X

Setra TopClass 400: Двое из Ульма

В нынешнем году начинается серийное производство новых автобусов марки Setra – семейства TopClass 400. В апреле группа европейских автожурналистов впервые получила возможность провести тест-драйв этих машин в районе немецкого города Ульм, где они производятся.

В нынешнем году начинается серийное производство новых автобусов марки Setra – семейства TopClass 400. В апреле группа европейских автожурналистов впервые получила возможность провести тест-драйв этих машин в районе немецкого города Ульм, где они производятся.

В нынешнем году начинается серийное производство новых автобусов марки Setra – семейства TopClass 400. В апреле группа европейских автожурналистов впервые получила возможность провести тест-драйв этих машин в районе немецкого города Ульм, где они производятся.

Втоповую «семейку» водит шесть моделей, похожих друг на друга, как близнецы. Самые младшенькие – два двухосных «высокопалубника», 10-метровый S411HD и 12-метровый S415HD. Далее по старшинству следуют три машины с особо высокой палубой – суперхайдекеры, причем все трехосные: S415HDН, S416HDН и S417HDН. Длина их, соответственно, 12, 13 и 14 м. А возглавляет эту «семейную команду» флагман марки – двухэтажный и, понятно, тоже трехосный S431DТ длиной 13,9 м.

«Высокопалубник» S416HDH длиной 14 метров пробирается по улочкам города.
Флагман новой эскадры TopClass – двухэтажный S431DT отправляется в «плавание».

Снаружи и внутри

При первом взгляде на новые машины сразу возник недоуменный вопрос: почему они как две капли воды похожи на своих предшественников? Ответ представителя фирмы был таким. В 2001 году автобусы Setra получили принципиально новую, оригинальную внешность. Машина серии TopClass 400 удостоилась престижного титула Coach of the Year'2002 («Туристический автобус 2002 года»). Жюри конкурса тогда отметило выдающийся дизайн, в котором гармонично сочетались эстетически совершенная форма и функциональность И сегодня «лицо» автобуса все еще свежо и привлекательно. Поэтому менять что-либо в экстерьере, за исключением мелочей, пока не имеет смысла – ни в эстетическом, ни, тем более, в экономическом плане. Все новшества– не снаружи, а внутри.

Обзорность – прекрасная. Руль отличается немецкой точностью.
Кресло водителя – на пневмоподвеске, с полным «джентльменским набором» всевозможных регулировок.

И действительно, «внутренний мир» машины преобразился. Прежде всего, резко улучшилась активная и пассивная безопасность. Переднюю часть машины удлинили. В итоге на 14 см увеличилось «жизненное пространство» перед водителем, а перед сидящим рядом гидом – на 7 см. Кроме того, в переднюю часть кузова интегрирована мощная энергопоглощающая структура. Оба этих элемента являются частью новой системы безопасности FCG (Front Collision Guard – «Защита от лобового столкновения»).

Впрочем, вещи, улучшающие безопасность, но уже не пассивную, а активную, имеются и снаружи машины. Как только водитель включает указатель поворота на скорости ниже 40 км/ч, сразу загораются «противотуманки», которые освещают боковое пространство.

Вернемся, однако, к «начинке» автобусов. Важнейшая новинка здесь – двигатели Mercedes-Benz повышенной мощности. У самой компактной машины – S411HD рядная «шестерка» развивает 408 л. с., а у моделей покрупнее – 428 или 456 л. с. Флагман же марки оснащается в стандарте дизелем V8 мощностью 503 л. с. Все двигатели отвечают стандартам Евро 4, а по заказу могут быть поставлены моторы уровня Евро 5.

В салоне автобуса S416HDH – шикарные кожаные кресла. Шаг сидений отвечает 4-звездочной норме.
Удобный вход в суперхайдекер обеспечивают поручни и ступени, помеченные для особо невнимательных желтым цветом.

