Марка Volvo давно завоевала статус премиум-бренда. Но ее флагман XC90 все же не мог на равных конкурировать с представителями элиты SUV. Не хватало одного штриха – мотора большого объема. И наконец-то топ-версия Volvo XC90 обзавелась новым 4,4-литровым двигателем.
| | Марка Volvo давно завоевала статус премиум-бренда. Но ее флагман XC90 все же не мог на равных конкурировать с представителями элиты SUV. Не хватало одного штриха – мотора большого объема. И наконец-то топ-версия Volvo XC90 обзавелась новым 4,4-литровым двигателем. |
Внешне новая машина отличается лишь отдельными штрихами. На графитово-серой решетке радиатора и задней двери появились «шильдики» V8. У новой модификации 18-дюймовые колесные диски с индивидуальным рисунком, боковые молдинги и ручки дверей выкрашены в цвет кузова. Как ни странно, выхлопной патрубок у нее только с одной стороны бампера, хотя и сдвоенный. В остальном это тот же XC90, к которому мы привыкли за два года производства.
Восемь поперек
Интересно, что это, пожалуй, единственный на сегодня внедорожник, который выпускается с мотором V8, расположенным поперечно. Сами «вольвовцы» заявляют, что такая компоновка позволяет сохранить большие сминаемые зоны и обеспечить безопасность при столкновении (оценка EuroNCAP – пять звезд). Не стану спорить. Но, возможно, основным фактором стало то, что машину не планировали оснащать восьмицилиндровым мотором. И лишь реалии рынка заставили разработать новый двигатель и вживлять его в уже готовую компоновочную схему. Поэтому агрегат нужно было сделать максимально компактным.
Из имеющихся в арсенале концерна Ford не подошел ни один. Хотя выбор немал, да и имена чего стоят: Jaguar, Aston Martin. Но двигатели этих машин никогда не старались делать компактными. Посему обратились к корифеям моторостроения, которые знают толк в миниатюризации, – японцам. Новый V8 разрабатывался совместно с компанией Yamaha. Кстати, она же будет заниматься выпуском и поставкой агрегатов. Ранее эта японская компания уже создала V-образную «восьмерку» для американского Ford Taurus.
Чтобы сделать двигатель компактным, специалистам было необходимо уменьшить угол развала цилиндров до 60 градусов. А рассмотрев фото блока, замечаю, что ряды разместили со смещением на пол-цилиндра относительно друг друга. В результате мотор получился удивительно малым. Но из-за уменьшения угла развала и смещения цилиндров могла пострадать плавность работы. Чтобы не допустить этого, в двигателе применили балансировочный вал противовращения.
Большое внимание уделено звуку работы мотора. Предназначенные для европейского и американского рынка версии настраивали по-разному. «Наши» V8 работают тише, чем «заморские». Так что на холостых «европейцы» еле слышно шуршат под капотом. И лишь когда педаль акселератора вдавлена, голос мотора превращается в тот самый утробный рык, которым славятся «восьмерки». Он бодрит, ласкает слух и совсем не «напрягает».
Сила – в стабильности
Создав машину для динамичной езды, «вольвовцы» где только могли подстраховали водителя. Например, подходя к повороту на разгоне, XC90 не меняет передачу. И вроде пора бы переходить на следующую, но нет. Весь вираж «автомат» держит ступень. Автомобиль распознает угол поворота «баранки» и не переключается в повороте, чтобы не прерывать передачу тяги на колеса.
Если сравнить поведение V8 и Т6, становится очевидным, что новинка ощутимо резвее и охотнее откликается на работу педалями. По большей части причина не столько в разнице мощности, сколько в трансмиссии. Рядный 5-цилиндровый 2,9-литровик T6 оставляет мало места для КПП, поэтому она 4-ступенчатая. Из-за этого сами передачи получились длинными, что делает разгон довольно плавным и не столь уж динамичным. А вот более короткий V8 с двумя рядами по четыре цилиндра оставил место для 6-ступенчатого «автомата» Geartronic. Пять сближенных передач обеспечивают быстрый разгон и отменную отзывчивость машины на работу педалью газа. А высшая шестая с передаточным числом 0,68 позволяет здорово экономить при размеренном движении по трассе.
