X

UAZ Patriot: Настало время перемен

Раньше новые модели УАЗ были явлением столь редким, что работавший над созданием УАЗ-459 молодой инженер к моменту смены модели уже мог сам собираться на пенсию. Сейчас же все изменилось. Приход новых амбициозных владельцев «Северсталь-Авто» пошел заводу на пользу. Через год после появления одной новой модели (Hunter) на рынок вышла другая – Patriot. Остался он таким же «аскетом», каким был 459-й, или теперь содержание соответствует новой форме?

Раньше новые модели УАЗ были явлением столь редким, что работавший над созданием УАЗ-459 молодой инженер к моменту смены модели уже мог сам собираться на пенсию. Сейчас же все изменилось. Приход новых амбициозных владельцев «Северсталь-Авто» пошел заводу на пользу. Через год после появления одной новой модели (Hunter) на рынок вышла другая – Patriot. Остался он таким же «аскетом», каким был 459-й, или теперь содержание соответствует новой форме?

Раньше новые модели УАЗ были явлением столь редким, что работавший над созданием УАЗ-459 молодой инженер к моменту смены модели уже мог сам собираться на пенсию. Сейчас же все изменилось. Приход новых амбициозных владельцев «Северсталь-Авто» пошел заводу на пользу. Через год после появления одной новой модели (Hunter) на рынок вышла другая – Patriot. Остался он таким же «аскетом», каким был 459-й, или теперь содержание соответствует новой форме?

Дать однозначный ответ на этот вопрос непросто. Чтобы быть максимально объективными и постараться оценить машину разносторонне, мы провели универсальный тест-примерку, после чего свое мнение о машине высказали пять экспертов «Автоцентра». Но сначала мы предлагаем вам узнать, что же в этом UAZ нового и как его создавали.

Заграница помогла

Чтобы избежать проблем, которые возникали из-за качества комплектующих, на заводе решили пойти наиболее радикальным и одновременно простым путем – сменить поставщиков. Так были подписаны контракты на поставку запчастей из Прибалтики (приборы RAR), Ближнего (пластик салона) и Дальнего Востока (КПП Dymos), Германии (сцепление LUK, рулевое управление ZF, генератор, стартер и фары Bosch). Мотор – ЗМЗ-409 российского производства. Но высказать в его адрес хоть один упрек язык не поворачивается. Заводится двигатель отменно, работает ровно и тихо. Тяга нормальная, особенно хороша на низах. Пока агрегат один, но в ближайшей перспективе – появление дизеля. Трансмиссия машины знакома по модели Hunter: применены мосты Spicer – передний с пружинной, задний с рессорной подвеской.

Поставкой комплектующих помощь заграницы не исчерпалась. Известно, что мало машину «склепать», надо еще научить ее достойно вести себя. И после заводских испытаний автомобиль отправили в британскую «школу» Prodrive. Эта инжиниринговая компания известна многим своей доводкой раллийных моделей, но специалисты знают и о другой стороне ее деятельности. Компания оказывает неоценимую (конечно, цена есть, и наверняка немалая) помощь по выявлению «детских» болезней только что созданной машины и дает советы по их устранению.

Но в итоге главную работу «уазовцы» сделали сами. Именно они не просто создали один достойный автомобиль, а выпускают Patriot серийно. И приятно, что машины получаются пусть не без огрехов, но все же очень приличные. А если вспомнить цену (базовая версия чуть дороже 16 тысяч долларов), то конкурентов у нее практически нет. Ближайшие преследователи – китайские модели. Но самые близкие по цене не оснащены полным приводом, остальные дороже почти на треть. И ни одна из них пока еще не завоевала и десятой доли того авторитета у почитателей внедорожников, которым пользуется ульяновская техника.

 МНЕНИЕ  

Максим Моргунский
Зам. гл. редактора. Водительский стаж – 19 лет. Ездит на Opel Astra

«Руку мне дай на середине пути, руку мне дай, нам еще долго идти…» – пела когда-то Анне Вески. Именно эту фразу услужливо подсказала память, когда я попытался коротко сформулировать свои впечатления от нескольких дней близкого общения с российским Patriot. «УАЗ» действительно прошел свой крутой поворот и создал принципиально новый автомобиль с массой достоинств.

Российский вездеход стал на порядок комфортнее и удобнее на твердом покрытии. На трассе машина ведет себя неожиданно хорошо. Правда, руль пустоват, и после 100 км/час Patriot начинает рыскать, да и большая парусность ощущается. Но в салоне тихо, а управление не требует особых усилий. А ведь раньше о том, чтобы ехать на UAZ со скоростью под 150 км/ч, и мечтать не приходилось.

