VOLVO: Шведский дубль
В июне компания Volvo Trucks сделала выстрел дуплетом: провела презентацию сразу двух новых серий грузовиков – FL и FE. Причем их демонстрация была дополнена основательным тест-драйвом для журналистов. |
Сегодня на европейском
автомобильном рынке идет жесткая конкурентная борьба в сегменте грузовиков
полной массой 12 – 26 т. Эти автомобили широко применяют для развозных
работ, в строительстве и коммунальных службах (мусоровозы, пожарные машины
и т. д.). Обе новинки от Volvo будут бороться за победу в разных, хотя
и в соседних весовых категориях. Полная масса автомобилей семейства FL
составляет 12–18 т, а FE – 18–26 т. При этом второе из них – совершенно
новое и является как бы переходным мостиком между легким FL и более тяжелым
FM.
Секреты подземелья
До самого недавнего времени Volvo Trucks держала информацию об этих новых
машинах в строжайшей тайне. Публикация фотографий категорически запрещалась.
И не случайно компания решила открыть свой топ-секрет в не совсем обычном
месте: презентация грузовиков Volvo FL и FE была проведена… на одной из
шведских военных баз.
Проехав с километр по ее территории, мы высадились из автобуса возле
тоннеля, у входа в который стоял гусеничный двухзвенный транспортер, кстати,
марки Volvo. В глубине просматривались громадные массивные ворота, через
которые можно вкатить не то что автомобиль, но и средних размеров самолет.
Здесь же, у ворот, показали короткий фильм: группа не то спелеологов,
не то разведчиков пробирается по длинным подземным ходам в поисках чего-то…
И тут ворота раскрылись, и мы вошли в подземелье, став как бы соучастниками
только что показанного действа. В туманном полумраке, рассекаемом слабыми
лучами фонарей, мы двигались под сводами огромного коридора. Пройдя по
нему метров двести, очутились в тесноватом зале, от которого отходили
боковые тоннели.
Погас свет, и в глубине тоннелей началось какое-то движение: мелькали
и исчезали огоньки автомобилей. Машины постепенно приближались, и наконец
в свете фар и прожекторов перед нами предстали два новых грузовика Volvo
– FL и FE.
Похожие, но разные
Внешне автомобили семейств FL и FE довольно похожи, что неудивительно,
поскольку на них установлена унифицированная кабина. Кстати, почти такая
же применяется и на Renault Premium. Главная разница в том, что у грузовиков
Volvo она дополнительно усилена, дабы соответствовать наиболее жестким,
шведским требованиям безопасности на случай столкновения. Ну и, конечно,
у шведов свое фирменное «лицо»: решетка с диагональным молдингом, вертикальные
фары, бампер иной формы и т. д.
Кроме обычной, «дневной» кабины (Day Cab), предлагается и «комфортабельная»
(Comfort) – с удлиненной задней частью, имеющей откидное спальное место.
Правда, чтобы воспользоваться им, нужно сильно наклонить спинки сидений
вперед. Кроме того, грузовики FL могут комплектоваться двухрядной кабиной
для перевозки рабочих бригад (Crew Cab), а FE – полноценной «спальной»
(Sleeper Cab).
У грузовиков FL и FE много общего и в механической части. На всех установлен
новый, 7-литровый турбодизель D7E, который изготавливается в Германии
на заводе Deutz. Это рядная «шестерка» с системой впрыска Common Rail,
четырьмя клапанами на цилиндр и одним верхним распредвалом. На грузовиках
FL двигатель развивает 240 или 280 л. с., а на FЕ возможна и версия в
320 л. с. В любом случае все эти силовые установки соответствуют нормам
Евро 4 или Евро 5. Правда, на экспорт за пределы Европы запланирована
поставка и модификации Евро 3.
Коробки передач – трех типов. Две из них механические, фирмы ZF: 6-
и 9-ступенчатая, последняя – двухдиапазонная. Применяется также 6-ступенчатый
«автомат» Allison. Все три коробки с «овердрайвом»: передаточные числа
высшей передачи (а у «автомата» – двух последних) составляют меньше единицы.
Это позволяет экономить топливо при движении по хорошей дороге.
