X

Ford Focus ST: Электрический апельсин

Словно в память об украинских событиях годичной давности, Франция встречает нас «помаранчевим» цветом. Нет, хозяин «Формулы-1» Бэрни Экклстоун не отдавал распоряжения украсить флагами в нашу честь принадлежащий ему автодром Paul Ricard. Оказывается, «цвет революции» непосредственно связан с новым детищем отделения Ford Team RS. А именно новый Ford Focus ST был целью нашего путешествия.

Словно в память об украинских событиях годичной давности, Франция встречает нас «помаранчевим» цветом. Нет, хозяин «Формулы-1» Бэрни Экклстоун не отдавал распоряжения украсить флагами в нашу честь принадлежащий ему автодром Paul Ricard. Оказывается, «цвет революции» непосредственно связан с новым детищем отделения Ford Team RS. А именно новый Ford Focus ST был целью нашего путешествия.

Словно в память об украинских событиях годичной давности, Франция встречает нас «помаранчевим» цветом. Нет, хозяин «Формулы-1» Бэрни Экклстоун не отдавал распоряжения украсить флагами в нашу честь принадлежащий ему автодром Paul Ricard. Оказывается, «цвет революции» непосредственно связан с новым детищем отделения Ford Team RS. А именно новый Ford Focus ST был целью нашего путешествия.

Новенькие Ford Focus ST ждали нас в обустроенном под презентацию ангаре частного аэродрома в южном французском городе Ле Кастеле. Знакомство с самым мощным дорожным «Фокусом» нам предстояло начать с дорог общего пользования, а не с гоночного трека. Техническое оснащение и комплектация «эс-ти» одинаковые, можно было выбирать только цвет кузова. Один оказался до боли знакомым…

Фокус с цветами

Основным цветом для презентации «заряженных» версий Focus ST (Sports Technologies) «фордовцы» выбрали ярко-оранжевый Electric Orange. Он действительно великолепно «играет» в солнечных лучах. Эффект глубины и искристости достигнут благодаря четырехслойной покраске. Для этого на заводе Ford в Саарлуи (Германия), где собирают Focus ST, даже установили специальное оборудование. Такой оттенок хорошо подчеркивает, насколько «горяч» автомобиль. Хотя все равно шила в мешке не утаишь – боевой характер машины полностью отражен в ее внешности.

Приземистый спортсмен

Широкими низкопрофильными покрышками, надетыми на фирменные 18-дюймовые диски, Ford Focus ST уверенно упирается в асфальт. Благодаря таким серьезным «каткам», уменьшенному на 15 мм дорожному просвету и аэродинамическому обвесу «эс-ти» словно припадает к земле.

Агрессивные бамперы – передний с огромным воздухозаборником, задний с двумя хромированными трубами выхлопной системы, оригинальные накладки на пороги и большущий спойлер подчеркивают, что перед нами автомобиль с немалым спортивным потенциалом. Но помимо этих атрибутов, роднящих Focus ST с настоящими «гонщиками», есть что-то еще, что отличает его от обычной версии… Вот оно! Основная (верхняя) решетка радиатора также уникальна – она выше и уже, чем на других модификациях. А ячейки цвета графита сделаны в виде треугольников – даже в мелочах Focus ST оригинален.

На рынок «эс-ти» выходит с кузовами 3- и 5-дверный хэтчбек. И хотя для знакомства были предложены только трехдверные версии, вряд ли кто-нибудь из собравшихся журналистов переживал по этому поводу. Покажите мне того, кто готов пересесть на второй ряд сидений (даже если они, как и передние, изготовлены Recaro) с водительского места!

Спортивные кресла надежно обхватывают тело валиками боковой поддержки. Регулировок множество, включая изменение поясничного подпора и угла наклона подушки. Правда, даже при моем среднем росте ощущается, что посадка высоковата – хотя я выбрал самое низкое положение. Безусловно, в таком случае выигрывает обзорность при маневрировании в стесненных условиях, но высокий водитель может испытывать определенный дискомфорт. Также ему может не понравиться, что у пухлой трехспицевой «баранки» регулируется только высота. Ведь правильная, а также низкая посадка позволяет лучше чувствовать машину, а значит, быстрее и точнее реагировать на изменения в ее поведении, что особенно актуально для спортивного автомобиля. Такое расположение сидений и руля продиктовано мерами безопасности – подушки должны срабатывать наиболее эффективно.

Спортивный характер

С поворотом ключа зажигания из выхлопных труб вырывается низкий сочный рокот. Такое впечатление, что настройке звука выхлопа уделили особое внимание. Это провокация! Теперь даже при спокойной езде хочется подгазовывать, чтобы услышать его вновь. Я сказал «спокойной езде»? В Ford Focus ST о ней забываешь мгновенно!