Сидеть в креслах Patriot, на мой взгляд, удобнее, чем в большинстве российских легковушек. На втором ряду просторно благодаря колесной базе 2760 мм. Конечно, откидные лавки в багажнике вызовут восторг разве что у спартанцев, но для коротких поездок большой компанией к ближайшему орешнику вполне пригодны. Грузовые объемы сверх всяких похвал – мне удалось за одну ходку перевезти все костюмы и мелкие декорации для двух полноразмерных театральных спектаклей.

Пластик салона простоват, не блещет богатством и отделка сидений. Есть специальная кнопка для включения печки второго ряда. Кстати, благодаря тому, что двигатель прогревается очень быстро, по утрам долго мерзнуть в салоне не приходится.

Отдельного доброго слова заслужили разработчики системы освещения: высоко расположенные фары Bosch Automotive Lighting обеспечивают хорошую видимость при езде ночью.

 МНЕНИЕ  

Андрей Волощенко
Редактор раздела «Автомобили». Водительский стаж – 7 лет. Ездит на BMW 318

Признаться, мне обычно страшно впервые садиться за руль новой модели экс-советских марок. Всегда надеюсь на революционные перемены, благодаря которым за доступную цену можно будет получить нормальный автомобиль. И, как правило, разочаровываюсь. Но только не в этот раз. Новый «уазик» – настоящая вещь!

Машина громадная. Салон по максимуму может вместить 9 пассажиров (5 стандартно и по 2 на откидных лавках в багажнике). Есть все блага цивилизации, за исключением кондиционера (он не входит в простую комплектацию Classic, а предусмотрен для Comfort и Limited). А вот чего нет даже в дорогих версиях, так это подогрева сидений. Странно, ведь зеркала его получили. Чем хуже водитель и пассажир?

При разработке новинки не стали изобретать велосипед и стараться все делать самостоятельно. Корейская коробка передач Dymos отличается прекрасной избирательностью, а иранское торпедо «помалкивает» даже при езде по пересеченной местности. Новая прибалтийская комбинация приборов на первый взгляд не так уж информативна, ведь самих приборов меньше, чем у Hunter. Но оказывается, вольтметр и указатель давления масла выводятся на электронное табло, «размещенное» в поле тахометра.

Даже став гораздо более «цивильным», Patriot ни грамма не потерял во внедорожных характеристиках. Он свободно преодолевает песчаные барханы и движется по грязи даже в глубокой колее. Кстати, полный привод лучше включить еще до выезда на бездорожье. Для подключения передних полуосей нужно по старинке выйти из машины и повернуть (кстати, очень легко) «трещотки» на ступицах передних колес. Зато потом ломлюсь куда глаза глядят. Главное – крепко держаться за руль, а пассажиру – за ручку на панели. Скачет машина сильно, но пробить подвеску почти невозможно.

 МНЕНИЕ  
Сергей Матусяк
Редактор раздела «Практика». Водительский стаж – 12 лет. Ездит на Daewoo Sens

Маркетологи «УАЗа» предполагают, что Patriot не только станет помощником фермеров и сельхозпроизводителей, но и будет востребован жителями городов. Следовательно, на асфальте и в уличных пробках машина должна чувствовать себя не хуже, чем на проселке. Проведя несколько дней за рулем Patriot в городе, владельцу легковой иномарки с таким мнением согласиться трудно. Высокое положение сиденья (что подразумевает не только хорошую обзорность, но и трудности при посадке), вид большого капота перед глазами, тяжелые педали, звуки от работы трансмиссии – все это производит впечатление, что управляешь небольшим, но все же грузовиком. Между тем при вождении многих других современных внедорожников с аналогичными габаритами таких неудобств не возникало. Конечно, в передвижении по городу на такой машине есть и определенные плюсы. Заплатив 16 тысяч долларов, владелец Patriot получает значительно большее уважение коллег по транспортному потоку, чем если бы был в легковушке по той же цене, а бордюры и выбоины уже не кажутся препятствием. Кстати, по стоимости новый Patriot довольно точно занимает свою нишу – автомобиль выглядит гораздо богаче, чем Chevrolet Niva (она дешевле на 3 тысячи долларов), но несколько проще, чем «китайцы» Great Wall Safe и ему подобные (они дороже Patriot на те же 3 – 5 тысяч долларов). Учитывая такую разницу, а также «патриотичное» название, новый русский внедорожник, бесспорно, найдет своего покупателя. Но основное время тот будет эксплуатировать машину отнюдь не в городской толчее…

