УРАЛ: Русский размер
Полноприводные грузовики из Миасса известны многим, в том числе и военным. С распадом СССР их поставки к нам практически прекратились. Но недавно автомобили марки «Урал» снова появились на украинском рынке. Мы решили протестировать вахтовый автомобиль на 30 мест «Урал-3255-01». |
Внешность
По габаритным размерам самую большую «вахтовку» «Урал-3255-01» можно
сравнить разве что с «КрАЗом». Машина выполнена на удлиненном шасси «Урал-4320-2951-31»
(6х6) с колесной базой 4, 55 м (у стандартного шасси – 3,52 м). В результате
получился эдакий монстр длиной 10,37 и высотой 3,57 м!
Первое, на что мы обратили внимание при осмотре машины, – удлиненный
капот. Это свидетельствовало о том, что под ним находится V-образная «восьмерка»
ЯМЗ – машины с капотом обычной длины комплектуются ярославскими 6-цилиндровыми
агрегатами.
Если раньше у уральских вездеходов под передними крыльями были фары головного
освещения, то теперь здесь стоят круглые пластиковые заглушки. Оптика
переместилась ниже, непосредственно в передний бампер. Это сделано для
улучшения безопасности в темное время: низко расположенные фары не так
слепят водителей встречных машин.
Кстати, сам бампер стал массивнее. Такому не страшны любые преграды.
На бампере сделаны удобные рифленые площадки для ног – в результате доступ
к подкапотному пространству стал легче. Элементы бампера – разборные,
на болтах. А вот крылья, решетка радиатора и боковины капота теперь сварные,
поэтому заменить их будет не так просто, как раньше, когда они тоже крепились
болтами.
Интерьер трехместной кабины не претерпел изменений – она такая же, как
и на первых полноприводных машинах «Урал-375» образца 1961 года, оснащенных
бензиновым мотором. Небольшое лобовое стекло из двух половинок с небольшими
окошками по бокам, двери с проштамповкой в виде молнии – все говорит об
этом.
Теперь о фургоне-«вахтовке» длиной 6,5 м. Его делают непосредственно
на Уральском автозаводе. Смотрится вполне современно: большая площадь
остекления, широкие двери – спереди и сзади.
В кабине
Посадку в кабину, равно как и высадку, легкой не назовешь. Ее пол находится
почти в 1,3 м от земли. До подножки – около 80 см. Правда, имеется дополнительная,
гибкая подножка, подвешенная на тросиках. Конечно, о препятствие ее не
обломаешь, но ставить ногу на такие «качели» – неприятно. Хотя все дело
привычки. Зато удобные ручки на задней стенке кабины прикручены уже
намертво.
Интерьер по-армейскому спартанский. Тут мало что изменилось с советских
времен: те же щиток приборов, рулевое колесо, рычаги трансмиссии, педали,
сиденья… Помимо привычных циферблатов спидометра и тахометра, одно из
главных мест на щитке приборов занимает большой круглый манометр, показывающий
давление в шинах. Все правильно, наша машина, как и все «Уралы», была
оснащена системой регулирования давлениях в шинах.
Руль довольно большой, с тонким ободом, без каких-либо регулировок.
Зато у сиденья водителя целых их четыре. Однако если в продольном направлении
сиденье можно установить быстро и легко – достаточно потянуть за небольшую
рукоятку, то другие регулировки (угла наклона спинки, наклона и высоты
подушки) задействовать сложнее: нужно откручивать шайбы и крутить довольно
тугую ручку. Пассажирская двухместная «скамейка» оказалась без каких-либо
регулировок, зато под ней предусмотрен небольшой отсек под необходимый
инструмент или другие небольшие вещи.
На передней панели расположены компактный перчаточный ящик и отсек с
предохранителями. Есть и ручка-поручень, за которую может держаться крайний
пассажир. В отличие от машин ранних выпусков, она не жестко прикручена,
а крепится на резиновых подушках. С одной стороны, это хорошо – повышается
травмобезопасность, а с другой – плохо, так как рука лишена фиксированной
точки опоры. На передней стойке крыши, справа находится устройство для
переговоров с пассажирами в кузове-фургоне. Очень удобно!
В фургоне
Когда мы открыли переднюю высокую дверь фургона, встал вопрос: как забраться
вовнутрь? Привычной подножки не было. Однако, присмотревшись, мы ее все-таки
обнаружили. Оказывается, она откидывается на входные ступеньки, которые
во время движения находятся за закрытой дверью и потому не покрываются
грязью и снегом. Верхняя часть средней ступеньки, как выяснилось позднее,
сделана съемной – под ней находится автономный отопитель салона. Кстати,
обогревать фургон можно еще двумя способами. Во-первых, от системы охлаждения
двигателя через специальные трубопроводы, во-вторых, от двух электрических
радиаторов, расположенных под креслами левого ряда. Сразу за дверью, с
обеих сторон размещены поручни, которые под нагрузкой почему-то болтались.
В салоне 28 вполне комфортабельных кресел – по два с каждой стороны
центрального прохода. Интересно, что эти «пары» расставлены в шахматном
порядке, что должно облегчить посадку/высадку. Они обиты приятной на ощупь
тканью, а высота подголовников регулируется. Добавим, что вдоль бортов
проложены металлические полозья, которые имеют отверстия с шагом примерно
20 см: сиденья каждого из рядов (но только по два) можно переставлять
вперед-назад, а при необходимости и вовсе снимать, используя освободившуюся
площадь под багаж или спецоборудование.