Еще одна новация – автоматизированная 8-ступенчатая КП PowerShift, которая по заказу может быть установлена вместо 12-скоростной стандартной ZF AS-Tronic.

На ходу

Стартовали журналисты прямо от офисного центра Setra в Ульме. Затем пробирались на крупногабаритных автобусах по узким улицам города, довольно-таки загруженных транспортом. Далее выезжали на узкую «двухполоску», тоже с интенсивным движением. И только через некоторое время наконец-то выбирались на широкий автобан, где можно было отвести душу.

На тест были предоставлены шесть машин – вся гамма от мала до велика. Но поездить на всех как следует, увы, не было времени. Обкатать удалось только две.

Обновленное рабочее место водителя. Многофункциональный руль, а справа, в «бороде» – навигационная система и тахограф.
Щиток приборов – новый. На дисплее высвечиваются запас топлива и AdBlue, указатель включенной передачи, скорость и т. п.

Для начала мне достался суперхайдекер S416HDН. Кресло водителя расположено здесь довольно высоко, но посадка в машину через переднюю дверь оказалась легкой – руки как бы сами находили поручни, установленные в точно просчитанных местах. Само рабочее место водителя оказалось удобным и просторным, над головой много воздуха.

Вторым моим подопечным стал флагман марки – S411DT. В этом даблдекере кресло водителя расположено значительно ниже, чем в «высокопалубнике». Да и места над головой поменьше – как-никак сверху нависает второй этаж. Зато посадка-высадка, как и для пассажиров первого этажа, куда проще.

Багажный отсек у S416HDH – двухэтажный, с полкой посередине. Общий объем впечатляет – 8,3 м куб.
На втором этаже даблдекера светло и просторно.

Буквально с первых метров поездки оценил хорошую обзорность у обеих машин. Правда, чуть-чуть не хватало зеркала переднего габарита. А маневренность превзошла все ожидания. Длинные машины легко вписывались в самые крутые повороты, словно автобусы малого класса. Такая верткость, несомненно, заслуга третьей, не ведущей, но поворотной оси.

На трассе обе машины демонстрировали отличную динамику и легко выходили на крейсерскую скорость в 100 км/ч. При этом стрелка тахометра даже не доходила до середины зеленой экономичной зоны, останавливаясь в районе 1200 об/мин. Стартовал «двухэтажник» резвее, чем «высокопалубник» – сказывалось преимущество в мощности. Но на трассе эта разница уже не ощущалась.

На обоих автобусах установлена автоматизированная 12-ступенчатая коробка AS-Tronic фирмы ZF. В целом она работала четко и мягко. Но после выхода из крутого поворота на малой скорости, когда нужно было резко нажимать на акселератор, «автомат» показал себя задумчивым и разгон проходил вяло. И здесь уместно переходить на ручной режим управления.

Двигатель OM457LA развивает завидную мощность – 468 л. с.
Бак под аммиачный заменитель AdBlue – характерный атрибут двигателя Евро 5.

Руль, легкий при маневрировании, на скорости словно наливался приятной тяжестью, но в обоих случаях работал с немецкой точностью. Педаль газа чуткая и послушная, а вот тормозная показалась какой-то жесткой.При въезде на автобан и съезде с него приходилось соблюдать особую осторожность. Ибо крутые повороты здесь сочетались с наклоном, а автобусы, особенно двухэтажные, имеют приличную высоту. Как говорится, тише едешь, дальше будешь!Электроника на страже

В обоих автобусах – полный набор электронных систем, обеспечивающих активную безопасность. Разумеется, это широко известные ABS, ASR, EBS, ESP, Brake Assist и др. Но с некоторыми мне пришлось столкнуться впервые.

На одном из виражей колесо автобуса коснулось белой линии разметки. И тут сиденье водителя буквально затряслось: сработала система Lane Assistance. Она оснащена радаром, который следит за расстоянием до линии разметки и в случае наезда на нее предупреждает водителя таким вот оригинальным способом. При этом вибрировать будет правая или левая часть сиденья – в зависимости от того, с какой стороны автобус наехал на линию.

