Saab всегда подчеркивал родство своих автомобилей с самолетами. И вот впервые в модельном ряду компании появилась большая машина с внешностью внедорожника. Что это – транспортник? Нет, шведы утверждают, что Saab 9-7х предназначен для активного отдыха. «Пикирующий» звук его мотора еще не встревожил соперников в Европе, где продажи автомобиля пока не начались, но на территории Украины он уже «приземлился». Первыми за «штурвал» пригласили нас.
| | Saab всегда подчеркивал родство своих автомобилей с самолетами. И вот впервые в модельном ряду компании появилась большая машина с внешностью внедорожника. Что это – транспортник? Нет, шведы утверждают, что Saab 9-7х предназначен для активного отдыха. «Пикирующий» звук его мотора еще не встревожил соперников в Европе, где продажи автомобиля пока не начались, но на территории Украины он уже «приземлился». Первыми за «штурвал» пригласили нас. |
Автомобиль производится на заводе GM в Морэйне, штат Огайо, и предназначен для местного рынка. Своего заокеанского происхождения «девять седьмой» не скрывает. Он базируется на платформе и основных узлах внедорожника Chevrolet TrailBlazer. Правда, черты американского прародителя заметны только когда разглядываешь машину сзади и сбоку. Индивидуальность Saab проявляется в изогнутой линии заднего окна и модных нынче фонарях, визуально облегчающих «корму». Из-за черной задней стойки кузова остекление кажется сплошным. Изогнутые рейлинги на крыше повторяют линию заднего окна. В европейской версии они, скорее всего, будут идти как опция.
Зато «лицо» 9-7х полностью соответствует фирменному стилю компании. Чуть выдвинутая вперед радиаторная решетка, узкие фары… Все фамильные черты Saab сохранены. Хромированная «губа» под передним бампером особенно хорошо смотрится на темной машине. Мы же сначала решили опробовать серебристую, с мотором объемом 4,2 л (275 л. с.). Черный 5,3-литровый 304-сильный «девять седьмой» оставляем «на сладкое». Кстати, автомобили с разными двигателями отличаются дисками индивидуального дизайна. Пока 9-7х представлен в двух комплектациях: Linear и Arc. Тестируемая машина в первой – более шикарной.
Серебристый лайнер
Как и во внешности, в интерьере Saab 9-7х нет вычурности. Не обошлось, конечно, без традиционного «саабовского» подстаканника, с эффектным проворотом выскакивающего из передней панели. Пробую разместиться за «штурвалом». Сразу с радостью отмечаю, что здесь используется метрическая система измерения. Так что переводить в уме мили в километры, а градусы по Фаренгейту в градусы по Цельсию не приходится. Да и музыку можно послушать любую – тюнер ловит все волны. А CD-проигрыватель читает формат МР3.
Рукоятка стояночного тормоза расположена ближе к сидящему справа «штурману». А на обычном месте «ручника» – замок зажигания, как принято у Saab. Он также выполняет противоугонную функцию – ключом включается/выключается еще и блокиратор кулисы АКПП. А вот что шведы используют впервые, так это автоматическую активацию подушки безопасности пассажира.
На панели никаких переключателей режимов трансмиссии. Подключение передних колес и блокировки происходит автоматически.
Второстепенные настройки выполняются через бортовой компьютер, а информация выводится на английском, немецком и французском языках. Так, можно активизировать функцию, когда при включении заднего хода правое зеркало будет поворачиваться на заднее колесо, а также многие другие. Есть и бесполезные на нашем рынке опции, как, например, система оповещения о бедствии On Star, кнопки управления которой находятся прямо на зеркале.
На щитке целых шесть приборов. Но считывать основную информацию легко – спидометр и тахометр крупные, а остальные циферблаты собраны сбоку. Главное, чтобы глаз привык выхватывать важные сведения – об уровне топлива и температуре охлаждающей жидкости, а уж потом о степени зарядки аккумулятора и давлении масла.