 МНЕНИЕ  

Александр Понырко
Водитель-испытатель. Водительский стаж – 12 лет. Ездит на Audi 80

Новый Patriot c его ярким и современным дизайном вполне можно поставить рядом с моделями известных автопроизводителей. Но тогда и оценивать его нужно без снисхождения, с которым мы смотрим на выпущенные на просторах бывшего СССР модели. Впрочем, если попытаться найти конкурента за те же деньги, очень скоро поймешь, что никого и близко нет. Поэтому «нюансы» машине можно с легким сердцем простить. Тем более что замечаний куда меньше, чем предполагалось вначале.

Первые минуты поездки напомнили мне время обучения в автошколе и учебную езду на ГАЗ-52, когда половина хода педали тормоза является свободным ходом, а автомобиль при этом считается исправным. Это в определенной мере присуще и новому UAZ Patriot. Очевидно, это издержки первых автомобилей. Видимо, старое правило, что «советскую» машину после покупки нужно самостоятельно отрегулировать и перетянуть все крепежи, все еще в силе.

После нескольких километров привыкаешь к характеру автомобиля и начинаешь больше внимания обращать на достоинства, чем на мелкие недостатки. Подвеска достаточно комфортная для городской езды и работает сбито, без посторонних звуков. А легкое рулевое управление делает езду приятнее даже когда приходится много маневрировать. Посадка высокая. Из-за руля обозреваешь дорогу поверх крыш легких SUV, будто это компактные легковушки и низкие спортивные купе. Обратная сторона этой медали – садиться/высаживаться приходится в два приема: первый шаг на подножку (48 см) и лишь с нее в салон/из салона (64 см). При этом очень хочется за что-то держаться, а специальных ручек на стойках кузова нет.

Очевидно, устранить «тяжесть» тормозов можно, а к малоинформативному рулевому вскоре привыкаешь. UAZ Patriot оказывается стоящей машиной, особенно на бездорожье.

 МНЕНИЕ  

Юрий Дацык
Редактор раздела «Техника и сервис». Водительский стаж – 14 лет. Ездит на ВАЗ-21099

Несмотря на недостатки в работе органов управления, в целом Patriot понравился. Думаю, благодаря множеству импортных комплектующих этот внедорожник стал более надежным, а высокая ремонтопригодность его российской «части» позволит избежать проблем при эксплуатации как городскими жителями (для охоты и рыбалки), так и фермерами.

В ходе теста Patriot поразила «дизельная» тяговитость 2,7-литрового бензинового двигателя с инжекторной системой питания. Уже начиная с 1000 оборотов он плавно разгоняет автомобиль на любой передаче без малейших признаков подергиваний и детонации. В этом заслуга не столько КПП, сколько мотора – самого обычного потомка 16-клапанного двигателя ЗМЗ-406, который устанавливается на «Волги» и «Газели». Но если 406-й отличается нелюбовью к низким оборотам, то ЗМЗ-409.10 – его полная противоположность. Столь важную для бездорожья тяговитость получили, грамотно увеличив рабочий объем с 2,3 л до 2,7 л. Добились этого за счет увеличения не только диаметра цилиндров (с 92 до 95,5 мм), но и рабочего хода поршня (94 вместо 86 мм). Максимальный крутящий момент при этом вырос с 200 до 230 Нм. Причем максимальная мощность даже меньше (142,8 л. с. у ЗМЗ-409 против 145 л. с. у ЗМЗ-406), хотя объясняется это очень просто – 409-й агрегат малооборотистый. Его максимальная мощность снимается при 4400 об/мин.

Грамотно сделаны и подвески, позволяющие достаточно уверенно чувствовать себя на трассе (при разумной скорости) и на бездорожье. При проектировании ходовой учтена доступность обслуживания и ремонта. Все узлы с изнашиваемыми резинотехническими деталями (втулками) – например, стабилизатор и его стойки – полностью разбираются, так что заменить их не составит труда.

Привлекла внимание и конструкция тормозной системы. Например, стояночный тормоз – трансмиссионный, т. е. оснащен барабанным механизмом, «врезанным» между выходным валом раздаточной коробки и карданным валом заднего моста. Он менее эффективен, чем классический механизм «ручника», зато намного надежнее и долговечнее, так как в его приводе отсутствуют ржавеющие тросы.