Отклики мотора на перемещение дроссельной заслонки быстрые и точные. А «полка» максимального крутящего момента 320 Нм начинается уже с 1600 об/мин и длится до 4000 об/мин. Посредством 6-ступенчатой механической КПП он целиком передается на передние колеса. Коротким, по-спортивному точным и выверенным перемещением рычага заставляю стрелку тахометра оставаться в зоне максимальной отдачи двигателя. В момент интенсивного разгона на мокрой дороге при переключении ведущие колеса легко сорвать в короткую пробуксовку. При попадании в лужу рывок колес хорошо ощущается на руле. Покрышки размерностью 225/40 R18 (а других для «эс-ти» не предусмотрено) не успевают эффективно выдавить воду из пятна контакта, и чувствуется, как автомобиль всплывает.

На автобане мы чуть-чуть недотянули до максимальных 241 км/ч. Помешал полицейский патруль, «пыхтевший» в среднем ряду с положенной скоростью, а разбираться с местными «гаишниками» не было ни времени, ни желания. Тем более, мы знали, что на следующий день нас ждет гоночный трек Paul Ricard. Вот где можно будет отвести душу. Ведь трасса известна тем, что все ловушки в ней асфальтовые! Если раскрутит и выбросит за внешний радиус, будет возможность спокойно вернуться «в гонку».

Однако «улетать» Focus ST не спешит! Широкие низкопрофильные шины и жесткая подвеска отлично держат машину на высоких скоростях и в виражах. Как днем раньше «слепые» повороты горного серпантина, так и коварные «эски» гоночного трека авто проходит легко, уверенно и точно. В критических ситуациях система стабилизации ESP мягко подстраховывает и помогает удержаться на траектории.

Отключаю электронику. Ford Focus ST продолжает вести себя прогнозируемо, но управляется намного интереснее. Потенциал подвески настолько велик, что позволяет ездить агрессивно и в спортивном стиле без помощи электроники.

В повороте машину можно довернуть внутрь и протащить бочком. Под сброс газа «эс-ти» уходит в занос, который корректируется газом и рулем. Под правой ногой в любой момент есть хороший запас тяги. Чувствительный руль с хорошим реактивным усилием обеспечивает отличную обратную связь. Электрогидравлический усилитель EHPAS можно перенастроить, изменив упругость руля. Правда, делать это лучше заранее, а не на ходу, поскольку для изменения параметров приходится заходить в меню бортового компьютера. Хотя существенной разницы не ощущается.

Момент истины

Обычному «Фокусу» спортивная версия немного проигрывает в практичности и комфорте. На дефекты и неровности, которые встретились нам на французских дорогах, дома я и внимания не обратил бы, а полотно гоночного трека ровнехонькое и гладенькое. И все-таки на «лежачих полицейских» и заплатах асфальта, а также в момент атаки поребриков Ford Focus ST молчаливо и сбито, но ощутимо встряхивает. Впрочем, думается, что это не станет препятствием при покупке, если учесть любовь наших водителей к жестким японским полноприводникам. В отличие от этих машин, в тянучках и плотном городском потоке за рулем «эс-ти» передвигаться легче. Ускорение мощное, однако достаточно плавное и без рывков. Педали чуткие, но не жесткие и довольно информативные. Управляется автомобиль легко и непринужденно. Главное, чтобы вопрос поставки нового Ford Focus ST в нашу страну решился положительно, а не так, как было с предыдущим поколением.

 Комплектация

ABS+EBA+EBD ESP Алюминиевые диски R18 8 подушек безопасности, включая боковые шторки спереди и сзади «Ломающиеся» рулевая колонка и педальный узел Система защиты от травм шеи на передних сиденьях Крепления ISOfix для детских сидений Сигнализация с контролем периметра и датчиком в салоне Иммобилайзер Ц/з с д/у и системой двойного запирания Электрогидроусилитель руля Функция закрытия окон и люка при запирании автомобиля Раздельный климат-контроль Аудиосистема с CD-чейнджером на 6 дисков Подогрев передних сидений, наружных зеркал, переднего и заднего (с омывателем и очистителем) стекол Электропривод стекол всех дверей и наружных зеркал Салонное зеркало с автозатемнением Маршрутный компьютер Отделка салона алюминием Спортивные сиденья Recaro спереди и сзади Обтянутый кожей спортивный руль Ксеноновые фары «Противотуманки»

 Точка зрения 

Джос Капито (Jost Capito)
Директор Ford Team RS

В гамме Ford модель Focus ST выступает в качестве «старшего брата» Fiesta ST. Мы хотели, чтобы автомобиль вдохновлял водителя своими превосходными динамическими характеристиками, радовал отличной управляемостью, а высокая мощность двигателя сочеталась с большим крутящим моментом в широком диапазоне оборотов. Нашу задачу облегчало наличие великолепной базы в виде стандартного Focus, который уже обладает лучшими в своем классе динамическими характеристиками. Поэтому создание версии ST стало для нас исключительно приятной задачей, и мы уверены, что достигли амбициозных целей. Новый Focus также является основным автомобилем для нашей будущей кампании, связанной с чемпионатом мира по ралли.

