X

Тест-драйв Mazda3: сильный эмоциональный посыл

Эмоции – вот что должно уравновешивать закостенелый прагматизм и холодную расчетливость бездушной технологичности.

Новая Mazda3 третьего поколения стала более совершенной­ и удобной, однако она сохранила эмоциональность и воспринимается «живой». Все это мы поняли, с удовольствием­ пообщавшись в Крыму с новыми ­«троечками».

Уже в момент вывода на рынок Mazda3 второго поколения («АЦ» № 7’2009) было видно, что королева переоделась в «платье» совершенно нового фасона, но технически и технологически недалеко ушла от авто первого поколения. Да и объемы продаж показали, что одной фирменной улыбки радиаторной решетки для завоевания популярности оказалось мало. И вот теперь (после Mazda6 и СХ-5) в «троечку» вложили душу Kodo («АЦ» № 47’2013) и укрепили ее технологиями SkyActiv («АЦ» № 48’2013).

Mazda3 2013 г. (третье поколение)
• Производится в Японии.
• Mazda3 первой среди машин марки получила системы превентивной безопасности i-Activsense и расширенные online-функции обновленного интерфейса мультимедиа «человек – машина» Human Machine Interface (HMI).
• Mazda3 приобрела такие навыки, как умение предупреждать о  непроизвольном пересечении разметки, самостоятельно останавливаться в городе (на скоростях до 30 км/ч) перед препятствием и переключаться между ближним/дальним светом.
• В Украине модель представлена двумя кузовами – седан и хэтчбек и тремя силовыми агрегатами – классическим MRZ 1.6 с механической коробкой передач, а также SkyActiv-G 1.5 и SkyActiv-G 2.0 с автоматической трансмиссией.
• Автомобиль доступен в четырех комплектациях: Drive, Touring, Touring+ и Exclusive.
• Стоимость – ­от 179 900 грн.

Mazda3 2009 г. (второе поколение)

Душа и тело
Внешность новой Mazda3 соткана из плавных линий и элегантных изгибов. Благодаря им кузов «разговаривает» с нами на языке эмоций и чувств. А в новой оптике и крупном щите радиаторной решетки чувствуется напористость. Новая «троечка» до такой степени выдержана в общем корпоративном стиле, что седан можно спутать со старшей «сес­трой» Mazda6. На самом же деле отличий у них много – размещение передней номерной таблички, пропорции самой решетки, форма фар, оформление задних дверей.

Седан отличается тем, что он на 93 мм длиннее,так что объем его багажника в походном состоянии больше на 100 литров. А в базовой версии со старым 1,6-литровым мотором – еще механической коробкой и клиренсом в 160 мм. С одинаковым движком 1,5 л и АКП седан на 10 кг легче.

А салон Mazda3 индивидуален. Возможно, лишь до планового обновления «шестерки» и СХ-5. Но пока именно в «троечке» мы встречаем новый крупный 7-дюймовый монитор, возвышающийся по центру торпедо. Установлен он во всех комплектациях, кроме базовой, и выглядит достаточно премиально.
Изменчивый крымский ландшафт оказался отличным полигоном – тут вам и запутанные горные серпантины, и затяжные подъемы, и широкие ровные прямики, и асфальт самого разного качества. Экипаж из четырех взрослых человек и полный багажник вещей обеспечили достаточную загрузку, чтобы легче было ощутить разницу в поведении машин с разными двигателями.

Салон встречает приятными на вид и ощупь материалами и качественным исполнением. Верхняя часть передней панели – из мягкого упругого пластика.
Водительское кресло даже в самом дорогом оснащении имеет механические регулировки. Наклон спинки меняется ступенчато, поэтому я так и не сел с максимальным удобством. Пришлось сильнее, чем хотелось бы, откидывать спинку и пододвигаться вперед.

В двух наиболее богатых комплектациях спортивный стиль подчеркивает главенствующий тахометр. Но высматривать в небольшом окошке на его поле показания скорости не приходится…

… ведь в таких машинах установлены проекционные дисплеи, которые открываются за рулевой колонкой. На нем, не отрывая взгляд от дороги, считываешь показания скорости и подсказки навигационной системы.

Кондиционер стоит только в базовой версии со старым мотором. Во всех остальных – 2-зонный климат-контроль.