 МНЕНИЕ  

Юлий Максимчук
Редактор рубрик «Проверено временем» и «Дорожный патруль». Водительский стаж – 13 лет. Ездит на VW Golf GTI 16V

Российский внедорожник преобразился кардинальным образом. Если убрать фирменные эмблемы, Patriot запросто можно принять за иномарку. Элегантные закругленные обводы кузова, «линзованная» передняя оптика, окрашенные пластиковые бамперы, расширители колесных арок и декоративный защитный колпак «запаски» сбивают с толку, и сразу трудно поверить, что перед вами детище ульяновских автостроителей. Да что там говорить! Даже владельцы Toyota Land Cruiser Prado и Land Rover Discovery уважительно относились к такому соседу на дороге.

Приятно порадовал и современный интерьер с аккуратно выполненным торпедо, тканевой отделкой, удобными сиденьями и переключателями, прозрачным люком в крыше и даже регулировкой высоты «баранки». Замечательно! Впрочем, среди всей этой красоты все же иногда встречаются некоторые неприятные недоработки, присущие отечественной продукции. Например, пятая дверь открывается с трудом – замок отрегулирован плохо. В тестовой машине «глючил» центральный замок, самопроизвольно закрываясь и грозя оставить незадачливого водителя за бортом.

Не понравились настройки гидроусилителя рулевого управления. Он слишком мощный и не обеспечивает достаточной обратной связи. Есть замечание и к тормозам – несмотря на наличие вакуумного усилителя, к педали нужно прикладывать большие усилия. Жаль также, что создатели не догадались оборудовать щиток приборов лампами, информирующими о включении режимов работы «раздатки».

 МНЕНИЕ  

Игорь Широкун
Обозреватель. Водительский стаж – 21 год. Ездит на ВАЗ-21011

Удивительный автомобиль. При всей его внешней новизне, как только сел за руль, сразу узнал старину «козлика». Причем отнюдь не в худшем смысле. Как другие славные марки узнаются по очертаниям кузова, по стилю интерьера – тут порода проявляется в тяге двигателя с самых низов, которой позавидует иной дизель, по невероятно энергоемкой подвеске, по «тумблерному» включению передач. Удивило, что при таких значительных размерах не вызывает проблем парковка, маневрирование в стесненных условиях – бордюры не страшны, обзор отличный, в том числе и по зеркалам, руль благодаря гидроусилителю очень легкий. Задний габарит читается по «запаске», а самый «проблемный» правый передний угол капота виден из-за «баранки» даже при моем среднем росте. Неожиданно резвым оказался разгон – во всяком случае, на городских скоростях. Посадка такая высокая, что чувствуешь себя одной из главных персон на дороге – и окружающие не решаются что-либо против этого возразить. Но полного удовольствия от езды в городе не получаешь. Во-первых, у педалей сцепления и тормоза слишком большой ход, что утомляет, а во-вторых, хочется более точного рулевого управления. Из-за этого просто страшно направлять машину в узкие «окна» в транспортном потоке – а вдруг именно в этот момент ее потянет в сторону? И тем не менее авто в целом понравилось. Самое неожиданное – что UAZ может быть таким комфортабельным и тихим. Кроме печки, все работает бесшумно: мотор, трансмиссия, подвеска, «дворники».

 УАЗ-3163
Общие данные
Тип кузовауниверсал
Дверей/мест5/5(9)
Габариты, Д/Ш/В, мм4647/1929/2000
База, мм2760
Колея передн./задняя, мм1600/1600
Клиренс, мм210
Грузоподъемность, кг600
Масса снаряж./полн., кг2070/2670
Объем багажника, лн. д.
Объем бака, л87
Двигатель
Типбенз. с распр. впр.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/2
Объем, см куб.2693
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин105(143)/4400
Макс. кр. мом., Нм/об/мин230/3900
Трансмиссия
Тип приводаподкл. полный.
КПП 5-ст. мех.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./барабан.
Подвеска передняя/задняязав./зав.
Усилитель рулягидро
Шины225/75 R16
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч150
Разгон 0 – 100 км/ч, сн. д.
Расх. трасса-город, л/100 км10,4 – 14,0
Гарантия, лет/км2/50000
Периодичность ТО, км5000
Стоимость ТО, грн.769
Цена тестируемого автомобиля81450 грн
Цена баз. версии Classic81450 грн.

Фото Владислава Бойко
Редакция благодарит корпорацию «АИС» за предоставленный на тест автомобиль