Мощный и тяговитый мотор
Красивый звук работы двигателя
Яркая внешность
Острота в управлении
Хорошая избирательность механизма КПП
18-дюймовые диски с низкопрофильными шинами – не лучший вариант для наших дорог
Хотелось бы увеличить диапазон регулировок сиденья водителя и количество направлений перемещения руля

 Семь лет усовершенствований

Семь лет назад была разработана и внедрена полностью независимая подвеска, в которую и сегодня не потребовалось вносить принципиальных изменений. Хотя без улучшений не обошлось.

Тщательной настройке подверглись подрамники, а жесткость пружин увеличена на 30%. Размеры пружин для Focus ST были рассчитаны таким образом, что их полный ход остался равен примерно 200 миллиметрам – при том, что дорожный просвет автомобиля на 15 миллиметров меньше, чем у стандартного Focus.

Спереди – стойки McPherson (рис. 1) с пружинами, установленными наклонно относительно новых газовых амортизаторов, нижними L-образными рычагами, оптимизированными передними втулками и задними гидроопорами, а также стабилизатором поперечной устойчивости диаметром 21,5 мм. Предыдущий Focus завоевал сердца любителей активного стиля вождения в основном благодаря подруливающему эффекту задней «многорычажки» Control Blade (рис. 2). Ее геометрия скорректирована для лучшего противодействия силам поперечного ускорения. Диаметр заднего стабилизатора – 21 мм, а его жесткость увеличена на 5%.

 Ford Focus RS WRC

Несмотря на то, что официальная премьера ралли-кара Ford Focus RS WRC спецификации 2006 года состоялась буквально на днях – 1 декабря на автошоу в Болонье, на гоночной трассе эта машина уже побывала. Последний этап чемпионата мира по ралли 2005 года пилоты «голубого овала» Тони Гардемайстер и Роман Креста провели уже на машинах, подготовленных по новым требованиям – то есть оснащенных пассивными дифференциалами и более простой электроникой.

 Алюминиевое сердце

Стандартный пятицилиндровый двухвальный двигатель с системой изменения фаз газораспределения Ti-VCT позаимствовали у соплатформенного Volvo S40. Для быстроты отклика и приемистости силовой агрегат подвергли тюнингу. В его конструкции применены спортивные технологии моторостроения: кованые шатуны, облегченные поршни и маховик, более производительные форсунки, новая программа зажигания и т. п. Улучшена чувствительность дроссельной заслонки к перемещению педали газа.

Блок цилиндров и «голова» нового пятицилиндрового мотора Turbo Duratec отлиты из алюминиевого сплава. Блок крепится к ступенчатой опорной плите, которая принимает на себя вибрации и напряжения при высоких оборотах и снижает нагрузку с шести опорных подшипников коленвала. Тепловой баланс в области камер сгорания обеспечивает гоночная технология охлаждения поперечным потоком жидкости, проходящей через двигатель перпендикулярно коленвалу.

 Ford Focus ST
Общие данные
Тип кузовахэтчбек
Дверей/мест3/5
Габариты Д/Ш/В, мм4362/1840/1447
База, мм2640
Колея передн./задн., мм1535/1531
Клиренс, ммн. д.
Масса снаряжен./полн., кг1392/1860
Объем багажника, л385
Объем бака, л55
Двигатель
Типбенз. с распр. впр. турбо
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R5/4
Объем, см куб.2522
Мощность, кВт (л. с.)/об/мин166(225)/6000
Макс. кр. мом., Нм/об/мин320/1600 – 4000
Трансмиссия
Тип приводапередний
КПП6-ст. мех.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент./диск.
Подвеска передн./задн.незав./незав.
Усилительэлектрогидро
Шины225/40 R18
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч241
Разгон 0 – 100 км/ч, с6,8
Расх. трасса-город, л/100 км6,8 – 13,8
Гарантия, лет/кмн. д.
Периодичность ТО, кмн. д.
Стоимость ТО, грн.н. д.
Цена тестируемого автомобилян. д.
Мин. стоимость в Европен. д.

Дмитрий Чабан
Фото автора и Ford

Редакция благодарит компанию «Виннер Импортс» за помощь в организации поездки