардером, позволяющим очень точно замедлить машину. Если водитель не соблюдает безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, то ему в транспортном потоке приходится часто притормаживать и ускоряться. Система фиксирует это и выдает на экран рекомендацию увеличить дистанцию. Наконец, правильность выбора той или иной передачи (в ручном режиме Opticruise) система определяет по числу оборотов двигателя. Таким образом, в процессе управления машиной на дисплей борткомпьютера выводится оценка действий водителя: за эталон берется 100% или пять звездочек, и чем меньший показатель, тем хуже подготовлен водитель. Может выводиться и словесная команда на русском языке: например, «переключитесь на передачу вверх» или «выключите ретардер».
Подводя итоги, отметим, что новая Scania R-серии – это не просто модернизация хорошо известной модели, а новый уровень экономичности и комфорта. Грузовик Scania вполне заслуженно получил звание International Truck of the Year 2010. Показательно, что это уже четвертая победа фирмы за 20 лет.
Итоги
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Scania R420 | |
Общие данные | |
Тип | cедельный тягач |
Колесная формула | 4х2 |
Д/Ш/В, мм | 5933/2550/3950 |
Колесная база, мм | 3700 |
Мест в кабине | 2 |
Полн. масса автомобиля, кг | 18000 |
Полн. масса автопоезда, кг | 38000 (44000 технич.) |
Объем бака, л |
700 + 500 |
Двигатель | |
Марка/тип | DС1215/турбодиз. (Евро 5) |
Рабочий объем, см куб. | 11700 |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R6/4 |
Мощность, л. с./об/мин | 420/1800 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 2100/1100–1400 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП, тип/марка | 12-ст. мех. с авт. перекл. Opticruise |
Ходовая часть | |
Подвеска передн./задн. | завис. рессорн./завис. пневм. |
Тормоза передн./задн. | диск./диск. |
Шины | 315/70 R22.5 |
Эксплуатационные показатели | |
Макс. скорость, км/ч | 85 (с ограничителем) |
Средний расход, л/100 км | 28–31 |
Периодичность ТО, км | 60000 |
Стоимость ТО, грн. | 5000–10000 |
Гарантия, лет/км | 2 года без огран. пробега |
Цена, евро | 112 700 |