Модификация V8 стала еще и первой Volvo, оснащаемой усовершенствованной системой полного привода AWD, которая получила функцию Instant Traction (мгновенная тяга). Ее суть в том, что механизм многодискового сцепления Haldex с электронным управлением оснащен клапаном, который помогает поддерживать в муфте постоянное давление масла и после остановки двигателя. Так что даже при старте, когда насос еще не успел закачать рабочую жидкость в муфту, она уже передает момент на задние колеса, тем самым обеспечивая лучшую динамику разгона. После 15 км/ч муфта снова распускается, переходя в автоматический режим.
В нормальных условиях 95% мощности уходит на передние колеса. Однако при их проскальзывании межосевая муфта блокируется и отдает на заднюю ось до половины крутящего момента. В большей степени это пригодится в зимнее время на скользкой дороге. При активной езде на полигоне система стабилизации курсовой устойчивости DSTC пресекает попытки сорвать машину в скольжение. Более того, чтобы не допустить критического крена кузова, система защиты от опрокидывания RSC подкорректирует траекторию, умерив тягу мотора и подтормаживая отдельные колеса. А довести машину до грани устойчивости, войдя в раж, довольно просто. Запас тяги под правой ногой огромный. Мотор оснащен системой непрерывной регулировки фаз газораспределения CVVT, что улучшает его эластичность. Крутящий момент 368 Нм (83% максимума) достигается уже в районе 2000 об/мин. Для улучшения тяги на низких оборотах также применен дополнительный клапан во впускном коллекторе. Если частота оборотов коленвала ниже 3200 об/мин, клапан перекрывает один из воздуховодов, направляя весь воздух через оставшийся. Благодаря этому увеличивается скорость воздушного потока, что способствует улучшению смесеобразования.
Высокая (1,78 м) машина молниеносно реагирует на движение руля. Чего и следовало ожидать, ведь баранка от упора до упора совершает всего 2,7 оборота!
Для самой мощной версии конструкцию подвески переделывать не стали и дорожный просвет (218 мм) оставили прежним. Но чтобы мощный и тяжелый XC90 V8 уверенно держался на дороге, ходовую перенастроили, сделав жестче, чем у версии T6. Благодаря этому большой автомобиль не кренится при резких маневрах. Правда, на неровностях дороги пассажиров ощутимо трясет. Кстати, семиместная версия (опция за доплату 1926 евро, которая доступна и для Т6) отличается от пятиместной не только подвижным средним рядом и наличием детского сиденья, но и иной задней подвеской. Вместо обычных амортизаторов здесь установлены активные с автоматической подкачкой. Это помогает сохранить одинаковое положение кузова независимо от загрузки салона и багажника.
Итог
Определенно, новый мотор делает модель V8 гораздо солиднее. Важны не только элитный звук его работы и отменная тяга, но и резвый нрав XC90 V8. Им машина во многом обязана новой быстрой АКПП с шестью ступенями. В автомобиле нет агрессии, но его переполняет сила. А силу уважают всегда.