Кожаные сиденья по-американски комфортабельные и мягкие. Не стоит сомневаться, что все регулировки, включая пневмоподкачку поясничного валика, – электрические. Память настроек и система легкого выхода тоже присутствуют. У рулевой колонки регулируется только высота, зато в каком широком диапазоне! А вылет «баранки» изменять и не требуется. Вместо этого настраивается глубина расположения педального узла: вот он, джойстик электропривода – слева на рулевой колонке.
Жаль, что у тестируемого «девять седьмого» нет такой опции, как подножка. Легче было бы забираться (и выбираться) на второй ряд, поскольку порог довольно высокий. Кажется, что здесь не очень просторно. Подушка дивана действительно коротковата. Зато над головой и для ног места достаточно. К услугам задних пассажиров DVD-проигрыватель с потолочным монитором, стереосистема с индивидуальными настройками и блок управления микроклиматом. Так что всего в салоне можно создать три климатические зоны.
Быстрый перелет
«Шевролетовский» 4,2-литровый Vortek мощностью 275 л. с. легко выбрасывает машину вперед. Независимо от объема силового агрегата на Saab 9-7х устанавливается 4-ступенчатая АКПП. Она подстраивается под стиль вождения, смещая моменты переключения, но никаких дополнительных режимов не имеет. Можно только принудительно ограничить верхний предел переключения тремя, двумя либо одной передачей. Это пригодится тем, кто любит тягать прицепы, трейлеры или яхты с катерами.
При ровном спокойном движении «автомат» иной раз слишком рано «втыкает» высшую передачу. Потом сразу «сбрасывается». Переключение вниз происходит с заминкой, поэтому темп получается рваный. Зато в момент кик-дауна машина мощно, с басовитым рокотом устремляется вперед. Чем быстрее едешь, тем громче «музыка». Сбавил скорость – немного притихла. Компенсируются возрастающие шумы. Но в целом они и так не досаждают – улучшению шумоизоляции уделили особое внимание.
Дорогу «девять седьмой» держит очень уверенно. При этом никакой спортивной жесткости в работе подвески нет. В салоне только равномерное покачивание, а если и доносятся упругие толчки от дефектов покрытия, то лишь как отдаленное эхо. На плавных неровностях проселка ходовая быстро и уверенно гасит раскачку. Пожалуй, разве что серия жестких поперечных борозд на высокой скорости способна заставить подвеску сработать до отбоя при сжатии.
Подъемные силы снижает не только аэродинамика кузова, а даже А-образные передние рычаги (по два на каждое колесо), выполненные в форме антикрыла. Шведские инженеры серьезно модернизировали американскую подвеску, заменив пружины, амортизаторы, сайлент-блоки более жесткими. Сзади же балка неразрезного моста соединена с рамой посредством пяти рычагов и двух пневматических подушек. Последние удерживают кузов авто в горизонтальном положении при любой загрузке. Тем самым, кстати, выполняют еще и роль корректора ксеноновых фар. Кроме того, подушки, жесткость которых контролирует электроника, компенсируют приседания машины при резком разгоне и клевки при замедлении.
Тормоза тоже подверглись доработке – все четыре механизма оборудованы вентилируемыми дисками. Осаживается авто очень уверенно и при этом мягко. В самом конце может ненавязчиво помочь система ABS.
Фигуры высшего пилотажа
Зародившиеся было опасения, что это еще один мягкий комфортный американский «увалень», Saab 9-7х «разбомбил» в первых же виражах. Перенастройка рулевого управления (уменьшили передаточное число, а правую полуось пропустили сквозь масляный картер, как на полноприводных BMW) и установка больших стабилизаторов поперечной устойчивости (спереди – 36 мм, сзади – 24 мм) сделали реакции машины острыми и точными. Мощный гидроусилитель великолепно справляется со своей работой. Даже при быстром вращении в разные стороны «баранку» не «прикусывает». Усилие на руле небольшое, но достаточное, чтобы отлично чувствовать положение передних колес. Ведь в нормальных режимах Saab 9-7х – заднеприводный автомобиль. При резком добавлении газа в повороте это проявляется разве что в легком проскальзывании широких шин 255/55 R18, которые компания Dunlop разработала специально для этой модели.