На потолке – восемь плафонов: у них имеются индивидуальные выключатели,
а также один общий, на передней стенке фургона. Кстати, на этой же стенке
расположено большое окно, через которое видно водительскую кабину. Над
окном – устройство, позволяющее переговариваться с водителем и пассажирами
в кабине, и огнетушитель. Кстати, возле окон размещены и компактные молоточки
из штампованной стали, предназначенные для разбития окон в случае аварии.
В потолке – большой аварийный люк (прим. 800х400 мм). В передней и задней
частях салона есть еще по одному потолочному люку, но уже поменьше, для
вентиляции. Предусмотрена и дверь аварийного выхода – в самом конце салона.
На ходу
Мотор заводится довольно легко. Шум двигателя сидящим в кабине совсем
не досаждает: слышен лишь легкий гул. Вибрации тоже не доставляют неудобства.
Обидно, что на нашей машине топливная аппаратура не была нормально отрегулирована,
из-за чего мотор на малых оборотах работал с перебоями. Однако это устранимо.
Рычаг коробки передач расположен довольно далеко от водителя. Учитывая,
что передачи включаются туговато, водитель «Урала» должен быть хорошо
подготовлен физически. А вот избирательность на высоте: перепутать передачу
практически невозможно даже неопытному водителю.
Рулевое управление оснащено гидроусилителем, однако вращать довольно
большую «баранку» с тонким ободом нелегко. Особенно это чувствуется при
парковке и маневрировании в плотном городском потоке.
Отдельных слов заслуживает педальный узел. Педаль акселератора очень
тугая, поэтому весьма кстати, по крайней мере, на бездорожье, пришлась
рукоятка ручного газа. Потянул рычажок – и убирай ногу с газа. Еще одна
деталь: на педали газа, с правой стороны имеется направляющий бортик –
нога с нее уже не соскользнет. Педаль тормоза, наоборот, слишком нежная.
Слегка надавил – и машина благодаря мощному пневмоусилителю останавливается
как вкопанная. Педаль сцепления тоже не назовешь игрушечной: выжимать
ее надо всей ступней, при этом водителя вдавливает в спинку сиденья.
В опасной близости к педали сцепления расположена напольная кнопка моторного
тормоза, перекрывающая подачу топлива: чуть не рассчитал – и при выжиме
педали сцепления включится тормоз – мотор глохнет, причем в самый неподходящий
момент. Интересно, что «Урал» оборудован и еще одним моторным тормозом,
перекрывающим подачу выхлопных газов. Эффективность торможения зависит
от того, насколько сильно вытянут расположенный на приборной панели рычажок.
Если до конца – двигатель попросту глушится. А что касается колесных тормозов,
то на нашем «Урале» они были уже с системой ABS!
Езда по городу на длинной и широкой «вахтовке» осложняется недостаточной
обзорностью. Удлиненный капот ограничивает видимость дороги впереди автомобиля,
не улучшает ее и вынесенный на правое крыло большой воздушный фильтр.
В наружные зеркала видно только край фургона, а вот зона вокруг колес
и колея, по которой движешься, не просматриваются. Сюда бы поставить дополнительные,
более панорамные зеркала и линзу Эйля… Ситуация наверняка бы изменилась.
Поэтому быстро направляемся на пересеченную местность – в родную стихию
«Урала». Клиренс в 360 мм под картерами мостов, мощная рессорная подвеска,
неотключаемый полный привод и «зубастые» шины позволяют смело штурмовать
ямы и косогоры. Мы без проблем заехали в небольшое озеро, благо глубина
преодолеваемого брода у машины – 70 см. Это по паспорту. А реально, благодаря
высоко вынесенному воздушному фильтру и генератору можно забираться и
поглубже, только в этом случае вода будет просачиваться в кабину и салон
фургона. Так что нужна дополнительная герметизация.
Вообще, засадить машину в нашей местности практически невозможно. Другое
дело бескрайние леса и топи Сибири или нешуточные пески…. Хотя и в этом
случае автомобиль встретит преграды во всеоружии. Как-никак имеется 2-ступенчатая
раздаточная коробка с пониженным рядом, блокируемый межосевой дифференциал…
При движении по мягкому грунту пригодится система изменения давления в
шинах. Плохо только, что последняя без изменений позаимствована у прежних
«Уралов», со многими ее конструкторскими недостатками. Так, для подкачки
или, наоборот, спуска давления в шинах необходимо выйти из автомобиля
и специальным ключом-четырехгранником повернуть соответствующий вентиль
на каждом колесе. И только потом уже залезть в кабину и задействовать
тумблер. Прямо скажем, неудобно.
Мощности 240-сильного ярославского мотора вполне хватает, чтобы уверенно
двигаться по холмам и оврагам на машине полной массой 14,5 т. Только вот
больно «прожорливый» агрегат: при скорости 40 км/ч расход составляет около
30 л, а при 60 км/ч – 36 л. И это по дорогам с твердым покрытием. А на
пересеченной местности «аппетит» может возрастать до 50 – 60 л на 100
км! Неудивительно, что машина стандартно комплектуется 300-литровым баком,
а по заказу еще и резервным – на 60 л.
В заключение скажем, что вездеход «Урал» нам понравился. Несмотря на
некоторые конструкторские огрехи и качество изготовления отдельных элементов,
это незаменимый грузовик для тяжелого бездорожья и сложных условий эксплуатации,
в том числе климатических. При этом вахтовый автомобиль – только одно
из многочисленных предназначений машины. Ее можно смело рекомендовать
МЧС, военным, а также как шасси для самосвала и другой различной спецтехники.
|
|
«Урал-3255-01» |
|