Подключить мо­биль­ные устройства через парочку разъемов USB и вход AUX…

…а также по протоколу Bluetooth можно во всех машинах, независимо от уровня оснащения.

Чтобы не отвлекаться на «тачение» пальцами нового 7-дюймового монитора (очень, кстати, солидного и дорогого на вид), функция тач-скрин на ходу отключается…

…но все управление интерфейсом «человек–машина» (HMI) легко осуществляется с пульта на трансмиссионном тоннеле около рычага АКП. Схема, достаточно хорошо обкатанная на авто премиум-классов.

Помимо знакомого по двум предыдущим поколениям Mazda3 1,6-лит­рового 105-сильного бензинового мотора, для новой модели доступны современные 1,5- и 2,0-литровые двигатели из новой высокотехнологичной линейки SkyActiv. К ним предлагается обновленный 6-ступенчатый «автомат» (в зависимости от силового агрегата отличается только программное обеспечение). Их мы и испытываем.

Активная проверка

В гористой местности обгоны на затяжных подъемах авто с 1,5-литровым двигателем даются тяжеловато. Хотя он старается изо всех своих 120 сил и 150 Нм. Для этого он на каждой передаче выкручивается до максимальных оборотов, отчего становится очень громким. К тому же такая езда приводит к повышенному расходу топлива. А вот при спокойном передвижении на равнинной местности мотор не досаждает звуком, а коробка переключается аккуратно. То, что надо водителю, предпочитающему размеренный стиль.

Но мы же ненормальные (в хорошем смысле этого слова) люди, нам всегда мало мощности и скорости. А потому с 2,0-литровым двигателем ездить оказалось проще. И разница в большей мере заметна как раз на загруженных машинах. Так, хэтчбек со 150-сильной «двушкой» имеет в запасе дополнительные 60 Нм и набирает скорость легче. Это позволяет более уверенно обгонять и быстрее, а значит, безопаснее, завершать маневр. К тому же этот мотор показался более тихим. Для движения на разрешенных максимальных скоростях ему требуются меньшие обороты.

Моторы с непосредственным впрыском отличает рекордная для серийных бензиновых авто степень сжатия 14:1. Выхлоп 4-2-1 подчеркивает спортивность и облегчает «продувку» цилиндров.

Пока едем в равномерном стиле, работа «автомата» полностью понятна и ожидаема. Однако при активной езде в горах меня не всегда устраивает алгоритм автоматического переключения. Ну, ничего страшного. Чтобы не ждать, пока коробка адаптируется, просто перехожу в ручной режим. Для этого не обязательно переводить селектор АКП в отдельный сектор – достаточно потянуть подрулевой переключатель. Правда, есть они только в двух наиболее дорогих комплектациях. Таким образом, можно держать машину на затяжном спуске пониженной передачей или принудительно уйти на высокую на ровном участке.

Переключаться рычагом – отдельное удовольствие. Тут все, как на спортивных секвентальных коробках, – при разгоне, когда тело прижимает к спинке кресла, рефлекторно и рычаг тяну назад, повышая передачу, а при торможении – наклоняясь вперед, толкаю рычаг, переходя на более низкую ступень. Кик-даун все равно срабатывает, но такой режим добавляет интереса управлению. Схоже работал 2,0-лит­ровый агрегат с АКП и ранее («АЦ» № 17’2010). Но и «поесть» он любил.

314/1228 л

Спинку заднего дивана расположили более наклонно. Правда, за счет этого на 16 литров уменьшился объем багажника седана и на 26 литров – хэтчбека (на фото). Все машины оснащены докатками.

Новая «двушка» оказалась более восприимчивой к смене ритма и стиля вождения. Нам понадобилось километров десять ровной дороги, чтобы расход топлива с 10,2 л успел упасть до 8,2 л. В 1,5-литровым хэтчбеке мы проехали куда больше, а расход топлива на экране маршрутного компьютера с 9,6 л опустился лишь до 8,7 л. Впрочем, учитывая экстремальную езду в горах и малый пробег моторов, не будем ориентироваться на эти цифры, а в ближайшее время постараемся проверить экономичность в обычных режимах.