Машина очень надежно держит траекторию даже на мокром асфальте и легко «докручивается» в повороте за счет самоблокирующегося заднего межколесного дифференциала повышенного трения. Как только ведущие колеса начинают пробуксовывать, часть момента (вплоть до 95%) вискомуфта начинает плавно передавать на переднюю ось. Все работает надежно и слаженно. Курсовую устойчивость помогает сохранить электронная система стабилизации движения StabiliTrak. При этом крены в повороте практически отсутствуют. И такое поведение демонстрирует рамный автомобиль с неразрезным задним мостом – типично внедорожными задатками!
По бездорожью
После «асфальтовых» заездов отправляемся на пересеченную местность. В какой-то момент при штурме очередных буераков одно из задних колес оказывается в воздухе, а второе – в рыхлом песке. Все, останавливаемся. Так честнее. Сходу выбраться из такой ловушки всегда легче. Пока решаю, как аккуратнее съехать с земляного бруствера, отпускаю тормоз.
Мои размышления тут же прерывает жесткий удар под днищем, после чего Saab 9-7х немного сдвигается. Второй удар – все повторяется, и так раз за разом. StabiliTrak через вискомуфту и самоблокирующийся задний «диф» грамотно распределяет крутящий момент на «рабочие» колеса, и те, даже ни разу не забуксовав, стягивают машину.
Разбор полетов
Как настоящий «американец», автомобиль отлично оснащен, очень комфортен и требует от водителя минимум усилий. Знай себе дави на газ, задавай направление и лови заинтересованные взгляды. Несмотря на успехи вне дорог, Saab 9-7х в первую очередь предназначен для асфальта, где он демонстрирует отличное поведение. Сначала автомобиль кажется массивным, но очень быстро это ощущение пропадает. Он очень легкий и приятный в управлении. Для того, чтобы дарить чувство надежности и уверенности как на асфальте, так и вне его, «девять седьмому» совершенно не понадобились дорогие и сложные электронные системы. Так что можно признать – попытка «съехать» с асфальта шведам удалась!
Комплектация |
|
|
| МНЕНИЕ | | Сергей Лукьянчук Директор Центра высшего водительского мастерства «Энергия движения» В глаза сразу бросаются знакомые черты – это Saab и только Saab. Панель управления достаточно консервативна. В новой модели хотелось бы чего-то более оригинального. Не очень удобно, что обозначения режимов работы АКПП не отображены возле селектора. Руль временами перекрывает такой указатель на щитке приборов. При маневрировании вперед-назад с вращением «баранки» приходится останавливаться, чтобы посмотреть, в каком положении стоит рычаг. Обзорность хороша. Зеркала позволяют правильно определять реальную дистанцию. Очень понравились настройки подвески. Автомобиль одинаково комфортен при движении по трассе и пересеченной местности, а также при резком маневрировании. Подвеска отлично отрабатывает крены, быстро справляется с диагональной нагрузкой и хорошо держит машину. Достигнут удачный баланс между жесткостью и мягкостью. Управляемость 9-7х – как у легковой машины. Высокая информативность педалей и рулевого управления позволяет очень быстро начинать ездить на уровне ощущений. Мотору 4,2 л не хватает эластичности. Ощущаются небольшие провалы перед тем, как автомобиль начнет легко и быстро ускоряться. Отклик на нажатие педали газа происходит с запаздыванием. Возможно, таковы настройки управляющей электроники. Это доставляет определенное неудобство при маневрировании и мешает поддерживать плавный темп езды. Saab 9-7х очень эффективно замедляется. ABS срабатывает практически в последний момент. При этом заметны ярко выраженные блокировки колес. Нет ударов по педали и «хрюканья» системы, а просто ощущается, как колеса «отрабатывают» с дорогой. Машину легко увести от препятствия без увеличения тормозного пути. Алгоритм замедления сохраняется как при прямолинейном движении, так и при маневрировании. |
