X

ВАЗ 2107, ЗАЗ-11030841: Уравнение с двумя известными

После очередного внесения поправок в законодательство цена ВАЗ-2107 и ЗАЗ «Славута Люкс» с инжекторным мотором сравнялась. За каждую из этих моделей в Украине сегодня просят около пяти с половиной тысяч долларов. На какой же из них остановить свой выбор?

После очередного внесения поправок в законодательство цена ВАЗ-2107 и ЗАЗ «Славута Люкс» с инжекторным мотором сравнялась. За каждую из этих моделей в Украине сегодня просят около пяти с половиной тысяч долларов. На какой же из них остановить свой выбор?

После очередного внесения поправок в законодательство цена ВАЗ-2107 и ЗАЗ «Славута Люкс» с инжекторным мотором сравнялась. За каждую из этих моделей в Украине сегодня просят около пяти с половиной тысяч долларов. На какой же из них остановить свой выбор?

Естественно, что при выборе бюджетного автомобиля такие критерии, как изысканная внешность и стильный дизайн, отходят на второй план. В первую очередь рассматриваются удобство и надежность. Степень надежности своих автомобилей производители оценивают приблизительно одинаково, предоставляя на каждую машину гарантию 2 года или 40 тысяч км пробега. А с уровнем комфорта нам еще предстоит разобраться.

По сравнению со «Славутой» ВАЗ выглядит скромнее, причем не столько из-за угловатости, сколько за счет окраски. Его кузов покрыт обычной эмалью, в то время как «Славута» сверкает «металликом», за который, впрочем, нужно доплачивать 480 грн.

Социалистический комфорт

Салоны обеих машин, как и основы их конструкции, разрабатывались еще в советские времена, поэтому многие решения сегодня понять достаточно сложно. Как, например, то, что замок зажигания расположен под левую руку. Кстати, среди полутысячи автомобилей, протестированных сотрудниками «Автоцентра», так замок зажигания был расположен, пожалуй, лишь в Porsche. Но вернемся к нашей парочке…

Благодаря более эргономичному взаимному расположению руля и педалей посадка за рулем удобнее в «Славуте». «Семерка» же имеет недостаток, характерный для всей «вазовской» «классики», – водителю приходится сидеть, сильно согнув ноги в коленях.

Сиденья тоже больше понравились в «Славуте». «Вазовские» хоть и имеют более широкие с виду поля боковой поддержки, на поверку оказались не слишком удобными и к тому же совершенно не фиксируют поясницу.

Система вентиляции салона явно лучше в «семерке». Блок управления с тремя ползунками и одним переключателем скоростей вентилятора ВАЗа пусть и замысловат, зато позволяет точно распределять направление потоков воздуха, а в дождь быстро высушивать стекло. В «Славуте» же ручки, регулирующей направление обдува, вообще нет. Изменяются только температура и скорость работы вентилятора. А вот «дворники» больше понравились у ЗАЗа. Точнее, «дворник», ведь он один. Несмотря на это, он очищает значительно большую площадь лобового стекла, чем пара маленьких «вазовских» щеток.

В «семерке» на одно отделение для различной мелочевки больше. Как и в «Славуте», здесь есть небольшой перчаточный ящик и отделение возле рычага КПП. Кроме того, имеется полочка под бардачком.

Обе машины оснащены эконометром. Но толку от этого мало, ведь он то и дело «мечется». На панели приборов нашей «Славуты» нет тахометра.

Зеркала заднего вида в тестируемых машинах одинаково маленькие и неудобные. На месте покупателя я бы сразу отправился на авторынок за новыми, более крупными. А вот кузовные стойки совершенно не мешают обзору.

Комплектация «Славуты» гораздо богаче, чем ВАЗа. Здесь есть центральный замок с дистанционным управлением, магнитола с задними колонками. Имеются даже передние электростеклоподъемники. Правда, обе кнопки управления почему-то расположены слева от рулевой колонки, и у пассажира нет доступа к ним.

Второй ряд – не второй сорт

На задних сиденьях в «семерке» ощутимо просторнее. Над головой даже рослых пассажиров остается место, да и для ног пространства больше. Впрочем, это естественно, ведь колесная база ВАЗа больше на 10,4 см. Дополнительное удобство обеспечивает мягкий откидной подлокотник по центру дивана. А вот в «Славуте» даже при компактной посадке переднего пассажира сзади места остается буквально впритык. Когда я сажусь за отрегулированным под себя передним креслом (при росте 184 см), колени упираются в спинку переднего кресла, а голова почти касается потолка.

