X

Акцизом – по бездорожью и … кошелькам автовладельцев

18 ноября 2010 года – свершилось: ВРУ приняла Налоговый кодекс, в Разделе 6 «Акцизный налог» которого, узаконили замену пресловутого транспортного сбора повышением акцизов на моторные топлива. Само по себе такое решение нельзя назвать «революционным»: в Европе уже давно применяется данный метод. Да что там - в Европе, еще в Киевской Руси бравые дружинники взымали «подорожную» на границах удельных княжеств, причем размер взымаемого никак не зависел от размера или веса волов, тянущих телегу.

18 ноября 2010 года – свершилось: ВРУ приняла Налоговый кодекс, в Разделе 6 «Акцизный налог» которого, узаконили замену пресловутого транспортного сбора повышением акцизов на моторные топлива. Само по себе такое решение нельзя назвать «революционным»: в Европе уже давно применяется данный метод. Да что там – в Европе, еще в Киевской Руси бравые дружинники взымали «подорожную» на границах удельных княжеств, причем размер взымаемого никак не зависел от размера или веса волов, тянущих телегу. Так и существующий до сих пор транспортный сбор, размер которого зависел от объема двигателя транспортных средств, нельзя было назвать справедливым. В самом деле: какое значение имеет объем двигателя автомобиля, который спокойно стоит себе в гараже и не гнет свои колесные диски в дорожных ямах? Теперь, казалось бы, справедливость восторжествовала: больше ездишь – больше платишь. И это правильно. Именно поэтому идею включения транспортного налога в стоимость топлива многие поддерживали. Это и понятно, ведь риторикой наши чиновники владеют не в пример лучше, чем, скажем, арифметикой или экономикой. К счастью, у нас в стране уже давно обязательное среднее образование и мы в состоянии сложить одно с другим. Как говорил М.Жванецкий, « … у него теперь есть калькулятор, и он все подсчитывает…». Давайте и мы попробуем подсчитать. Итак, по заявлению чиновников Минфина, отмена транспортного сбора приводит к потере Бюджетом около 1,5 млд.грн/год. Компенсировать эти потери предложено через увеличение акцизного сбора с моторных топлив. Давайте с помощью нашего калькулятора, здравого смысла и знаний математики в объеме средней школы и проверим это.

Итак, за год, рынок Украины (по данным Госкомстата) потребляет порядка 4,6 млн.тн/год бензинов и около 5,1 млн.тн/год дизельного топлива. Увеличение же акцизов узаконено на 50 евро/тн для бензинов и (в среднем) порядка 20 евро/тн для дизельного топлива. Для дизельного топлива мы берем среднее значение, так как у нас существует дифференцированная ставка акциза на ДТ, в зависимости от массовой доли серы, содержащейся в нем. Несложные манипуляции с клавиатурой калькулятора показывают, что расчетные цифры дополнительных поступлений в Бюджет составят: по бензину – 2,461 млд.грн/год, а по ДТ – 1,091 млд.грн/год. Вместе эта цифра составит никак не меньше 3, 552 млд.грн/год. Проще говоря, это нововведение должно дать Бюджету поступлений ровно в 2,37 раза больше, чем при уплате транспортного сбора традиционным методом. Совсем не плохо… Для Минфина не плохо, а для нас с вами? А нам с вами придется «облегчить» наши кошельки на дополнительные 50 коп/литр при каждой заправке на АЗС. Если продолжить эти занимательные манипуляции с калькулятором, то можно обнаружить, что больше всех пострадают от этого именно владельцы малолитражных автомобилей, т.е. наименее обеспеченная часть автовладельцев. Возьмем для примера среднегодовой пробег автомобиля с 2-х литровым двигателем около 15 тыс.км/год, а средний расход топлива не более 12л/100 км. Таким образом, годовое потребление бензина окажется на уровне 1800 литров/год. При этом, если раньше транспортный сбор для владельца такого автомобиля составлял от 180 до 250 грн/год, то при включении транспортного сбора в стоимость топлива, дополнительные расходы автовладельца составят уже ( 1800 л. Х 0,5грн) никак не меньше 900 грн/год. Таки образом, на лицо увеличение затрат от 3,6 до 5 раз, в зависимости от объема двигателя. В то же самое время, владелец 500-го Мерседеса, который раньше платил 2000 грн/год в виде транспортного сбора, при расходе даже 20л/100км и том же пробеге дополнительно «раскошелится» уже только на 1500 грн/год. Как это прикажете понимать? Не так давно, я слышал от представителей новой власти совсем другое: «Богатые должны платить больше». Что имелось в виду? Может за чашку чая в дорогом ресторане типа «Велюр» по отношению к стоимости того же чая в «Кофе-Хауз»? Во всяком случае, как и всегда, за все заплатит потребитель, причем, как мы уже убедились, именно самый многочисленный и минимально обеспеченный.

Есть у этого нововведения и другая «сторона медали». Не секрет, что чем выше налоги, тем выше желание использовать различные схемы т.н. «оптимизации» этого налогообложения. И, чем выше цены на нефтепродукты, тем выше соблазн торговать контрафактной продукцией, а то и вовсе – «бодягой». Особенно – при отсутствии надлежащего контроля за качеством со стороны Государства и адекватной ответственности. Будут ли предприняты соответствующие изменения в законодательство и ликвидированы разного рода «льготники» в этой связи, лично у меня уверенности нет. Остается только надеяться, что наполнение доходной части Бюджета будет (наконц-то!) осуществляться не только за счет «выкручивания» содержимого карманов добросовестных граждан, но и за счет ликвидации всех, без исключения, преференций. А то и просто – откровенно контрабандных схем импорта нефтепродуктов, доля которых сейчас приближается уже к 40%. А может, именно уже с учетом этого, введены такие завышенные ставки акциза, предназначенные для компенсации отмененного транспортного сбора? Поживем – увидим…