При повороте «противотуманки» автоматически включаютcя и освещают тот или иной край дороги. Между ними – «запаска» с удобным доступом.
Третья ось – управляемая и, кроме того, с независимой подвеской – впервые в Европе.

Со второй системой я столкнулся, когда захотел выжать из автобуса максимальную скорость на автобане. Чтобы перехитрить ограничитель, разгон следовало проводить на длинном спуске. Но система DBL (Сontinuous Braking Limiter) стала ненавязчиво притормаживать машину, и я так и не смог преодолеть дозволенный лимит в 100 км/ч.

По трассе впереди, примерно с нашей скоростью, двигался небольшой развозной фургон. Самое время включить систему контроля за дистанцией – ART. Что и было сделано. С некоторой опаской убираю ногу с педали газа, но нет, все нормально. Наш автобус идет за машиной как привязанный, строго соблюдая предписанную законом дистанцию – 50 м при 100 км/ч. Вдруг фургон довольно резко сбавил скорость. Расстояние между нами начинает сокращаться. Но тормозить не пришлось, ибо опасное сближение прекратилось. Просто чем меньше скорость, тем короче дистанция.

И вот тест подошел к концу. Плавно подъезжаю к зданию офиса. Именно плавно, потому что обе машины отличаются удивительной плавностью хода. Этому, несомненно, способствуют пневморессоры с тщательно подобранными характеристиками. Не последнюю роль играет и то, что подвеска третьей, неведущей оси сделана независимой, – кстати, впервые в Европе.

Остался жив

Ксчастью, это снимок не с нашего тест-драйва! Мы сфотографировали опытный образец автобуса Setra TopClass 400 в заводском музее, куда машина совсем недавно попала после официальных испытаний на безопасность. Как видим, столкновение со стенкой не прошло бесследно. Но самое главное: энергию удара эффективно поглотила интегрированная рама безопасности. А кресло водителя, смонтированное на подрамнике, отъехало назад. В результате перед манекеном сохранилось достаточное пространство, и он «остался жив».


Резюме

Высокий уровень безопасности
Отличная динамика
Хорошая маневренность
Высококомфортабельный салон
Увеличенный объем багажных отсеков
Недостаточно информативная педаль тормоза
Задумчивый в работе «автомат»
Отсутствие зеркала переднего габарита

Setra TopClass 400
 
S416HDH
S431DT
Общие данные
Тип
туристический автобус
 
Габариты, Д/Ш/В, мм
13190/2550/3860
13890/2550/4000
Колесная база, мм
6250
6700+1350
Мест (4 звезды)
50
78
Полная масса, кг
24000
26000
Ширина прохода, мм
460*
460*
Объем багаж. отсеков, м куб.
16,3
8,4
Радиус разворота, м
10,65
11,38
Объем бака, л
– топливного
– для AdBlue
565
62
560
56
Двигатель
Тип/марка
турбодиз./ОM457LA (Eвро 5)
турбодиз./ОM502LA (Eвро 5)
Рабочий объем, см куб.
11967
15930
Расп. и к­во цил./кл. на цил.
R6/4
V8/4
Мощность, л. с.
456
503
Макс. кр. момент, Нм/об/мин. Нм
2200/1100
2300/1080
Трансмиссия
Тип привода
задний
КП, марка/тип
ZF AS­Tronic/12­cт. авт.
Ходовая часть
Подвеска, передн./задн.
пневм. незав./пневм. зав. (на 3­й оси – незав.)
Тормоза передн./задн.
диск./диск., Brake Assist
Шины
315/80R22.5
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч
100 (с огранич.)
 
Средний расход, л/100 км
н. д.
н. д.
Цена тестируемого автобуса, грн.
н. д.
н. д.

Киев – Ульм – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора и Setra

Редакция благодарит ОАО «АвтоКапитал» за помощь в организации поездки