Автомобили FL выпускаются с колесной формулой 4х2, а FE – еще и в трехосных
вариантах (6х2 или 6х4). На ведущих мостах применяются либо классическая
главная передача, либо редукторы в ступицах колес. Блокировка дифференциала
входит в стандартное оборудование. Выбор подвески остается за потребителем.
Она может быть или рессорная, или полностью пневматическая, или, наконец,
смешанная: спереди – рессоры, сзади – воздушные баллоны.
И в заключение – принципиально важная, новаторская особенность шасси
обоих семейств: они подготовлены для самостоятельного монтажа кузова-надстройки
выполняемого потребителем. Их оборудуют кронштейнами, отверстиями для
установки буксирного прибора и противоподкатными брусьями. Все электрические
и электронные системы автомобиля уже на заводе приспособлены для подсоединения
к системам надстройки.
Полигон
Фирменный полигон Volvo, расположенный недалеко от Гетеборга, – это несколько
причудливо изогнутых трасс, проложенных среди живописных холмов и деревьев.
Здесь есть и подъемы, и спуски, и очень крутые повороты, и прямой как
стрела скоростной участок. Обочины у крутых изгибов дороги уставлены стандартными
пластиковыми фишками, дабы сразу было видно, кто и где не вписался в поворот.
Вот по этому полигону мы и поездили вволю после презентации. И это были
не беззаботные журналистские покатульки, а серьезная и увлекательная работа.
Знакомство с новым Volvo началось с посадки. Самое первое впечатление
– удобная, низко расположенная и глубокая подножка. Затем – дверь, гостеприимно
распахнувшаяся на 90 градусов. И в ее проеме – длинный вертикальный поручень,
мимо которого не может проскочить даже самая невнимательная рука.
Оказавшись на рабочем месте водителя, сразу замечаешь, насколько легко
подгонять под себя кресло. Удобна регулировка руля, снабженная пневмоприводом.
Единственное, что после нажатия на фиксатор какую-то секунду надо выждать,
пока колонка закрепится в выбранном положении.
Буквально с первых метров после старта начинался довольно крутой подъем,
и хотя машины были не пустые, а загруженные на 50 процентов, все они быстро
набирали скорость. Особенно тяговитым оказался 320-сильный мотор у FE
с высоким крутящим моментом в широком диапазоне оборотов. В паре с двигателем
работала 9-ступенчатая коробка ZF, и всю трассу удалось пройти на передачах
верхнего ряда, ни разу не щелкнув флажком на рычаге. А на скоростной прямой
машина играючи выходила на дозволенный суровой электроникой предел в 90
км/ч.
Нельзя не обратить внимание и на низкий уровень шума в кабине. В этом
преимущество не только хорошей акустической изоляции, но и конструкции
самого двигателя.
Что касается трансмиссии, то передачи переключались неожиданно легко:
как оказалось, КП оборудована новым сервоусилителем. Благодаря тросовому
приводу никаких вибраций на рычаге не ощущалось.
На извилистой трассе полигона все машины показали неплохую маневренность,
чему немало способствовал большой выворот передних колес, составляющий
50 градусов. Из трехосных машин самым маневренным оказался фургон с колесной
формулой 6х2 и с задней поворотной осью. Высокую эффективность на сложном
маршруте показали и тормоза – дисковые на всех колесах, спереди – вентилируемые.
В качестве стандартного оборудования на всех машинах имелась электронная
система тормозов – EBS. А в качестве опции некоторые машины были оснащены
и системой стабилизации ESP.
Нельзя не отметить и хорошую обзорность, которую обеспечивал целый набор
зеркал, в том числе правое зеркало бокового габарита, в котором хорошо
видно, как колеса вписываются в каждый изгиб дороги. А вот окно в нижней
части правой дверки в условиях полигона особой пользы не приносило.
В общей сложности мне довелось поездить на шести машинах – трех FL и
трех FE. У них были различные двигатели, колесные формулы и надстройки.
Но впечатление от них осталось одно – несомненно, Volvo Trucks сделал
удачный дубль.
|
|
Модификации нового двигателя Volvo D7E |
|