Грузоперевозки

Престижный дорогой автомобиль может быть и непрактичным. Но для бюджетной машины это нонсенс. И оценка способности перевозить грузы в нашем тесте – один из ключевых факторов.

Определенно, «Славута» лучше приспособлена к перевозке длинномеров и крупногабаритных грузов. Во-первых, у нее значительно ниже погрузочная высота (76 см против 87 см у ВАЗа). Во-вторых, в багажник «семерки» большой груз попросту не войдет из-за ограниченного размера проема. В «Славуте» можно сложить задние сиденья, и тогда в багажник войдут предметы длиной до 172 и шириной до 85 см. Причем загрузить их не составит труда благодаря большому погрузочному проему, который открывает подъемная задняя дверь.

Разгоны, виражи

Перед выездом на полигон, проводя обязательную проверку машины, отмечаю, что у ВАЗа ряд комплектующих – украинского производства. На машину установлены белоцерковские шины, аккумулятор «Иста», кременчугские колесные диски.

Что ж, масло на необходимом уровне, тормозная жидкость тоже, давление в шинах в норме. Все готовы? Тогда в путь. Вот только на заправку заскочить нужно. Подъехав на «Славуте» к колонке, снимаю крышку бензобака и кладу ее на специально предусмотренное для этого крепление на внутренней стороне лючка. А коллега, управляющий ВАЗом, вынужден нести крышку в руках. Специального места для нее нет – не класть же ее на новенькое лакокрасочное покрытие!

Уже первые разгоны и торможения показали, что мотор «Славуты» раскручивается энергичнее, однако он оказался более шумным. Двигатель ВАЗ исправно тянет и не вызывает нареканий. Педали тяжелее у «семерки», особенно тормоза и сцепления. «По-жигулевски» мал ход переключения передач, хороша четкость работы механизма. А вот КПП «Славуты» требует привыкания не только из-за не самой лучшей избирательности, но и «благодаря» алгоритму переключения: пятая включается назад, а задняя – направо и вперед, однако с утапливанием рычага. То есть опасность включить задний ход на скорости исключена, но все равно включать пятую очень непривычно.

Разгон обеих машин на фоне иномарок скромный. Но это не смертельно. А вот вялые тормоза, которые с большой неохотой замедляют автомобиль… Дело в том, что автомобили создавались в соответствии с уже устаревшими советскими стандартами. И в 70-х годах, когда разрабатывалась техническая «начинка» наших машин, тормозной путь 40,2 м со скорости 80 км/ч считался нормальным. Сегодня же темп жизни заметно увеличился и ситуация на дорогах изменилась, а значит, повысились требования к работе тормозов. Сейчас западные стандарты, в соответствии с которыми создаются современные автомобили, требуют на той же дистанции остановки со скорости уже 100 км/ч.

Подвеска ВАЗ обеспечивает хорошую плавность хода на разных типах покрытия – даже на разбитой дороге в ее салоне вполне комфортно, тогда как в «Славуте» ощутимо трясет. Зато на полигоне ЗАЗ явно выигрывает. Более легкое рулевое управление делает «Славуту» более предсказуемой. Да и разворачивается она охотнее: радиус разворота – 10 метров, тогда как у ВАЗ – 11,2. В «семерке» с ее тяжелым рулем придерживаться траектории сложнее.

С ростом скорости на виражах очки уравниваются: за счет более энергоемкой подвески, широких шин и большей колесной базы скоростные маневры лучше даются ВАЗу. «Зазовская» машина легче уходит в занос, а из-за скромной ширины колес шины легче «подламываются».

Кто к чему стремится

Вот и пришло время решить наше уравнение с двумя известными. ВАЗ-2107 имеет определенные преимущества, как то: комфортная подвеска и устойчивость в скоростных виражах. И пусть здесь нет подъемников и центрального замка, зато места в салоне больше, а разобраться с ремонтом карбюраторного мотора легко и вне фирменных станций. Но по объективным показателям вперед вырвалась все же ЗАЗ «Славута». Она больше подходит при грузоперевозках, экономичнее, легче в управлении, маневреннее и богаче оснащена.