|
|
| |
| Комфортная подвеска | | Отличная управляемость | | Уверенное поведение на дороге | | Минимальные крены | | Высокий уровень оснащения | | Приемлемый расход топлива и большой багажник |
| | Возле рычага нет индикации режимов трансмиссии | | Запаздывания и нелогичные переключения АКПП |
|
Замена борта |
По возвращении на «базу» нам предложили опробовать машину с 5,3-литровой V-образной «восьмеркой». Вы бы отказались? Мы тоже не смогли. Низкое сытое бубнение на холостых оборотах, как при работе мощного лодочного мотора, – именно такими я помню настоящие американские многолитровики. При этом силовой агрегат работает очень мягко и сбалансированно. Мощность двигателя всего на 29 л. с. больше, зато момент выше на 75 Нм. Поэтому немудрено, что «девять седьмой» с таким мотором просто выстреливает вперед, набирая «сотню» всего за 7,8 секунды. Лучшие мощностные и моментные характеристики двигателя вынуждают АКПП работать быстрее и более прогнозируемо. Такой тандем понравился больше, а машина с ним всего на 5 тысяч долларов дороже. По заверениям производителя, расход топлива у 5,3-литровой версии не намного выше, чем у 4,2-литровой. А она, судя по показаниям бортового компьютера, «кушала» при активной езде в городе 17,7 литра бензина. |
|
|
| Saab 9-7х |
Общие данные | Тип кузова | универсал | Дверей/мест | 5/5 | Габариты Д/Ш/В, мм | 4872/1895/1892 | База, мм | 2870 | Колея передн./задн., мм | 1603/1576 | Клиренс, мм | 196 | Масса снаряженная/полная, кг | 2092/2608 | Объем багажника, л | 1160/2270 | Объем бака, л | 83 | Двигатель | Тип | бенз. с распр. впр. | Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R6/4 | Объем, см куб. | 4195 | Мощн., кВт (л. с.)/об/мин | 205(275)/6000 | Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 373/3600 | Трансмиссия | Тип привода | пост. полный | КПП | авт. 4-ст. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. вент. | Подвеска передняя/задняя | незав./зав. | Усилитель | гидро | Шины | 255/55 R18 | Эксплуатационные показатели | Максимальная скорость, км/ч | 191 | Разгон 0 – 100 км/ч, с | 8,9 | Расх. трасса-город, л/100 км | 10,8-15,7 | Гарантия, лет/км | 2/без огр. пробега | Периодичность ТО, км | 10000 | Стоимость ТО, грн. | 550 | Цена тестируемого автомобиля | 365000 грн. | Мин. стоимость с мотором 4,2 л | 354571 грн.* | * Стоимость по курсу НБУ на 22.09.05 |
|
Конкуренты
| Infiniti FX35 |
| Грозный с виду динамичный автомобиль. Двигатель меньшего объема развивает большую мощность. Отличается управляемостью спортивного авто. Приоритет тоже отдан заднему приводу. |
|
|
| VW Touareg |
| С мотора аналогичного объема снимается гораздо большая мощность. Правда, двигатель построен по схеме V8. С ним агрегатируется только 6-ступенчатый «автомат». |
|
|
| Volvo XC 90 |
| Рядная «шестерка» выдает практически такую же мощность, как и мотор Saab, при помощи турбины. За перераспределение крутящего момента между осями отвечает муфта Haldex. |
|
|
| | Infiniti | VW | Volvo |
Мотор: объем, л/мощн., л. с. | 3,5/280 | 4,2/310 | 2,9/272 | Габариты, мм | 4805/1925/1650 | 4755/1930/1725 | 4800/1900/1740 | Колесная база, мм | 2850 | 2855 | 2860 | Объем багажника, л | 775 | 555/1570 | 613 | Макс. cкорость, км/ч | 220 | 225 | 210 | Расх. топлива, л/100 км | 10,7 – 14,7 | 11,6 – 20,3 | 9,6 – 18,5 | Гарантия, лет/км | 1/50000 | 2/без огр. проб. | 2/без огр. проб. | Мин. стоимость | 340875 грн. * | 424617 грн. * | 373503 грн. * | * Стоимость по курсу НБУ на 22.09.05 |
|
Дмитрий Чабан
Фото Андрея Яцуляка
Редакция благодарит «Клуб любителей Saab» за предоставленный на тест автомобиль
На время теста автомобиль был застрахован страховой компанией «Нова»