Комплектация |
|
|
| Второй пилот | | Александр Понырко Водитель-испытатель Демонстрируя превосходную динамику, XC90 V8 остается послушным на предельных скоростях, точно следует в нужном направлении. Нет ни малейших намеков на рыскания, даже на скорости 200 км/ч авто не требует от водителя особого напряжения. Можно спокойно совершать обгоны и перестраиваться. Уверенности добавляет довольно невысокая по меркам SUV посадка. Мощная тормозная система легко и непринужденно замедляет двухтонный автомобиль, переводя его кинетическую энергию в тепловую. При выполнении маневров на высоких скоростях и в критических ситуациях, когда машина не может удержаться на курсе, в действие вступает электроника. Сброс газа и замедление колес происходит мягко, поведение остается стабильным и прогнозируемым, легко контролируется водителем. С упражнениями на скоростное руление ХС90 тоже справился без замечаний, настройки рулевого обеспечивают легкость управления в различных режимах движения. Не меньшая заслуга в таком поведении принадлежит конструкции и настройкам подвески, которая, на мой взгляд, не совсем подходит для движения по пересеченной местности. Впрочем, это и не нужно. Стихия ХС90 – широкие скоростные дороги. С бездорожьем он тоже справится, но без особого энтузиазма. |
|
|
| |
| Отменная тяга двигателя в широком диапазоне оборотов | | Быстрая АКПП | | «Продвинутая» конструкция полного привода | | Хорошая устойчивость |
| | Нет гармонии в отделке салона деревом, алюминием и кожей | | Аудиосистема не поддерживает MP3 и DVD |
|
Конкуренты
| BMW X5 4.4 |
| Отточенные реакции и небольшой дорожный просвет делают BMW X5 машиной, ориентированной на скоростную езду. С нынешнего года у модели новая система полного привода xDrive. |
|
|
| Porsche Cayenne S |
| Самый «многолитровый» и мощный из конкурентов обладает еще и немалым дорожным просветом 21,7 см. В качестве опции предлагается активная пневмоподвеска. |
|
|
| Range Rover Sport 4.4 |
| Новая модель Range Rover совмещает дорожные настройки с большим внедорожным потенциалом, который достигается благодаря системе Terrain Response и активной подвеске. |
|
|
| | BMW | Porsche | Range Rover |
Мотор: объем, л/мощн., л. с. | 4,4/320 | 4,5/340 | 4,4/299 | Крутящий момент, Нм | 440 | 420 | 425 | Габариты, мм | 4665/1870/1720 | 4780/1930/1700 | 4790/1930/1785 | Колесная база, мм | 2820 | 2855 | 2745 | Клиренс, мм | 180 | 217 | 172 – 227 | Макс. cкорость, км/ч | 210 | 242 | 209 | Разгон 0-100 км/ч, с | 7,0 | 6,8 | 8,9 | Расх. топлива, л/100 км | 10,2 – 18,2 | 11,8 – 22,8 | н. д. | Гарантия, лет/км | 2/без. огр. пробега | 2/без. огр. пробега | 3/100000 | Мин. стоим. | 430767 грн. | 490448 грн. | 446017 грн. |
|
| Volvo XC90 V8 |
Общие данные | Тип кузова | универсал | Дверей/мест | 5/7 | Габариты, Д/Ш/В, мм | 4798/1898/1784 | База, мм | 2857 | Колея передн./задняя, мм | 1634/1624 | Клиренс, мм | 21.8 | Масса снаряж./полн., кг | 2046/2760 | Объем багажника, л | 246/613/н. д. | Объем бака, л | 80 | Двигатель | Тип | бенз. с распр. впр. | Расп. и к-во цил./кл. на цил. | V8/4 | Объем, см куб. | 4414 | Мощность, кВт (л.с.)/об/мин | 232(315)/5850 | Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 440/3900 | Трансмиссия | Тип привода | полный | КПП | 6-ст. авт. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. вент. | Подвеска передняя/задняя | незав./незав. | Усилитель руля | гидро | Шины | 235/65 R18 | Эксплуатационные показатели | Максимальная скорость, км/ч | 210 | Разгон 0 – 100 км/ч, с | 7,3 | Расх. трасса-город, л/100 км | 9,6 – 19,8 | Гарантия, лет/км | 2/100000 | Периодичность ТО, км | 15000 | Стоимость ТО, грн. | 1200 | Цена тестируемого автомобиля | 468110 грн.* | Цена баз. версии | 426955 грн.* | * По курсу НБУ на 23.11.05 |
|
Андрей Волощенко
Фото Андрея Яцуляка
Редакция благодарит компанию «Виннер Импортс» за предоставленный на тест автомобиль