 МНЕНИЕ  

Юрий Дацык
Редактор раздела «Техника и сервис». Водительский стаж – 14 лет. Ездит на ВАЗ-21099

«Вазовская» «семерка» и «зазовская» «Славута» – это два автомобиля, к которым до сих пор проявляют наибольший интерес жители небольших городов и сельской местности. Им, наверное, будет интересно узнать, изменилось ли что-нибудь в конструкции этих машин, что может улучшить или ухудшить их эксплуатационные характеристики. Один из важных факторов – качество окраски, ведь это напрямую влияет на долговечность покрытия, т. е. способность противостоять возникновению коррозии. Особых претензий к лакокрасочному покрытию машин нет, хотя у «семерки» на поверхности просматривается большая «шагрень». Цветовая гамма ВАЗ-2107 недавно обновилась, но включает в себя только пастельные тона. При применении краски такого типа нет необходимости в последующем нанесении дополнительного слоя лака. Восстановить такое покрытие на «семерке» дешевле, а вот по привлекательности и долговечности, несомненно, выигрывает «Славута», окрашенная «металликом». Двухслойное покрытие «краска плюс лак» более долговечно и обеспечивает лучшую защиту от коррозии. Багажник «семерки» имеет более практичную легко моющуюся обшивку – из пластика и кожзаменителя. В Славуте для чистки ворсистой обшивки багажника без пылесоса не обойтись. С точки зрения обслуживания, на периферии более практичной оказывается «семерка», оснащенная карбюраторной системой питания. Инжекторный мотор «Славуты» благодаря отсутствию ручного «подсоса», более стабильной работе и обеспечиваемой динамике разгона удобнее в эксплуатации. Однако если возникнут проблемы с впрыском, избавиться от них будет сложнее, чем перебрать и настроить карбюратор. Кстати, «АвтоВАЗ» уже давно планирует выпускать только инжекторные «семерки», поэтому карбюраторные модификации скоро вообще могут исчезнуть. После покупки оба автомобиля желательно довести «до ума». Они нуждаются в антикоробработке, установке подкрылков, а в сельской местности пригодится и защита картера. Чтобы передний пассажир в «Славуте» мог пользоваться электростеклоподъемником правой двери, придется перенести или продублировать кнопку его включения либо ближе к центру торпедо, либо на дверь пассажира. Могут потребоваться и другие доработки. Например, если говорить об автомобилях, попавших к нам на тест, придется поколдовать и над тормозами – в «семерке» над тугой педалью, а в «Славуте» – поискать причину вибраций при замедлении. Впрочем, это, вероятнее всего, дефекты именно тестируемых авто. Все это желательно сделать сразу после покупки, пока «работает» гарантия.


ВАЗ

Более просторный салон
Комфортная и энергоемкая ходовая
Тише в салоне
Простота конструкции и ремонтопригодность мотора в «полевых условиях»
Тяжелые органы управления
Простота оснащения
Большая погрузочная высота багажника


ЗАЗ

Более удобный багажник и возможность трансформации
Выше динамика
Меньше расход топлива
Более качественная покраска
Легче маневрировать
Слабая шумоизоляция салона
Примитивная система вентиляции салона
Низкая четкость переключения КПП

 История ВАЗ-2107

Машина, заслужившая в южных республиках бывшего Советского Союза звание «Русский «Мерседес», производится с 1982 года. От ВАЗ-2105 отличается высокой декоративной решеткой радиатора и иными бамперами. Оснащалась двигателем объемом 1,5 л и 5-ступенчатой КПП. Модификация 21072 имела скромный 1300-кубовый двигатель, а модификация 21074 – 1,6-литровый мотор. Позже появилась модификация 21073 с 1,7-литровым двигателем. Кроме моделей с традиционным ДВС в опытно-промышленном производстве «ВАЗа» была выпущена небольшая партия ВАЗ-21079 с роторным мотором.

 История «Славуты»

Серийный выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» с кузовом лифтбек начался в 1999 году. Первоначально автомобиль предлагался с 1,2-литровым мотором мощностью 58 л. с.

В 2002 появилась модификация с 1,3-литровым 63-сильным карбюраторным мотором, позаимствованным у модели Sens.