Мы всегда отмечали заводной характер «троечек». Новая Mazda3 предлагает сбалансированные приятные усилия на руле. Машина управляется легко и точно, непринужденно покоряя запутанные виражи. И если с заднего дивана автомобиль кажется жестковатым, то спереди неровности чувствуются менее остро. Подвеска ощущается скорее упругой, чем тряской. Мелкие дефекты принимают на себя и шины с более высоким, чем мы привыкли видеть в классе, 60-м профилем. А на очень неровной дороге ходовая даже до предела сжимается тихо и без жесткого удара.

Длина седана и хэтбека выросла всего на 5 мм, но колесная база растянулась на 60 мм – до уровня кроссовера СХ-5 (2700 мм).

Только в «топе»
В новой Mazda3 объединили хорошие динамические характеристики, безопасность, экономию топлива и экологические показатели, назвав это соединение «сбалансированный Zoom-Zoom». И в поведении машина демонстрирует хороший баланс между комфортностью хода, устойчивостью и управляемостью. В этом авто нет повышенной концентрации «спортивности», и то же время она не разочаровывает валкостью и бесчувственностью в управлении. Тормоза позволяют даже в экстремальных ситуациях останавливаться без появления новых седых волос на голове. Mazda3 с 1,5-литровым движком – для людей спокойных и расчетливых. 2,0-литровая версия в полной мере демонстрирует новый уровень оснащения и подойдет тем, кто не прочь «позажигать». А если и этого мало, дождитесь турбированной версии MPS. В ней эмоций будет еще больше!

Кузов и комфорт

Дизайн в стиле Kodo (с японского – «душа движения») придал Mazda3 эмоциональный и динамичный облик. Рулевую колонку можно отрегулировать не только по углу наклона, но и глубине. В салоне стало больше места для ног задних пассажиров (909 мм). А чтобы удобнее было путешествовать и над головой оставалось больше пространства, спинку заднего дивана расположили более наклонно…… из-за чего на 16 л уменьшился объем багажника седана и на 26 л – хэтчбека.

Силовой агрегат и динамика

Мотор объемом 1,6 литра (105 л. с.) с МКП позволяет продавать новую «троечку» по цене от 179900 грн. Новые бензиновые двигатели SkyActiv-G объединили хорошую динамику и умеренный «аппетит». Мотор SkyActiv объемом 1,5 л сравнить не с чем, а вот динамика разгона до «сотни» машины с 2,0-литровым агрегатом улучшилась на 1,6 с, а максимальный расход топлива снизился на 2,6 л на 100 км.Более мощный двигатель объемом 2,0 л доступен только для хэтчбека и лишь в самом дорогом варианте. А значит, он будет менее востребован.

Финансы и оснащение

Во всех комплектациях все моторы оснащены системой бесключевого запуска/выключения кнопкой. Подогрев передних кресел во всех машинах. Кондиционер только в «базе», в остальных версиях – 2-зонный климат-контроль. Новая Mazda3 получила новые средства для повышения безопасности и удобства пользования, но…… их полный пакет есть только в хэтчбеке в самой дорогой версии с «двушкой» под капотом. Все эти опции идут одним пакетом, и их нет по отдельности в других вариантах машин. Для модели не предложена камера заднего вида.

Mazda3

SkyActiv-G 1.5

SkyActiv-G 2.0

Общие данные

Тип кузова

хэтчбек

Дверей/мест

5/5

Габариты, Д/Ш/В, мм

4465/1795/1450

База, мм

2700

Клиренс, мм

155

Масса снаряженная, кг

1240/1835

1270/1835

Объем багажника, л

314/1228

Объем бака, л

51

Двигатель

Тип

бенз. с непоср. впр.

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

R4/4

Объем, см куб.

1496

1998

Мощность, кВт(л. с.)/об/мин

88(120)/6000

110(150)/6000

Макс. кр. мом., Нм/об/мин

150/4000

210/4000

Трансмиссия

Тип привода

передний

КП

6-ст. авт.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск. вент./диск.

Подвеска передняя/задняя

независ./независ.

Усилитель

электро

Шины

205/60 R16

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч

186

210

Разгон 0–100 км/ч, с

11,7

9,0

Расх. трасса–город, л/100 км

4,9-7,4

5,1-8,1

Гарантия, лет/км

3/100000

Периодичность ТО, км

20000

Стоимость ТО, грн.

921

Мин. стоим., грн.

214 900

249 900

Один из новых цветов – Soul Red Metallic.

Фото автора и Mazda