В 2003 году у «Славуты» появился 1,3-литровый двигатель с инжекторной топливной системой, соответствующий экологическим нормам Евро 2.

Полуторалитровый двигатель «классики», который изначально предназначался для модели ВАЗ-2103 и до сих пор устанавливается на ВАЗ-2107, стал настоящим долгожителем благодаря сбалансированности своих характеристик. Его создали еще в 70-х годах прошлого столетия на базе мотора ВАЗ-2101 с рабочим объемом 1,2 л. Увеличения объема добились за счет изменения хода поршня с 66 до 80 мм, для чего потребовались более «высокий» блок цилиндров и коленвал с увеличенным радиусом кривошипа (диаметр цилиндров при этом остался 76 мм). «Троечный» мотор устанавливался не только на ВАЗ-2103, но и на множество других «Жигулей» – «четверку» (21043), «пятерку» (21053), «шестерку» (21061) «семерку» (2107). Сегодня этот силовой агрегат выпускается в двух исполнениях – с карбюраторной и инжекторной системами питания. Последний вариант соответствует нормам Евро 2.

Мотор «Славуты» гораздо моложе, однако история его появления в начале XXI столетия очень похожа на историю создания «троечного» двигателя ВАЗа. Сначала в Мелитополе на базе 1,1-литрового мотора МеМЗ-245 сделали 1,2-литровый МеМЗ-2457, для чего увеличили ход поршня с 67 до 73,5 мм, то есть установили новый коленвал с большим радиусом кривошипа (36,75 мм) и другие поршни со смещенным отверстием под палец (для исключения контакта с головкой блока). Этот двигатель предназначен для моделей «Таврия» и «Славута». Объем мотора для моделей Daewoo Sens и «Славута» решили повысить за счет увеличения диаметра цилиндров с 72 до 75 мм. Старый блок цилиндров для расточки оказался непригодным, так как стенки цилиндров могли получиться очень тонкими. Поэтому для 1,3-литрового мотора МеМЗ-307 (3071) создали новый блок цилиндров. Для унификации деталей моторов 2457 и 307 межцентровое расстояние между цилиндрами оставили прежним, что позволило использовать коленвал и головку блока 1,2-литрового двигателя. «Безопасной» толщины стенок цилиндров добились за счет уменьшения сечения каналов рубашки системы охлаждения.

 ВАЗ-2107ЗАЗ «Славута»
Общие данные
Тип кузоваседанлифтбек
Дверей/мест4/55/5
Габариты, Д/Ш/В, мм4145/1620/14463980/1578/1320
База, мм24242320
Колея передн./задняя, мм1365/13211315/1305
Клиренс, мм163162
Масса снаряж./полн., кг1060/1460790/1190
Объем багажника, л325300/740
Объем бака, л3938
Двигатель
Типбенз. карб.бенз. с распр. впр.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/2
Объем, см куб.14511299
Мощн., кВт (л. с.)/об/мин52,5(71,4)/560048,5(66)/5500
Макс. кр. мом., Нм/об/мин110/3400105/3250
Трансмиссия
Тип приводазаднийпередний
КППмех. 5-ст.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск./барабан.
Подвеска передняя/задняянезав./завис.незав./полузав.
Усилитель руля
Шины175/70 R13155/70 R13
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч150157
Разгон 0 – 100 км/ч, с17,016,0
Расх. трасса-город, л/100 км6,9 – 9,25,6 – 8,0
Гарантия, лет/км2/40000
Периодичность ТО, км10000
Стоимость ТО, грн.450
Цена баз. версии, грн.2812528629*
Цена тест. авто, грн.2812529109
* C инжекторным 1,3-литровым мотором
Минимальная стоимость «Славуты» с карбюраторным 1,2-литровым мотором – 21909 грн.

 КомплектацияВАЗЗАЗ
Центр. замок с д/у+
Передние эл. стеклоподъемники+
Магнитола+
Подсветка багажника+
Колесные колпаки+
Подлокотник на задних сиденьях+
Обогрев заднего стекла++
Часы в салоне+
Цвет «металлик»480 грн.
Спойлер на крышке багажника+

Андрей Волощенко
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит автосалон АФ «Универсал Авто» за предоставленные на тест автомобили

На время теста автомобили были застрахованы страховой компанией «Нова»